В статье представлен ежегодно составляемый компанией ООО «БЭФЛ» совместно с ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ рейтинг крупнейших владельцев земель сельскохозяйственного назначения в России по состоянию на начало 2024 года. Анализ рынка осуществлялся исключительно с целью определения основных владельцев земель сельскохозяйственного назначения в России и размера площади их сельскохозяйственных угодий. Употребляемый нами в статье термин «под контролем» в данном случае означает владение землей сельскохозяйственного назначения на праве собственности, аренды или использования в ином другом установленном законодательством праве. Мы не исключаем того, что в России имеются, и другие участники рынка земель сельскохозяйственного назначения, владеющие земельными банками, сопоставимыми с теми, которые указаны в данной статье, но не вошедшие в данный рейтинг. Для анализа этого сегмента рынка нами использовалась публичная информация, раскрываемая самими землевладельцами или их представителями, акционерами, бенефициарами. Сложившиеся тенденции 2022-2023 гг. стали более очевидными: повышение ключевой ставки, что привело к росту цены заемного финансирования; продолжается рост себестоимости производства сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет роста цен на удобрения, ХСЗР, импортную и новую отечественную технику, и запчасти. В рейтинге 2024 г. нами представлены 77 организаций, их общий земельный банк составил 18,5 млн га, что на 1,1 млн га больше, чем в 2023 году. В рейтинге текущего 2024 г. представлены семь новых сельскохозяйственных организаций, совокупный земельный банк которых составил 990 тыс. гектар. В 2024 г. впервые не поменялись ни состав, ни позиции первых 10 участников 2023 года. Земельный банк Топ-10 за год вырос на 158 тыс. га, и это почти полностью за счет сельскохозяйственных организаций из первой пятерки.
Построение оптимальных моделей использования сельскохозяйственных земель на уровне субъектов требует проектного подхода с детальным изучением всего комплекса естественно-природных, организационно-технологических, социально-демографических и рыночных факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на валовую продуктивность земель и на стоимостные параметры получения права на ее использование в агробизнесе. Однако, это не исключает возможности копирования (тиражирования) наиболее успешных практик, что требует предварительной типизации субъектов России, в отдельных случаях муниципалитетов внутри крупных субъектов, со схожими условиями ведения агробизнеса. В рамках представленной статьи рассмотрен перечень наиболее значимых факторов, которые могут быть применены для проведения такой типизации на примере субъектов Северо-Кавказского экономического района и оценено их влияние на показатели продуктивности сельскохозяйственных земель на различных уровнях их хозяйственного использования.
Успешная реализация политики импортозамещения возможна при условии внедрения новаторского подхода к предпринимаемым мерам – это инновационный подход, наукоемкие идеи и новые технологические решения – как в процессе производства продукции, так и ее реализации. В России результативным примером подобного подхода является функционирование отраслевых кластеров. В этой связи в работе изучены вопросы формирования и развития успешных интегрированных форм организации производства и предложена модель хмелеводческого инновационного импортозамещающего кластера (ХИИК) России. Исследованы основные участники хмелеводческого кластера: хмелеводческие организации; организации, выпускающие готовую продукцию: хмель и хмелепродукты; научные институты. Рассмотрены основные научные разработки в хмелеводстве, предложенные тремя институтами: Чувашский государственный аграрный университет, Чувашский НИИСХ — филиал ФГБНУ «Федеральный аграрный научный центр Северо-Востока имени Н.В. Рудницкого», Алтайский государственный университет. Изучена представленность хмелеводческих организаций в стране – это 7 хозяйств в Чувашской Республике (с 59% долей в общей площади хмельников в 2023 г.), компания «Грейнрус» в Краснодарском крае (27%), а также аграрии Республик Алтай и Марий Эл, Алтайского края и Липецкой области. Проанализирован многолетний опыт Министерства сельского хозяйства Чувашской Республики в разработке комплексного подхода к организации государственной поддержки хмелеводов. По итогам проведенного исследования, с целью повышения жизнеспособности интегрированного формирования, предложена модель государственного ХИИК России, когда на начальном этапе активное участие в работе принимают государственные структуры.
Стратегические интересы России определяют необходимость выращивания волокнистых культур, среди которых производство технической конопли занимает особое место в связи с широким спектром применения продукции её переработки в различных отраслях экономики – в продовольственном секторе, текстильной промышленности, медицине, авиации и другое. Как показывают исследования отраслевых научно-исследовательских институтов, конопляная индустрия играет важную роль в декарбонизации экономики, поскольку способность депонирования углерода у конопли больше, чем у леса такой же площади. В России прослеживается тенденция увеличения площадей посевов данной культуры, но, не смотря на позитивные предпосылки развития подотрасли, существуют проблемы, тормозящие производство технической конопли в России. В частности, финансовое состояние коноплесеющих хозяйств по данным testfirm.ru неоднозначно: хуже, чем у большинства сопоставимых по масштабу деятельности организаций России, но лучше финансового состояния половины всех организаций с выручкой до 10 млн руб., занимающихся видом деятельности выращивание волокнистых прядильных культур (код по ОКВЭД 01.16). Проведённый факторный анализ показал, что решение проблемы увеличения производства продукции коноплеводства возможно не только в стимулировании роста производства товарной продукции технической конопли, но и в расширении семенного фонда элитных семян.
В исследование проанализированы причины изменения в структуре потребления основных видов продуктов питания в России. Основное внимание уделено значительному снижению потребления рыбы и морепродуктов при одновременном увеличении потребления других видов продуктов. Это связано с рядом факторов, таких как высокая стоимость рыбы и морепродуктов, ограниченный ассортимент качественной рыбы на внутреннем рынке, слабая осведомленность населения об их пользе. Указанные факторы обусловлены несовершенной системой ценообразования, неравномерным территориальным распределением, также отмечается недостаточный уровень развития технологий производства, упаковки и хранения рыбной продукции.
В современных условиях, когда определяющей является политика импортозамещения, особенно актуальной становится задача развития плодоводства в нашей стране, в каждом регионе. Цель статьи – провести анализ и разработать рекомендации по развитию плодоводства в Республике Башкортостан. Методология исследования представлена методами расчета и анализа относительных статистических показателей динамики, сравнения, методами анализа и синтеза, расчетом тенденции, методом многомерного кластерного анализа. Объем производства плодов и ягод в республике колеблется по годам. Построение уравнений трендов производства показывает, что тенденцию можно описать параболой второй (или более высших степеней), что свидетельствует об определенной цикличности производства продукции плодоводства в республике за 2000-2023 годы. Невысокое значение величины аппроксимации по каждому уравнению свидетельствует о невозможности построения и расчета устойчивого прогноза по производству плодов и ягод в данный момент. Предложены стратегические действия по достижению определенной тенденции. За 5 межпереписных лет сельскохозяйственной переписи (2016-2021 гг.) произошло изменение структуры размещения плодово-ягодных насаждений, некая специализация по категориям хозяйств. Данные отражают своего рода становление подотрасли плодоводство в новых условиях, по прошествии достаточно длительного периода хаотичных изменений, постсоветской ориентации сельского хозяйства региона на возделывание сельскохозяйственных культур полеводства и кормопроизводства, нежели плодоводства, доказывают необходимость разработки государственных программ по развитию плодоводства. Кластерный анализ показал, что при должном уходе, научно-обоснованном развитии технологий выращивания плодово-ягодных культур республика имеет значительный потенциал развития плодоводства.
Подотрасль садоводство в России, несмотря на государственную поддержку, всё ещё не обеспечивает такой уровень производства, который обеспечивал бы выполнение показателей продовольственной безопасности. Причин для этого множество: сокращение площадей многолетних насаждений, отсутствие в необходимом количестве интенсивных многолетних насаждений, несовершенство и нарушение технологического процесса выращивания плодово-ягодных культур, отсутствие кадров необходимого уровня компетентности. Необходимо отметить повсеместное сокращение площадей под плодово-ягодными культурами, но при этом за счет новых интенсивных многолетних насаждений, которые используются только крупными производителями, отмечается существенный прирост валовых сборов. Но в силу ограниченности ресурсов средние и малые садоводческие организации не могут использовать в своём технологическом процессе современные научно-обоснованные методы повышения урожайности и качественных характеристик плодовых насаждений. Всё это указывает на необходимость пересмотра действующей политики Минсельхоза России, касающейся развития подотрасли садоводство. При этом пересмотра требуют не только использующиеся инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, но необходимость привлечения научного сообщества к решению проблемы обеспеченности сортовым составом и нарушения технологического процесса выращивания плодов. Решение указанных проблем сможет обеспечить развитие отечественного садоводства, основанное на переходе подотрасли на интенсивный путь развития.
Птицеводство – стратегическое направление аграрного сектора экономики страны. В статье подчеркнут большой вклад подотрасли птицеводства в обеспечение продовольственной безопасности страны и импортозамещение. По результатам мониторинга, проведенного российскими учеными, сделан вывод, что на современном этапе подотрасль птицеводство работает на грани рентабельности. Повышенный спрос на продукцию требует увеличения объемов производства, но уровень развития подотрасли в настоящее время не имеет потенциала, чтобы обеспечить это повышение. Рассмотрены причины, влияющие на недостаточность отечественного птицеводческого оборудования и невозможность конкуренции с зарубежными организациями на современном этапе. Следствием неосуществимости на данном этапе наращивания объемов производства подотрасли в 2023 г. стало резкое увеличение розничных цен на продукцию птицеводства. В статье на основе экономического анализа рассмотрены факторы, влияющие на подорожание продукции подотрасли. Выявлена необходимость крупных инвестиций и разработки новых технологий, отвечающих современным мировым требованиям для обеспечения рентабельности производства подотрасли.
Посевные площади под сельскохозяйственными культурами в Тамбовской области составляют значительное количество площадей. Данный факт связан, прежде всего, с тем, что в регионе созданы благоприятные условия для производства зерновых и масличных культур. Ежегодно в структуре посевных площадей увеличивается доля масличных культур подсолнечника и сои. Это связано с тем, что на эти культуры складывается высокая реализационная цена. Целью настоящего исследования является комплексное изучение современного состояния производства сои. В исследовании использованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, классификация, внутренний и внешний анализ документов, математическая и статистическая обработка данных. В заключении намечены перспективы развития производства сои в сельскохозяйственных организаций Тамбовской области.
В статье показана преобладающая роль в России малых форм хозяйствования (МФХ), включающая 17 млн владельцев ЛПХ, 22 млн садово-огородных участков, 123 тыс. КФХ и ИП, 17 тыс. малых СХО, объединяющие более 120 млн россиян, выращивающих 93-95% картофеля и овощей открытого грунта и поставляющих на отечественный рынок 60-80% всей сельскохозяйственной продукции. При этом МФХ выдвигают новые требования к развитию АПК и его основы – сельского хозяйства (II сфера), поставщикам средств производства для аграрного сектора (I сфера), хранению, переработке, фасовке, упаковке, транспортировке, оптовой и розничной торговли продовольствием (III сфера) и обслуживающих его других народнохозяйственных комплексов (НХК), вместе обеспечивающих высокоэффективную работу перспективных безотходных агропромышленных формирований (б. АПФ). Предлагается в типовых сельскохозяйственных регионах России приступить к созданию специализированных безотходных картофелеовощных, молочных и другие СПТК (на базе МФХ), АПП и АПО (на основе средних и крупных СХО) со строительством в них быстровозводимых (10-30 дней) и быстро окупаемых (0,5-1,0 г.) хранилищ-комплексов любой вместимости и мощности из легких металлических конструкций (ЛМК) полной заводской готовности «под ключ», используя советский опыт работы хозрасчетных передвижных механизированных колон (ПМК, одновременно занимавшихся мелиорацией земель колхозов и совхозов).