В статье рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения качества и безопасности продовольствия, как одного из главных факторов обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства. Проведен анализ законодательных актов России и Беларуси, Евразийского экономического союза в этой области с целью выявления основных направлений сближения и гармонизации законодательства на основе международных требований. Отмечается, что Россия и Беларусь имеют развитую законодательную базу в сфере обеспечения качества и безопасности продовольствия, однако, указанные законы не решают в полной мере всех правовых проблем, связанных с регулированием отношений в многозвенной цепи «производство – потребление пищевых продуктов» и защиты прав потребителей, обеспечением контроля за обращением продукции на продовольственном рынке. Рассмотрены основные законодательные акты Союзного государства, направленные на гармонизацию законодательства по вопросам качества и безопасности продовольствия в рамках формирования единой аграрной политики Союзного государства. Выработка единых подходов в аграрной политике по качеству и безопасности продовольствия будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности Союзного государства, развитию торговых отношений между странами, позволит создать единый бренд качества продовольственных товаров Союзного государства и укреплению его позиций в международной торговле продовольствием.
Представленная статья посвящена анализу цен, как одного из ключевых инструментов экономического регулирования, а также складывающихся ценовых соотношений в АПК, являющихся основой сбалансированного развития аграрной отрасли экономики. Отмечается, что несмотря на то, что ценовая ситуация на агропродовольственном рынке традиционно находится в центре внимания как органов государственной власти, так и научного сообщества, до настоящего момента так и не удалось обеспечить разработку эффективных механизмов, которые бы оперативно способствовали ее стабилизации при возникновении волатильности цен на отдельные виды продукции. Тенденция роста ценового разрыва между различными сферами АПК и потребительским рынком показана на примере динамики цен на мясо крупного рогатого скота, птицу, пшеницу и семена подсолнечника. Подчеркивается, что ускорение темпов роста цен происходит на каждом этапе производственно-сбытовой цепочки. В результате существенно снижается доля сельскохозяйственных производителей в структуре розничных цен. Выявлена значительная дифференциация субъектов страны по ценовым соотношениям, проведена группировка, позволившая определить регионы с благоприятными и неблагоприятными ценовыми соотношениями для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отмечается, что, действуя в условиях бюджетных ограничений, государству необходимо более активно участвовать в регулировании цен и ценовых отношений в АПК. Предложены отдельные организационно-экономические меры, направленные на обеспечение стабилизации ценовой ситуации на агропродовольственном рынке, включая разработку нормативных правовых актов, которые позволят выстроить единый подход и принципы формирования системы цен в АПК с учетом интересов всех участников агропродовольственного рынка.
Статья посвящена исследованию инструментов налоговой политики в АПК для обеспечения устойчивого экономического роста. Проведена оценка последствий реформирования налоговой политики в АПК с помощью различных инструментов по регулированию налоговых отношений, которые позволили установить положительное влияние на производство агропродовольственной продукции, повысить инвестиционную привлекательность и выявить пробелы в налоговой политике. Анализ эффективности налоговой политики по отраслям АПК проводился через показатели уровня налоговой нагрузки, индексов производства продукции и инвестиций в основной капитал. Оценка влияния факторов на формирование налоговой нагрузки в сельскохозяйственной отрасли по группам регионов с низкой налоговой нагрузкой, средней и выше средней выявила, что использование инструментов налоговой политики таких как налоговые льготы, преференции и создание льготных налоговых территорий, позволили большей части регионов получать прибыль от сельскохозяйственного производства, быть рентабельными и обеспечивать большую часть налоговых поступлений в бюджет. При этом, анализ инструментов налоговой политики показал, что, несмотря на большое количество налоговых льгот и преференций, создание благоприятных условий сельскохозяйственному бизнесу, многие из них несовершенны из-за отсутствия системного подхода в их формировании. Таким образом, необходимо разработать комплексные и системные меры для создания сбалансированного механизма налогового регулирования в сельском хозяйстве, этому может способствовать создание модели экосистемы на базе цифровой платформы АИС Налог-3, объединяющая налоговые органы, налогоплательщиков и другие внешние институты для прозрачности отслеживания налоговых потоков по всем цепочкам продвижения товаров и поможет настроить инструменты налоговой политики по созданию условий для устойчивого экономического роста.
Вывод аграрной экономики России на траекторию стабильного инновационного развития в условиях геостратегической напряженности и усиливающегося санкционного давления со стороны недружественных стран во многом определяется темпами внедрения и использования передовых технологий производства и систем управления сельским хозяйством на различных уровнях. В этой связи представляет интерес опыт дружественных государств, активно стимулирующих различными экономическими инструментами и административными мерами трансфер передовых технологий в аграрной сфере экономики. Среди таких стран особый интерес вызывает опыт Китайской Народной Республики, на примере которой в статье анализируется влияние инноваций и цифровых технологий на развитие сельского хозяйства. Рассматриваются ключевые направления государственной политики и программы, направленные на модернизацию сельского хозяйства и повышение устойчивости сельских районов. Особое внимание уделено существующим стратегиям развития сельских районов и обеспечению продовольственной безопасности. Исследование подчеркивает важность государственной поддержки, включая субсидии и гранты на научные исследования и внедрение новых технологий в сельскохозяйственный сектор.
Как и большинство бюджетов в России бюджет Республики Башкортостан основан на принципах самостоятельности, гласности единства и полноты. Принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в соответствии с нормативной регламентацией не противоречат законодательству. А именно Конституции Республики Башкортостан, «О бюджетной системе Республики Башкортостан» и подобное. Бюджетная система Республики Башкортостан – это основанная на государственном устройстве, административно-территориальном делении, регулируемая нормами права совокупность республиканского бюджета, бюджетов районов и городов, сельских и поселковых бюджетов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов [2]. Аналитическое исследование, представленное в статье, представляет нам дефицит консолидированного бюджета Республики Башкортостан и совокупность государственного долга. Также нами представлены направления развития финансовой стратегии для улучшения финансового состояния Республики.
В статье рассмотрены основные задачи проекта «Аграрная наука – шаг в будущее развитие АПК». Представлены сравнительные показатели результативности научных исследований Программы фундаментальных научных исследований России. Проанализирована динамика изменения «Уровня инновационной активности организаций» в разрезе основных видов деятельности. Рассмотрен удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации. Исследован кадровый состав сельскохозяйственных организаций по специализации, а также уровень образования специалистов основных производственных служб. Сделан вывод о том, что развитие отечественного научного потенциала и внедрение инновационных решений становится архиважным для дальнейшего развития агропромышленного комплекса России, соответственно, оценка эффективности указанных процессов приобретает особое значение.
Статья посвящена исследованию особенностей функционирования российского рынка минеральных удобрений. Дается оценка основных его сегментов по таким параметрам, как факторы и условия размещения производственных мощностей, основное сырье и степень его доступности, капиталоемкость строительства новых объектов производства, тип рынка, уровень и сила конкуренции, концентрация производства, политика ценообразования, численность основных игроков, определяющие объем продаж факторы и ряд других. В ходе проведенного исследования определены особенности сложившегося территориального размещения организаций по производству минеральных удобрений применительно к отдельным федеральным округам и субъектам России. Дополнительно проанализированы производство основных видов сырья и полупродуктов, необходимых для выпуска минеральных удобрений, а также их распределение между производственными компаниями и холдингами. Применительно к каждому сегменту рынка удобрений определен состав групп доминирующих организаций-производителей.
В последние годы вопросы продовольственной безопасности приобрели особое значение для многих стран мира, в том числе для Союзного государства России и Беларуси. Осознавая важность обеспечения населения качественными и доступными продовольственными товарами, обе страны активно работают над созданием и реализацией комплекса организационно-экономических мер. Они направлены на формирование устойчивых систем производства, обработки и распределения продуктов питания, что важно для поддержания социально-экономической стабильности и развития. В представленном исследовании сделана попытка выявить системные вопросы обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства и сформулировать рекомендации по изменению ситуации. Аналитические данные, отображающие текущее состояние продовольственных рынков Союзного государства, показывают положительную динамику в сельскохозяйственном секторе, что является результатом реализованных мер. Применение современных агротехнологий, внедрение инновационных подходов в логистику и распределение продуктов способствуют укреплению продовольственной безопасности. Одним из ключевых аспектов сотрудничества является обмен опытом и технологиями в области сельского хозяйства. Учитывая климатические и экономические особенности каждой из стран, Россия и Беларусь активно внедряют наиболее успешные практики друг друга.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной в 2020 г., под продовольственной безопасностью подразумевается продовольственная независимость и гарантия физической и экономической доступности для населения полноценного питания в размере не менее рациональных норм потребления. Отсюда следует ориентация на самообеспечение продовольствием посредством наращивания собственного производства. Значительные различия регионов по природно-климатическим, социально-экономическим условиям и факторам, влияющим на потенциал сельского хозяйства, продовольственную независимость отдельных субъектов России делают необходимым рассмотрение доступности продовольствия на региональном уровне. В статье представлена система показателей для оценки экономической и физической доступности продовольствия в агропродовольственных системах регионов в процессе низкоуглеродной трансформации. На основе данной системы критериев с помощью метода главных компонент рассчитаны рейтинги регионов при оценке доступности продовольствия в АПС регионов России. Разработана типология регионов России по уровню самообеспеченности, экономической и физической доступности продовольствия. Проведен сравнительный анализ эффективности региональных АПС в процессе низкоуглеродной трансформации.
Проблема взаимосвязи демографических процессов и экономической безопасности государства приобретает особую актуальность в современных условиях, характеризующихся сложной геополитической обстановкой и структурными изменениями в мировой экономике. Для России демографический кризис, проявляющийся в депопуляции, старении населения и сокращении численности трудоспособного населения, представляет серьезный вызов экономической безопасности. В статье проводится комплексный анализ влияния ключевых демографических тенденций на рынок труда, бюджетную устойчивость и совокупный спрос. Исследуются цели, приоритеты и инструменты государственной демографической политики, а также их эффективность в контексте обеспечения экономической безопасности. Особое внимание уделяется оценке роли миграционных процессов в формировании рынка труда и обеспечении демографической безопасности. На основе проведенного анализа формулируются рекомендации по совершенствованию демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости, снижение смертности, оптимизацию миграционных потоков и повышение качества человеческого капитала. Авторы приходят к выводу о необходимости разработки и реализации комплексной и долгосрочной стратегии демографического развития, учитывающей взаимосвязь демографии и экономической безопасности. Важным аспектом такой стратегии должно стать создание благоприятной социально-экономической среды, способствующей укреплению института семьи и повышению качества жизни населения.