В настоящее время глобализация мирового рынка приводит к необходимости конструктивного взаимодействия в рамках международного права и формирования общих форм и стандартов ведения учета. Транснациональные корпорации, как явление международной интеграции, представляют собой организации, имеющие подразделения в разных странах мира. Соответственно, для составления понятной и прозрачной финансовой отчетности таких фирм требуется наличие общих, международных стандартов. Именно такими стандартами и стали Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Они призваны обеспечить понимание отчетных форм и получение объективной оценки имущественного положения инвесторов по потенциальным инвестиционным объектам, расположенным в разных национальных системах учета. Одним из стандартов, который имеет большое значение для Российской Федерации, является МСФО 41 «Сельское хозяйство». Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей нашей страны, которая поставляет продукцию как на внутренний, так и на внешний рынок. Соответственно, принятие российского аналога указанного стандарта и выполнение его положений является значимым и актуальным вопросом сегодняшней экономической действительности. Необходимость выделения биологических активов в отдельную учетноэкономическую категорию, отражения их в учете и отчетности по справедливой стоимости в соответствии с положениями МСФО 41 определила актуальность темы, цель, задачи и логику настоящей работы. В статье предложен авторский подход к расчёту справедливой стоимости биологических активов.
Мировое органическое сельское хозяйство быстро развивается. В России этот сектор только формируется, но Россия уже является частью мирового рынка органической продукции. Однако местный рынок стал развиваться, по сравнению с ведущими в этой области зарубежными странами, значительно позже, а имеющийся агроклиматический, земельный и интеллектуальный потенциал используется весьма ограничено. Опыт Дании показывает, что, начавшись как движение производства качественных продуктов, органическое сельское хозяйство превратилось в крупный сектор экономики страны. В статье дана периодичность развития датского органического производства, рассмотрены программы поддержки, действующее законодательство, роль кооперации в товаропроводящей цепи органических продуктов питания. Об эффективности выбранной политики говорят следующие факты: в мировом рейтинге Дания занимает второе место по потреблению органических продуктов питания на душу населения и первое - по доле рынка органических продуктов питания в розничной торговле. Опыт Дании будет полезен для России, так как показывает, что взаимодействие неправительственных организаций, государственных органов, заинтересованных производителей и потребителей может вызвать развитие рынка органических продуктов. Поэтому опыт Дании интересен для России, а результаты исследования будут способствовать формированию и развитию конкурентного отечественного рынка органической продукции.
Реформирование экономики страны повлекло за собой формирование рыночных цен и повышение цен на энергоносители. К 2016 г. удельный вес расходов сельскохозяйственных организаций на энергию превышал 15‰. В этой связи вопросы экономии топливно-энергетических ресурсов поднялись на качественно новый уровень актуальности. От их решения зависит эффективность производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от форм хозяйствования. Следует отметить, что речь идет не только о физическом ограничении топливно-энергетических ресурсов, но и о поиске оптимальных путей эффективного использования энергоресурсов. А это требует новых подходов к нормированию и потреблению энергии и перехода от энерго- и материалоемких технологий к ресурсосберегающим, малозатратным. Современное сельскохозяйственное производство потребовало поиска и внедрения новых методических подходов, позволяющих проводить комплексное исследование проблемы энергопотребления, разрабатывать специальные показатели, характеризующие биоэнергетическую базу и биоэнергетический потенциал сельского хозяйства. Таким методом является системный энергетический анализ. Высокая актуальность проблемы экономии топливно-энергетических ресурсов и недостаточная разработанность научно-методической базы ее решения в условиях конкретного региона обусловили необходимость проведения исследований в этом направлении. Цель исследования заключалась в разработке методических и практических рекомендаций организационноэкономических основ энергосбережения в сельском хозяйстве и подготовке проектных решений применительно к условиям исследуемого региона. Методология и методы исследования базируются на использовании фундаментальных экономических законов и категорий, а также разработанных экономистами-классиками и современными отечественными и зарубежными учеными теоретических и методологических положений в области экономики и организации сельскохозяйственного производства, региональных производственнохозяйственных систем, систем ресурсо- и энергосбережения. В рамках системного анализа использовались различные приемы, способы и методы экономических исследований: монографический, абстрактнологический, расчетно-конструктивный, корреляционно-регрессионного анализа, детерминированного факторного анализа, экономико-математическое моделирование и др. В статье рассмотрены вопросы совершенствования структуры производства как фактора роста энергосбережения в сельском хозяйстве.
Статья подготовлена в рамках разработки темы ФАНО № 0569-2018-0042 «Усовершенствовать организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения отраслей животноводства в условиях импортозамещения на ресурсных рынках». Система государственной поддержки сельского хозяйства находится в постоянном совершенствовании. Существенные изменения связаны с переходом с 2017 г. на предоставление субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и льготное кредитование. Однако механизмы субсидирования товаропроизводителей продолжают оставаться малоэффективными, правила предоставления субсидий имеют отдельные недостатки при практическом применении, требуется корректировка механизмов распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Объёмы бюджетных ассигнований, выделяемые из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства, недостаточны для стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Основные риски для динамичного развития сельского хозяйства связаны с сокращением на 20172020 годы расходов федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы (ред. от 13.12.2017) по сравнению с редакцией программы 2014г. на 369,8 млрд рублей или на 28,2‰. Проведен расчет необходимых объемов государственной поддержки молочного скотоводства на 2018-2020 годы с учётом достижения объёмов производства молока, предусмотренных государственной программой, и обеспечения условий воспроизводства в отрасли. Установлено, что необходимый объём субсидий на поддержку молочного скотоводства в 2018 г. должен составить 109,1 млрд руб., в т.ч. за счёт средств федерального бюджета - 70,9 млрд руб., что в 2,5 р. превышает объём бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на поддержку молочного скотоводства в 2017г.
В настоящей статье затрагиваются проблемы повышения оперативности и эффективности принимаемых решений при управлении инновационными процессами агропромышленного комплекса с использованием экспертных систем поддержки принятия управленческих решений. Представлен механизм принятия управленческих решений в агропромышленном комплексе, на основе которого обоснована необходимость применения информационных систем поддержки Forecaster и принятие на их основе обоснованных решений по управлению деятельностью сельскохозяйственных предприятий, что является важным конкурентным преимуществом любой современной организации. Сделаны выводы о привлекательности использования экспертных систем поддержки принятия управленческих решений, которые позволяют спрогнозировать ситуацию и выбрать наилучший план действий при управлении инновационным развитием в АПК.
В статье рассматриваются основные вопросы возможности развития систем управления на уровне агропромышленного комплекса и сфере сельхозпроизводства Орловской области в пространстве цифровой экономики. Основное внимание уделено внутренним факторам проникновения инновационных технологий в региональные и локальные срезы народного хозяйства на уровне муниципальных образований. Внедрение цифровых технологий призвано стабилизировать взаимосвязи в системе АПК, оптимизировать затраты в сельскохозяйственном производстве, и в результате положительно сказаться на развитии агробизнеса в целом. Необходима устойчивая поддержка данных процессов институтами муниципальной власти.
Исследование посвящено федеральным и региональным косвенным мерам государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства в России. К таким мерам относятся: компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции; несвязанная поддержка; субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на проведение культуртехнических мероприятий; компенсация части затрат на энергоносители, приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, оригинальных и элитных семян, кормов промышленного происхождения. В работе приведены данные: о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», федеральных целевых программах, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхо-за России, Информационно-правового портала, ЗАО Крестьянские ведомости, Российской ассоциации производителей удобрений и Федеральной службы государственной статистики, а также материалы Всероссийского агрономического совещания, прошедшего в 2018 г. и Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2017 и 2018 годах.
В статье рассмотрены вопросы развития отрасли свиноводства РФ по формам хозяйствования в разрезе федеральных округов. Рассмотренная структура распределения произведенного мяса свиней по категориям хозяйств позволила отметить лидирующее положение крупных сельхозорганизаций. В качестве источника информационного материала использованы данные Экспертно-аналитического центра «Агробизнес» и официальной статистики. В данной работе представлены основные выводы структурного анализа свиноводства.
В статье дан обзор отечественного рынка производства и реализации продуктов пчеловодства, раскрыты возможности эффективного опыления пчелами энтомофильных культур России и их влияние на рост урожайности сельскохозяйственных культур. Приводятся результаты научных исследований, касающихся болезней и паразитов пчел, раскрываются причины массовой гибели пчел и распространения опасных болезней, которые влияют на качество меда. Даётся оценка системы управления отраслью со стороны государственных органов и обосновывается необходимость принятия закона «О пчеловодстве».
Наличие воды является определяющим фактором устойчивого развития сельского хозяйства. Глобальные изменения климата оказывают прямое и косвенное влияние на водообеспечение и водопользование в аграрном секторе, что, в свою очередь, сказывается на сельскохозяйственном производстве и, в конечном итоге, на мировой продовольственной безопасности. Изменение климата воздействует на состояние сельскохозяйственных угодий, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, причем это влияние по большей части носит негативный характер, хотя для различных регионов и стран степень воздействия различна. Для того, чтобы эффективно противостоять воздействию неблагоприятных климатических факторов, необходимо своевременно принимать меры адаптации, основным звеном которых должны стать стратегии устойчивого развития водного и сельского хозяйства.