Яндекс.Метрика

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017-2030 ГОДЫАГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Хотя агропромышленный комплекс в современных условиях окончательно организационно не сформировался, но он по-прежнему является одним из самых крупных многоотраслевых и ключевых секторов экономики страны. Однако его формирование и развитие – это явление во многом объективное, так как основу агропромышленного комплекса составляет межотраслевая интеграция. В последнее время при поддержке государства в разных ее формах агропромышленный комплекс стал одним из основных трендов развития экономики даже в крайне неблагоприятных макроэкономических условиях. Его положительные результаты деятельности не в полной мере соответствуют наличию огромного аграрного потенциала страны вследствие недостаточной государственной поддержки для активного привлечения инвестиций в основной капитал прежде всего в сельское хозяйство, как базовой отрасли агропромышленного комплекса. Кроме того, значительным макроэкономическим фактором, осложняющим развитие АПК и особенно сельского хозяйства, остаются нестабильность и сохраняющийся сравнительно низкий уровень платежеспособного спроса населения. При этом уровень государственной поддержки сельского хозяйства хотя и обеспечивает относительные успехи в его развитии, но не позволяет более активно решать системные проблемы развития самой отрасли и особенно сельских территорий, применять не отдельные меры, а комплексный подход, опираясь прежде всего на эффективное использование внутренних производственных ресурсов, активное привлечение объема инвестиций. Для этого необходимо осуществить реализацию системы наиболее эффективных первоочередных организационно-экономических мер по совершенствованию инновационно-инвестиционной деятельности в АПК и особенно в сельском хозяйстве, как первоосновы обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом государство должно обеспечить приоритет сельскому хозяйству, чтобы он стал общей стратегией его развития преимущественно опережающего, а не догоняющего типа, вне зависимости от наличия разного рода многих внутренних и внешних рисков, угроз и вызовов, а также форс-мажорных обстоятельств.

К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОДУКТОВЫХ ЦЕПОЧЕК В РАМКАХ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Успешное функционирование современного рынка продовольственных товаров обеспечивается посредством использования взаимоувязанных логистических подходов в системе межотраслевых отношений. На практике данная система проявляется в организации планомерных и обособленных потоковых операциях, обеспечивающих многоуровневое движение продовольственной продукции от первого уровня хозяйствующих субъектов села (источника возникновения), до конечного потребителя. Конкретное движение на каждом его уровне обеспечивают разнородные по специализации и масштабам деятельности субъекты агропродуктовых цепочек – сельскохозяйственные товаропроизводители, организации транспорта, хранения, пищевой промышленности, оптовой и розничной торговли. Их взаимосвязанная и последовательно расположенная совокупность группируется в агропродуктовые цепочки. Поскольку агропродуктовые цепочки формируют базу агропродовольственных рынков, как отдельных регионов, так и страны в целом, то от эффективности всей совокупности экономически связанных субъектов зависит их успешное развитие. Продвижение продовольственных товаров в контуре цепочек сталкивается с рядом серьезных проблем на каждой стадии межотраслевых отношений, научное обоснование их решений в настоящее время является важнейшей народнохозяйственной задачей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕЛЬСКОЙ ЛОКАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И РАЗРАБОТКИ ТИПОЛОГИИ ФОРМ ЕЁ ОРГАНИЗАЦИИ

Анализ сельской локальной экономики проведен исходя из многофункциональности сельского хозяйства, предназначение которого гораздо шире производства продовольствия. Помимо обеспечения национальной продовольственной безопасности эта отрасль способствует социальному контролю над обширными территориями, поддержанию биоразнообразия, сохранению народных традиций и кода национальной идентичности и другое. Разработаны принципы оценки сельской локальной экономики, позволяющие учесть выполнение многочисленных функций сельского хозяйства в её сравнение с крупным агробизнесом. Обосновано коренное отличие между ними, заключающееся в противоположном отношении к земле и другим природным средствам производства, которое в первом случае рассматривается как непреходящее богатство, которое нужно сохранить и в целости передать своим потомкам, а во втором – как средство извлечения прибыли. Сформулированы принципы и определена последовательность разработки типологии форм организации сельской локальной экономики.

ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Цель работы – выявление преимуществ и недостатков различных вариантов продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Так как земля является одним из средств производства и основой для ведения сельского хозяйства, вопрос передачи права собственности на земельные участки останется всегда актуальным. Согласно действующему законодательству купля-продажа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или передача их в аренду должна осуществляться путем проведения публичных торгов (аукционов). Однако в связи с тем, что подготовка и проведение аукциона процесс довольно длительный, в законодательстве существуют «исключения из правил» – случаи предоставления участков для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду без проведения торгов, что в свою очередь приводит к целому ряду проблем в юридической плоскости и правоприменительной практике. В статье дана классификация вариантов продажи или сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности из земель сельскохозяйственного назначения с учетом выявленных преимуществ и недостатков, в частности измеренных транзакционных издержек при проведении аукциона с точки зрения временных затрат и обобщенных пробелов правового регулирования отношений, связанные с продажей или передачей в аренду земельных участков без проведения торгов. Обоснованы предложения по совершенствованию законодательного регулирования. Область применения: результаты исследования могут быть использованы в работе научных организаций, органов управления АПК на региональном и муниципальном уровне, сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Совершенствование институциональных условий при внедрении наукоемкой продукции и передовых производственных технологий во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в агропродовольственном комплексе является драйвером обеспечения продовольственной безопасности и технологического суверенитета страны. Целью исследования является оценка эффективности инновационно-инвестиционных процессов в агропродовольственном комплексе и разработка методов стимулирования устойчивого развития на инновационной основе на федеральном и региональном уровнях. Теоретико-методологической базой послужили теория институционального развития, концепция тройной спирали и открытых инноваций. В процессе исследования были использованы абстрактно-логический, аналитический, экономико-статистический и экспертный методы исследования. Проведен анализ и дана оценка перспектив развития инновационно-инвестиционных процессов на базе расширения коммуникационного взаимодействия стейкхолдеров. Эмпирическим путем проведен расчет динамики инновационно-инвестиционной активности по сельскому хозяйству и ведущим отраслям в 2017-2021 годах. Выявлены противоречия и диспропорции в части финансирования аграрной науки и динамики объемов производства сельскохозяйственной продукции. Результаты показали определенную зависимость показателей инновационно-инвестиционного активности от внутренних затрат на исследования и разработки в сельском хозяйстве, что предопределяет необходимость обоснования дифференцированных стратегий к распределению средств государственной поддержки в агропродовольственном комплексе. Предложены направления развития институционального взаимодействия участников инновационно-инвестиционного процесса на базе системно-функционального подхода и механизма инновационного системного посредничества. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их применения при разработке стратегии инновационно-инвестиционного развития агропродовольственного комплекса России.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В АПК

В представленной статье проводится анализ ценовой ситуации на агропродовольственном рынке России. Сбалансированная система цен и ценовых отношений является основой стабильного функционирования экономического механизма. Выявлено, что в 2023 г. обострилась ситуация, связанная с разнонаправленной динамикой цен в различных сферах АПК, а также на потребительском рынке. За исследуемый период цены производителей сельскохозяйственной продукции снизились на 2,5% при одновременном росте цен производителей в промышленности на 4,0%, пищевой промышленности – на 2,0%, потребительских цен на продукты питания – на 4,6 процента. Отдельно рассмотрена динамика цен на материальные средства производства: минеральные удобрения, электроэнергию, горюче-смазочные материалы. В качестве мер по снижению затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей авторами предлагается установление льготных тарифов на электроэнергию, а также отмена ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Отмечается, что самые высокие темпы роста цен складываются на потребительском рынке. В этой связи также потребуется реализация ряда мер по стимулированию потребительского спроса. Подчеркивается, что следует уделять повышенное внимание к ценам на продукцию для детского питания. Предлагается включить детское питание в перечень товаров, цены на которые подлежат регулярному мониторингу со стороны государства, а также рассмотреть возможность включения отдельных видов детского питания в перечень социально значимых товаров первой необходимости для возможности ограничения потребительских цен в случае их значительного роста.

ВЫБОР ИНДИКАТОРОВ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Обеспечить устойчивость развития отечественного аграрного сектора экономики возможно только при ускоренном переходе к инновационному пути его развития, и одной из необходимых для решения научно-прикладных задач является разработка универсального механизма оценки уровня инновационного развития хозяйствующих субъектов. В данной статье рассмотрены существующие инструменты и подходы к проведению оценки уровня инновационного развития аграрных экономических систем. Цель настоящего исследования состоит в разработке методического подхода, позволяющего выявлять индикаторы инновационного развития аграрного сектора экономики и проводить качественную оценку их уровня инновационного развития учитывающую отраслевую специфику. В работе использованы инструменты системного анализа, семантический, монографический и контент-анализ, проведена сплошная выборка и осуществлен анализ имеющихся публикаций в наукометрической базе цитирования Scopus содержащих семантическое поле «Индикативная оценка инноваций». Предлагаемый подход, основанный на системном подходе в сочетании с технологиями работы с большими данными, позволил высокой степенью достоверности определить индикаторы инновационного развития субъектов хозяйственной деятельности аграрного сектора экономики, а также отслеживать актуальные тенденции развития исследуемых процессов и на их основе разработать методику оценки уровня инновационного развития.

ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Российский рынок минеральных удобрений сформирован и характеризуется устойчивым спросом и предложением. В настоящее время он представлен целым рядом крупных производителей, что позволяет отнести его по типу конкурентной ситуации к рынку монополистической конкуренции, стремящейся к олигополии. После роста показателей в течение 2018-2021 гг. произошло снижение объемов производства минеральных удобрений в России в 2022-2023 г. по сравнению с предыдущими периодами, что во многом явилось следствием воздействия введенных санкций и наметившихся сложностей в логистике и транспортировке удобрений. Отмечается рост объема экспорта в натуральном выражении, а также изменение географии поставок. В настоящее время в России выпускается без малого 59 млн т удобрений в физическом весе. Наметилась устойчивая тенденция роста закупок минеральных удобрений на внутреннем рынке и их внесения под посевы сельскохозяйственными товаропроизводителями России. Однако из-за невысокой платежеспособности российских аграриев и более высоких цен на туки на глобальном рынке порядка 2/3 произведенных в стране минеральных удобрений направляются на экспорт. Не смотря на введенные недружественными странами в отношении России санкции, наша страна занимает значительное место на мировом рынке удобрений, выступая в роли одного из крупнейших поставщиков туков и играет значительную роль в обеспечении мировой продуктовой безопасности. На долю страны приходится порядка 12% глобального производства удобрений. В российском экспорте доминируют азотные и смешанные удобрения. Основной российский экспорт минеральных удобрений осуществляется в Бразилию, Индию, США, Китай и Турцию. Всесторонний анализ современного состояния производства и потребления удобрений в России позволил выявить основные тенденции развития и особенности функционирования рынка минеральных удобрений, а также наметить основные направления стимулирования внутреннего спроса на минеральные удобрения. Отмечается, что российская отрасль удобрений обладает значительным потенциалом для роста.