Яндекс.Метрика

Методологический подход к анализу состояния социальной инфраструктуры села как условия развития сельской локальной экономики

Обеспеченность населения услугами социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность производства, поскольку улучшение условий жизни и отдыха, повышение квалификации работников способствуют росту производительности труда. Анализ состояния инфраструктуры села выступает в качестве актуальной задачи для определения условий развития сельской локальной экономики. Целью исследования является формирование системы показателей инфраструктуры сельских населенных пунктов и разработка методики комплексной оценки сельских территорий по состоянию, уровню развития и обеспеченности сельского населения объектами социальной инфраструктуры. В основу методики положен метод главных компонент. Для восстановления пропущенных данных использовались методы статистической среды R. Разработанная методика позволяет сформировать типологические группы сельских территорий и оценить влияние уровня развития социальной инфраструктуры на устойчивость развития сельской локальной экономики. Направления дальнейших исследований связаны с анализом динамики развития инфраструктуры сельских населенных пунктов и на его основе разработкой методики комплексной оценки динамики развития социальной инфраструктуры села и формирование типологии субъектов России.

Земельный участок как разновидность капитала

Значение оценки земель, системы платежей за сельскохозяйственные земли – кадастровой и рыночной стоимости, земельного налога, арендной платы играет важную роль в экономическом регулировании земельных отношений, их цивилизованности, принуждении к полному ответственному экологически безопасному сельскохозяйственному землепользованию, развитии земельного рынка, обеспечении доступа к земле и перехода земли к эффективным землепользователям, формировании надежного земельного капитала с постоянно растущей стоимостью и в наполнении местных бюджетов финансовыми средствами, необходимыми для обустройства территории и улучшения качества жизни людей, проживающих на этой территории. Цивилизованная система оценки земель и платежей за землю способна наполнить общественную казну без избыточного обращения к налогам, которые подавляют производительный труд и предпринимательство. Очевидны достоинства финансовой и налоговой системы, основанной на неподвижном источнике общественных доходов с минимальными затратами на их сбор. Проблема существующих земельных платежей заключается в определении их роли в системе налогообложения сельскохозяйственного производства – земельный налог настолько мал, что не может рассматриваться в качестве значимого средства регулирования сельскохозяйственного землепользования.

О мерах по регулированию ценовой ситуации на агропродовольственном рынке в России и государствах-членах ЕАЭС

В настоящей статье представлены отдельные положения нормативных правовых актов, ставших основой для регулирования цен в России и в отдельных государствах-членах ЕАЭС в начальный период формирования рыночной экономики, а также меры и механизмы регулирования цен, разработанные на современном этапе. Подчеркивается, что в каждой из исследуемых стран в основе ценообразования лежит либеральный принцип. В то же время в Республике Беларусь, в отличие от других государств-членов ЕАЭС, свободное ценообразование сочетается с регулируемыми ценами. При этом в каждой стране применяются отдельные инструменты точечного регулирования цен в зависимости от текущей конъюнктуры аграрного рынка. В статье также представлен анализ динамики и соотношения цен в различных сферах АПК в государствах-членах ЕАЭС за последний десятилетний период (2012-2021 гг.), который позволил выявить, что диспаритет цен, рассчитанный как соотношение индексов цен во II и I сферах АПК к базисному периоду, наблюдается во всех государствах-членах ЕАЭС, кроме Республики Казахстан. Рассмотрены ключевые меры по стабилизации цен на агропродовольственном рынке, принимаемые отдельными государствами-членами ЕАЭС в последние годы. Подчеркивается, что с целью стабилизации ценовой ситуации необходимо формирование единой государственной ценовой политики в рамках всего интеграционного формирования ЕАЭС, совершенствование системы мониторинга цен, формирование общего биржевого рынка товаров ЕАЭС.

Плодовый подкомплекс и проблемы продовольственного обеспечения населения в государствах ЕАЭС

Обеспечение населения страны свежими плодами, ягодами, а также продукцией их переработки имеет важное значение для любого развитого государства и является приоритетным направлением аграрной политики. Функционирование плодового подкомплекса направлено на снабжение необходимой для крепкого здоровья человека витаминной продукцией, а также на решение острых социально-экономических проблем (создание рабочих мест, рост доходов населения, развитие сельских территорий). В статье рассматриваются вопросы современного состояния и развития плодового подкомплекса стран-участниц ЕАЭС, раскрываются проблемы и перспективы экономической интеграции, способствующей достижению устойчивого его развития в каждом государстве Союза. Целью наших исследований является определение позиций России и государств-членов ЕАЭС на рынке плодово-ягодной продукции, с точки зрения их участия в общесоюзных объемах производства свежей продукции и полученных в результате ее переработки функциональных продуктов питания. Для достижения поставленной цели, в статье проведен сравнительный анализ состояния садоводства и плодоперерабатывающей промышленности в государствах ЕАЭС с 2015 г. по 2020 год. Метод или методология проведения работы. Методологической базой исследования послужили данные органов статистики государств ЕАЭС, аналитические данные научных публикаций, а также научные исследования ученых и ведущих специалистов в области экономики агропромышленного производства Евразийского экономического союза. Использованы методы статистического анализа, на основе которого сделаны выводы и определены направления решения проблемы продовольственного обеспечения плодово-ягодной продукцией. Результаты. Исследование показало, что основным условием успешного развития плодового подкомплекса в странах ЕАЭС является повышение рентабельности садоводства на основе интенсификации и модернизации перерабатывающей промышленности. Сотрудничество стран ЕАЭС в условиях усиления санкционого давления и обострения геополитической ситуации в мире, должно быть направлено в сторону реинтеграции и развития новых кооперационных связей в сфере агропромышленного производства, технико-технологической модернизации, создания агрокластеров, повышения квалификации работников, что в целом будет способствовать решению вопросов импортозамещения и повышению экономической эффективности анализируемого подкомплекса.

Развитие инновационной деятельности в аграрном секторе Республики Беларусь

Инновации являются в современном мире движущей силой экономического развития государства. Республика Беларусь, отставая пока от развитых государств по уровню разработок и освоения инноваций, предпринимает усилия по активизации инновационной деятельности в различных сферах народного хозяйства, включая аграрный сектор экономики. В стране были приняты основополагающие документы, определяющие инновационное развитие страны на текущий момент и в перспективе. Государство выделяет бюджетные средства, в том числе создавая инновационные фонды на республиканском и местном уровнях, для финансирования НИОКР и внедрение инноваций в практической деятельности. В аграрном секторе страны принята Государственная программа «Аграрный бизнес», в которой большое внимание уделяется научно-техническому развитию и модернизации АПК. Приоритетные направления, на которых будет сконцентрирована государственная поддержка – современные технологии семеноводства и племенного животноводства, цифровизация сельскохозяйственного производства. Республика Беларусь принимает активное участие в реализации стратегических направлений развития интеграционного объединения ЕАЭС, включая инновационную сферу деятельности, в также в рамках Союзного государства, расширяя и углубляя сотрудничество с российским АПК.

Особенности современных региональных рынков молока и молочной продукции в России

В статье обоснована социально-экономическая значимость функционирования рынка молока и молочной продукции, представлено авторское понимание категории «региональный рынок молока», раскрыты факторы, оказывающие влияние на рынок молока региона. Работа актуализирует основные аспекты функционирования отечественного рынка молока, акцентируя внимание на региональных особенностях. Основными задачами исследования являются: раскрытие важности развития рынка молока, оценка современных тенденций его развития в России и регионах, выявление особенностей функционирования на современном этапе развития экономики, обозначение перспектив. В процессе исследования выявлены отличительные специфические характеристики рынка молока, которые необходимо учитывать при обосновании перспектив его функционирования. Обозначена роль государственного воздействия на рыночные процессы, протекающие на рынке молока. Проанализированы производственные показатели, характеризующие товарное предложение, выделены регионы-лидеры в производстве молока и молочной продукции, проведена сравнительная оценка величины спроса, основным показателем которого является потребление, с рациональной нормой. Оценены рыночные показатели неудовлетворенного спроса, уровня самообеспечения, степени насыщения, емкости рынка. Выделены приоритетные направления развития рынка молока и молочной продукции. Представленные в исследовании результаты анализа рынка молока и молочной продукции могут быть использованы при разработке стратегий и программ его развития как на национальном, так и региональных уровнях.