Яндекс.Метрика

Факторы и резервы роста производительности труда в сельском хозяйстве

Вхождение аграрной экономики России в мировую экономику еще более актуализировало проблему необходимости существенного повышения производительности труда в отрасли. На ее реализацию направлено ряд правительственных решений последнего времени. Требуется научное сопровождение для их претворения в жизнь - от концептуальных теоретико-методологических положений до прикладных процедур научного и практического характера. В решении этой весьма масштабной и многоплановой проблемы цель данной работы состоит в исследовании отдельных аспектов проблемы, определяемых изменениями аграрной структуры и базовыми элементами рабочего места. Достигалась на основе абстрактно-логического осмысления концептуальных положений, использования индексного метода оценки рядов динамики и построения корреляционно-регрессионных моделей при анализе факторов производительности труда. В результате на основе установленного влияния аграрной структуры предложено рассматривать происходящие в ней изменения (возрастающий вклад сельхозорганизаций в формирование среднего по отрасли уровня производительности труда, приближающиеся к ним по вкладу фермерские хозяйства и снижающаяся роль хозяйств населения) в числе важных резервов повышения производительности труда институционального характера. Однако в качестве основных резервов роста производительности труда следует рассматривать резервы с иной природой, среди которых в числе ключевых - базовые элементы рабочего места. Их возможный вклад в решение проблемы количественно определен. Из числа данных элементов рабочего места в ближайшей перспективе наибольшее значение будет иметь повышение доходности труда.

Подходы к повышению эффективности функционирования малых форм хозяйствования

В статье представлена текущая роль малых форм хозяйствования (МФХ) в развитии АПК в целом, а также предложения по дальнейшему эффективному развитию МФХ. Среди основных проблем, сдерживающих дальнейшего эффективное развития МФХ выделены: низкий уровень технического обеспечения МФХ, предопределяющий простейшую технологию ведения сельского хозяйства; недостаточный уровень государственной поддержки МФХ; дефицит высококвалифицированных кадров, что зачастую не позволяет МФХ производить сельхозпродукцию в соответствии необходимым технологическим стандартам; ограниченный доступ МФХ к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции (сильная конкуренция со стороны агрохолдингов, демпинг закупочных цен переработчиками). Предложен поэтапный подход развития МФХ через сельскохозяйственную кооперацию

Состояние и институциональные аспекты развития кластеров в апк

Процессы кластеризации экономики в современных условиях являются новым форматом структуризации ее реального сектора. Кластеры создаются в последние годы в различных сферах экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе страны. Аграрные кластеры являются крупными производителями продовольствия. Так, объем отгруженной продукции участниками Пищевого кластера Республики Татарстан составил 31,7 млрд руб., Агропромышленного кластера Кемеровской области - 11,1 млрд руб., Агро-биотехнологического кластера Омской области - 8,3 млрд руб. Поддержка аграрных кластеров государством осуществляется в рамках программ Минэкономразвития России. Развитие кластеров необходимо рассматривать как важнейший элемент государственной политики. В настоящее время одной из важнейшей проблем в процессах кластеризации экономики является несовершенство нормативно-правой базы, являющейся барьером для создания и функционирования кластеров. В рамках решения данной проблемы для совершенствования государственного управления кластерной деятельности предложено структурировать нормативно-правые акты, с выделением уровней регулирования и типов нормативно-правовых актов. Авторами акцентируется внимание на важности принятия федерального закона, регулирующего процессы создания и функционирования кластеров в стране, предложены его структурные элементы, определяющие содержание закона. Стратегическое управление в кластерах должно основываться на разработанном методическом сопровождении развития данных интегрированных структур. Авторами предложен алгоритм разработки и реализации программы кластерного развития, включающий блоки: методическое сопровождение и обоснование программ развития, содержательная и организационная работа. На основе исследования практики формирования нормативно-методических документов, авторами предложены содержание и структурные элементы Стратегии развития кластера и Программы кластерного развития, которые могут быть использованы для формируемых и действующих аграрных кластеров.

Особенности экономического взаимодействия в кооперативах по сбыту сельскохозяйственной продукции

В настоящее время возобладал подход к кооперативам как к форме предпринимательства, что соответствует доминирующей в обществе парадигме экономической эффективности. Не отрицая частичной правоты такого подхода, считаем необходимым раскрыть некоммерческие аспекты деятельности кооперативов, на что обращали внимание еще классики кооперативной мысли. Поэтому исследование проведено с целью выявить особенности экономического взаимодействия в кооперативах по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Статья подготовлена на основе материалов социологических исследований, выполненных в 2016-2018 гг. Для исследования 2018 г. использован метод кейс-стади. В результате выявлены три формы экономического взаимодействия, отличающиеся от обычного экономического поведения посредника, участвующего в скупке и перепродаже продукции сельского хозяйства. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что кооперативы сохраняют в себе некоммерческую составляющую, направленную на защиту интересов участвующих в кооперировании производителей продукции сельского хозяйства.

Результаты интеллектуальной деятельности как основа рынка научно-техничечкой продукции

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования результатов интеллектуальной деятельности. Определена их роль в формировании и функционировании рынка научно-технической продукции. Проанализировано влияние налоговой политики на инновационный процесс в аграрной сфере. Показано, что действующий механизм формирования и реализации научно-технической политики не обеспечивает полный инновационный цикл: от формирования спроса на научную и научно-техническую продукцию до разработки и реализации инновационной продукции. В современных условиях рынок НТП развивается как рынок заказов, что принципиально меняет саму систему отношений между продавцами и покупателями. Существующие институты управления результатами интеллектуальной деятельности на макро-уровне пока не формируют единой системы и не позволяют эффективно развиваться рынку НТП.

Формирование комплексного подхода к оценке эффективности государственной поддержки ресурсного потенциала молочного скотоводства

В условиях сокращения бюджетных ассигнований на поддержку сельского хозяйства высокую актуальность приобретает обеспечение эффективного использования бюджетных средств. В настоящее время оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется в соответствии с программным принципом формирования бюджетов на основе достижения индикаторов государственных программ. Авторами рассмотрено содержание комплексной оценки эффективности мер государственной поддержки молочного скотоводства на основе критериев результативности, оптимальности, влияния, устойчивости и затратности. Предложен комплексный подход оценки эффективности государственной поддержки молочного скотоводства с использованием системы взаимодополняющих показателей, характеризующих бюджетную, социальную, коммерческую и программную эффективность государственной поддержки молочного скотоводства. Определены основные недостатки действующей системы государственной поддержки производителей молока, снижающие эффективность бюджетной поддержки. На примере распределения субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлено отсутствие взаимосвязи суммы, выделенной в 2018 году субсидии и уровня выполнения регионами показателей государственной программы по объему производства молока в 2017 году, а также динамики производства молока в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Использование малоэффективных механизмов государственной поддержки молочного скотоводства и незначительные объемы выделяемых субсидий не оказывают действенного влияния на повышение эффективности производства молока, инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Предложена методика расчета бюджетного эффекта и бюджетной эффективности государственной поддержки молочного скотоводства. Государственная поддержка должна заложить основу для повышения конкурентоспособности производителей молока, обновления материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, обеспечения рациональной нормы потребления молока и молокопродуктов.

Крупные и малые сельскохозяйственные организации: ресурсный потенциал и проблемы развития по данным всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г

В статье по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. рассмотрены производственный потенциал и экономическое поведение крупных и малых сельскохозяйственных предприятий. Анализируется численность и отраслевая специализация предприятий; земельная площадь; структура посевов сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Характеризуется обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень образования руководителей и работников предприятий, технический и инфраструктурный потенциал, уровень доступа к кредитам и субсидиям из государственного бюджета. Установлено, что потенциал и условия хозяйственной деятельности малых предприятий хуже, чем крупных. Делается вывод о необходимости специальных мер поддержки малых сельскохозяйственных организаций.

Формирование стратегии управления оборотным капиталом в сельскохозяйственных организациях

В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности сельхозорганизации сталкиваются с проблемой формирования и функционирования оборотного капитала, участвующего в агробизнесе, что требует поиска стратегических подходов в построении систем управления оборотными фондами. В статье приводятся основные критерии к разработке стратегии управления оборотным капиталом на различных стадиях производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций.Выделены подходы к управлению капиталом на основе построения цепочек планирования и целевых установок для принятия решений в системе управления. Сформулированы основные этапы принятия стратегических решений, а также построена модель системы управления, на основе элементов прогнозирования в сельскохозяйственных организациях.

О результатах предпринимательской деятельности сельхозорганизаций орловской области в периоды реализации госпрограмм развития сельского хозяйства

Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции среди субъектов аграрного предпринимательства являются сегодня сельхозорганизации (СХО). Это стало возможным благодаря ратификации положительной мотивации их предпринимательской деятельности со стороны государства в ходе реализации программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и на 2013-2020 гг. (Госпрограмм), которые позволили сельскохозяйственным организациям коренным образом изменить свое хозяйственное поведение: модифициро-вать характер управления агробизнесом, повысить финансовую ответственность за его результаты, более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта продукции,отладить процесс технико-технологического перевооружения, освоить актуальные профессии, найти новые подходы к людям, к их запросам, а самое главное - выработать стратегию и тактику по созданию условий для расширенного воспроизводства, интенсификации производственных процессов, повышения эффективности коммерческой деятельности. Чтобы удержать достигнутые положительные результаты на долгосрочный период, сельскохозяйственным организациям необходим наиболее конструктивный подход к эффективному регулированию процесса предпринимательства, адекватный сложившимся условиям хозяйствования.