Яндекс.Метрика

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРОВОМ ЭКСПОРТЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ


МЕДВЕДЕВА НИНА

DOI 10.33938/2410-16

УДК 339.9:339.564:63-021.66

Выпуск № 10, Октябрь 2024 г., статья № 2, стр. 16-25

Рубрика: Мировая экономика и опыт ведения сельского хозяйства

Ключевые слова: МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ, СТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА, СТРУКТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ, ЭКСПОРТ ПРОДУКЦИИ С ВЫСОКОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТЬЮ


Аннотация: За последние два десятилетия в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием произошли значительные структурные изменение. В период с 2000 г. по 2022 г. объем мирового экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в стоимостном выражение вырос более чем в 4 раза, решающим фактором в увеличении экспорта продовольствия является рост народонаселения планеты и соответственно спрос на продовольствие. Установлено, что за период с 2000 г. по 2022 г. потребление по основным видам сельскохозяйственной продукции в мире выросло в 1,5-2,5 раза. Существенно изменилась и структура потребления сельскохозяйственной продукции, особенно по таким группам товаров как зерновые, сахар и мясная продукция, что повлияло на изменение товарной структуры экспорта продовольственных товаров. Еще одним важным направлением структурных изменений является рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью. В статье рассмотрена структура рынка продовольственных товаров с высокой добавленной стоимостью и его изменение за последние 20 лет на примере отдельных развитых и развивающихся стран. Установлено, что в настоящее время доля экспорта этой продукции в развитых странах приближается к 50 процентам. Россия существенно отстает от развитых стран по экспорту продовольствия с высокой добавленной стоимостью и в последние два года отмечается снижение ее доли в общем экспорте продовольственных товаров по всем видам продукции, отнесенных к этой категории. В статье рассматривается роль транснациональных компаний в развитии рынка продукции с высокой добавленной стоимостью.

Авторы:
Медведева Нина Афанасьевна, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ


Библиографическая запись:

На бумажную версию:

Медведева, Н. А. СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРОВОМ ЭКСПОРТЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / Н. А. Медведева. – DOI 10.33938/2410-16. – Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2024. – № 10. – (Мировая экономика и опыт ведения сельского хозяйства). – С. 16-25.


STRUCTURAL CHANGES IN GLOBAL FOOD EXPORTS

DOI 10.33938/2410-16

Issue № 10, 2024, article № 2, pages 16-25

Section:

Keywords: WORLD FOOD TRADE, FOOD MARKET STRUCTURE, FOOD CONSUMPTION STRUCTURE, EXPORT OF PRODUCTS WITH HIGH ADDED VALUE

Abstract: Over the past two decades, significant structural changes have occurred in the world trade in agricultural products and food. In the period from 2000 to 2022, the volume of world exports of agricultural products and food in value terms increased more than 4 times, the decisive factor in the increase in food exports is the growth of the world's population and, accordingly, the demand for food. It was found that over the period from 2000 to 2022, the consumption of agricultural products in the world for the main types of products increased by 1.5-2.5 times. The structure of consumption of agricultural products has also changed significantly, especially for such groups of goods as cereals, sugar and meat products, which affected the change in the commodity structure of food exports. Another important area of structural changes is the growth of exports of products with high added value. The article considers the structure of the market for food products with high added value and its changes over the past 20 years using the example of individual developed and developing countries. It has been established that the share of exports of these products in developed countries is currently approaching 50%. Russia is significantly behind developed countries in the export of food with high added value and in the last two years there has been a decrease in its share in the total export of food products for all types of products classified in this category. The article notes the role of transnational companies in the development of the market for products with high added value.

Authors: Medvedeva Nina Afanasevna