Яндекс.Метрика

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения качества и безопасности продовольствия, как одного из главных факторов обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства. Проведен анализ законодательных актов России и Беларуси, Евразийского экономического союза в этой области с целью выявления основных направлений сближения и гармонизации законодательства на основе международных требований. Отмечается, что Россия и Беларусь имеют развитую законодательную базу в сфере обеспечения качества и безопасности продовольствия, однако, указанные законы не решают в полной мере всех правовых проблем, связанных с регулированием отношений в многозвенной цепи «производство – потребление пищевых продуктов» и защиты прав потребителей, обеспечением контроля за обращением продукции на продовольственном рынке. Рассмотрены основные законодательные акты Союзного государства, направленные на гармонизацию законодательства по вопросам качества и безопасности продовольствия в рамках формирования единой аграрной политики Союзного государства. Выработка единых подходов в аграрной политике по качеству и безопасности продовольствия будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности Союзного государства, развитию торговых отношений между странами, позволит создать единый бренд качества продовольственных товаров Союзного государства и укреплению его позиций в международной торговле продовольствием.

ЦЕНОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ В АПК – КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

Представленная статья посвящена анализу цен, как одного из ключевых инструментов экономического регулирования, а также складывающихся ценовых соотношений в АПК, являющихся основой сбалансированного развития аграрной отрасли экономики. Отмечается, что несмотря на то, что ценовая ситуация на агропродовольственном рынке традиционно находится в центре внимания как органов государственной власти, так и научного сообщества, до настоящего момента так и не удалось обеспечить разработку эффективных механизмов, которые бы оперативно способствовали ее стабилизации при возникновении волатильности цен на отдельные виды продукции. Тенденция роста ценового разрыва между различными сферами АПК и потребительским рынком показана на примере динамики цен на мясо крупного рогатого скота, птицу, пшеницу и семена подсолнечника. Подчеркивается, что ускорение темпов роста цен происходит на каждом этапе производственно-сбытовой цепочки. В результате существенно снижается доля сельскохозяйственных производителей в структуре розничных цен. Выявлена значительная дифференциация субъектов страны по ценовым соотношениям, проведена группировка, позволившая определить регионы с благоприятными и неблагоприятными ценовыми соотношениями для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Отмечается, что, действуя в условиях бюджетных ограничений, государству необходимо более активно участвовать в регулировании цен и ценовых отношений в АПК. Предложены отдельные организационно-экономические меры, направленные на обеспечение стабилизации ценовой ситуации на агропродовольственном рынке, включая разработку нормативных правовых актов, которые позволят выстроить единый подход и принципы формирования системы цен в АПК с учетом интересов всех участников агропродовольственного рынка.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В АПК КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Статья посвящена исследованию инструментов налоговой политики в АПК для обеспечения устойчивого экономического роста. Проведена оценка последствий реформирования налоговой политики в АПК с помощью различных инструментов по регулированию налоговых отношений, которые позволили установить положительное влияние на производство агропродовольственной продукции, повысить инвестиционную привлекательность и выявить пробелы в налоговой политике. Анализ эффективности налоговой политики по отраслям АПК проводился через показатели уровня налоговой нагрузки, индексов производства продукции и инвестиций в основной капитал. Оценка влияния факторов на формирование налоговой нагрузки в сельскохозяйственной отрасли по группам регионов с низкой налоговой нагрузкой, средней и выше средней выявила, что использование инструментов налоговой политики таких как налоговые льготы, преференции и создание льготных налоговых территорий, позволили большей части регионов получать прибыль от сельскохозяйственного производства, быть рентабельными и обеспечивать большую часть налоговых поступлений в бюджет. При этом, анализ инструментов налоговой политики показал, что, несмотря на большое количество налоговых льгот и преференций, создание благоприятных условий сельскохозяйственному бизнесу, многие из них несовершенны из-за отсутствия системного подхода в их формировании. Таким образом, необходимо разработать комплексные и системные меры для создания сбалансированного механизма налогового регулирования в сельском хозяйстве, этому может способствовать создание модели экосистемы на базе цифровой платформы АИС Налог-3, объединяющая налоговые органы, налогоплательщиков и другие внешние институты для прозрачности отслеживания налоговых потоков по всем цепочкам продвижения товаров и поможет настроить инструменты налоговой политики по созданию условий для устойчивого экономического роста.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ТРАНСФЕРА ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КИТАЯ

Вывод аграрной экономики России на траекторию стабильного инновационного развития в условиях геостратегической напряженности и усиливающегося санкционного давления со стороны недружественных стран во многом определяется темпами внедрения и использования передовых технологий производства и систем управления сельским хозяйством на различных уровнях. В этой связи представляет интерес опыт дружественных государств, активно стимулирующих различными экономическими инструментами и административными мерами трансфер передовых технологий в аграрной сфере экономики. Среди таких стран особый интерес вызывает опыт Китайской Народной Республики, на примере которой в статье анализируется влияние инноваций и цифровых технологий на развитие сельского хозяйства. Рассматриваются ключевые направления государственной политики и программы, направленные на модернизацию сельского хозяйства и повышение устойчивости сельских районов. Особое внимание уделено существующим стратегиям развития сельских районов и обеспечению продовольственной безопасности. Исследование подчеркивает важность государственной поддержки, включая субсидии и гранты на научные исследования и внедрение новых технологий в сельскохозяйственный сектор.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕГИОНА

Как и большинство бюджетов в России бюджет Республики Башкортостан основан на принципах самостоятельности, гласности единства и полноты. Принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга, и в соответствии с нормативной регламентацией не противоречат законодательству. А именно Конституции Республики Башкортостан, «О бюджетной системе Республики Башкортостан» и подобное. Бюджетная система Республики Башкортостан – это основанная на государственном устройстве, административно-территориальном делении, регулируемая нормами права совокупность республиканского бюджета, бюджетов районов и городов, сельских и поселковых бюджетов, а также бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов [2]. Аналитическое исследование, представленное в статье, представляет нам дефицит консолидированного бюджета Республики Башкортостан и совокупность государственного долга. Также нами представлены направления развития финансовой стратегии для улучшения финансового состояния Республики.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТИТУТА ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

В статье рассмотрены основные задачи проекта «Аграрная наука – шаг в будущее развитие АПК». Представлены сравнительные показатели результативности научных исследований Программы фундаментальных научных исследований России. Проанализирована динамика изменения «Уровня инновационной активности организаций» в разрезе основных видов деятельности. Рассмотрен удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации. Исследован кадровый состав сельскохозяйственных организаций по специализации, а также уровень образования специалистов основных производственных служб. Сделан вывод о том, что развитие отечественного научного потенциала и внедрение инновационных решений становится архиважным для дальнейшего развития агропромышленного комплекса России, соответственно, оценка эффективности указанных процессов приобретает особое значение.

РОССИЙСКИЙ РЫНОК МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Статья посвящена исследованию особенностей функционирования российского рынка минеральных удобрений. Дается оценка основных его сегментов по таким параметрам, как факторы и условия размещения производственных мощностей, основное сырье и степень его доступности, капиталоемкость строительства новых объектов производства, тип рынка, уровень и сила конкуренции, концентрация производства, политика ценообразования, численность основных игроков, определяющие объем продаж факторы и ряд других. В ходе проведенного исследования определены особенности сложившегося территориального размещения организаций по производству минеральных удобрений применительно к отдельным федеральным округам и субъектам России. Дополнительно проанализированы производство основных видов сырья и полупродуктов, необходимых для выпуска минеральных удобрений, а также их распределение между производственными компаниями и холдингами. Применительно к каждому сегменту рынка удобрений определен состав групп доминирующих организаций-производителей.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

В последние годы вопросы продовольственной безопасности приобрели особое значение для многих стран мира, в том числе для Союзного государства России и Беларуси. Осознавая важность обеспечения населения качественными и доступными продовольственными товарами, обе страны активно работают над созданием и реализацией комплекса организационно-экономических мер. Они направлены на формирование устойчивых систем производства, обработки и распределения продуктов питания, что важно для поддержания социально-экономической стабильности и развития. В представленном исследовании сделана попытка выявить системные вопросы обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства и сформулировать рекомендации по изменению ситуации. Аналитические данные, отображающие текущее состояние продовольственных рынков Союзного государства, показывают положительную динамику в сельскохозяйственном секторе, что является результатом реализованных мер. Применение современных агротехнологий, внедрение инновационных подходов в логистику и распределение продуктов способствуют укреплению продовольственной безопасности. Одним из ключевых аспектов сотрудничества является обмен опытом и технологиями в области сельского хозяйства. Учитывая климатические и экономические особенности каждой из стран, Россия и Беларусь активно внедряют наиболее успешные практики друг друга.

РЕЙТИНГИ РЕГИОНОВ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В АПС РЕГИОНОВ В ПРОЦЕССЕ НИЗКОУГЛЕРОДНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной в 2020 г., под продовольственной безопасностью подразумевается продовольственная независимость и гарантия физической и экономической доступности для населения полноценного питания в размере не менее рациональных норм потребления. Отсюда следует ориентация на самообеспечение продовольствием посредством наращивания собственного производства. Значительные различия регионов по природно-климатическим, социально-экономическим условиям и факторам, влияющим на потенциал сельского хозяйства, продовольственную независимость отдельных субъектов России делают необходимым рассмотрение доступности продовольствия на региональном уровне. В статье представлена система показателей для оценки экономической и физической доступности продовольствия в агропродовольственных системах регионов в процессе низкоуглеродной трансформации. На основе данной системы критериев с помощью метода главных компонент рассчитаны рейтинги регионов при оценке доступности продовольствия в АПС регионов России. Разработана типология регионов России по уровню самообеспеченности, экономической и физической доступности продовольствия. Проведен сравнительный анализ эффективности региональных АПС в процессе низкоуглеродной трансформации.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Проблема взаимосвязи демографических процессов и экономической безопасности государства приобретает особую актуальность в современных условиях, характеризующихся сложной геополитической обстановкой и структурными изменениями в мировой экономике. Для России демографический кризис, проявляющийся в депопуляции, старении населения и сокращении численности трудоспособного населения, представляет серьезный вызов экономической безопасности. В статье проводится комплексный анализ влияния ключевых демографических тенденций на рынок труда, бюджетную устойчивость и совокупный спрос. Исследуются цели, приоритеты и инструменты государственной демографической политики, а также их эффективность в контексте обеспечения экономической безопасности. Особое внимание уделяется оценке роли миграционных процессов в формировании рынка труда и обеспечении демографической безопасности. На основе проведенного анализа формулируются рекомендации по совершенствованию демографической политики, направленные на стимулирование рождаемости, снижение смертности, оптимизацию миграционных потоков и повышение качества человеческого капитала. Авторы приходят к выводу о необходимости разработки и реализации комплексной и долгосрочной стратегии демографического развития, учитывающей взаимосвязь демографии и экономической безопасности. Важным аспектом такой стратегии должно стать создание благоприятной социально-экономической среды, способствующей укреплению института семьи и повышению качества жизни населения.