Вхождение аграрной экономики России в мировую экономику еще более актуализировало проблему необходимости существенного повышения производительности труда в отрасли. На ее реализацию направлено ряд правительственных решений последнего времени. Требуется научное сопровождение для их претворения в жизнь - от концептуальных теоретико-методологических положений до прикладных процедур научного и практического характера. В решении этой весьма масштабной и многоплановой проблемы цель данной работы состоит в исследовании отдельных аспектов проблемы, определяемых изменениями аграрной структуры и базовыми элементами рабочего места. Достигалась на основе абстрактно-логического осмысления концептуальных положений, использования индексного метода оценки рядов динамики и построения корреляционно-регрессионных моделей при анализе факторов производительности труда. В результате на основе установленного влияния аграрной структуры предложено рассматривать происходящие в ней изменения (возрастающий вклад сельхозорганизаций в формирование среднего по отрасли уровня производительности труда, приближающиеся к ним по вкладу фермерские хозяйства и снижающаяся роль хозяйств населения) в числе важных резервов повышения производительности труда институционального характера. Однако в качестве основных резервов роста производительности труда следует рассматривать резервы с иной природой, среди которых в числе ключевых - базовые элементы рабочего места. Их возможный вклад в решение проблемы количественно определен. Из числа данных элементов рабочего места в ближайшей перспективе наибольшее значение будет иметь повышение доходности труда.
В статье представлена текущая роль малых форм хозяйствования (МФХ) в развитии АПК в целом, а также предложения по дальнейшему эффективному развитию МФХ. Среди основных проблем, сдерживающих дальнейшего эффективное развития МФХ выделены: низкий уровень технического обеспечения МФХ, предопределяющий простейшую технологию ведения сельского хозяйства; недостаточный уровень государственной поддержки МФХ; дефицит высококвалифицированных кадров, что зачастую не позволяет МФХ производить сельхозпродукцию в соответствии необходимым технологическим стандартам; ограниченный доступ МФХ к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции (сильная конкуренция со стороны агрохолдингов, демпинг закупочных цен переработчиками). Предложен поэтапный подход развития МФХ через сельскохозяйственную кооперацию
Процессы кластеризации экономики в современных условиях являются новым форматом структуризации ее реального сектора. Кластеры создаются в последние годы в различных сферах экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе страны. Аграрные кластеры являются крупными производителями продовольствия. Так, объем отгруженной продукции участниками Пищевого кластера Республики Татарстан составил 31,7 млрд руб., Агропромышленного кластера Кемеровской области - 11,1 млрд руб., Агро-биотехнологического кластера Омской области - 8,3 млрд руб. Поддержка аграрных кластеров государством осуществляется в рамках программ Минэкономразвития России. Развитие кластеров необходимо рассматривать как важнейший элемент государственной политики. В настоящее время одной из важнейшей проблем в процессах кластеризации экономики является несовершенство нормативно-правой базы, являющейся барьером для создания и функционирования кластеров. В рамках решения данной проблемы для совершенствования государственного управления кластерной деятельности предложено структурировать нормативно-правые акты, с выделением уровней регулирования и типов нормативно-правовых актов. Авторами акцентируется внимание на важности принятия федерального закона, регулирующего процессы создания и функционирования кластеров в стране, предложены его структурные элементы, определяющие содержание закона. Стратегическое управление в кластерах должно основываться на разработанном методическом сопровождении развития данных интегрированных структур. Авторами предложен алгоритм разработки и реализации программы кластерного развития, включающий блоки: методическое сопровождение и обоснование программ развития, содержательная и организационная работа. На основе исследования практики формирования нормативно-методических документов, авторами предложены содержание и структурные элементы Стратегии развития кластера и Программы кластерного развития, которые могут быть использованы для формируемых и действующих аграрных кластеров.
В настоящее время возобладал подход к кооперативам как к форме предпринимательства, что соответствует доминирующей в обществе парадигме экономической эффективности. Не отрицая частичной правоты такого подхода, считаем необходимым раскрыть некоммерческие аспекты деятельности кооперативов, на что обращали внимание еще классики кооперативной мысли. Поэтому исследование проведено с целью выявить особенности экономического взаимодействия в кооперативах по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Статья подготовлена на основе материалов социологических исследований, выполненных в 2016-2018 гг. Для исследования 2018 г. использован метод кейс-стади. В результате выявлены три формы экономического взаимодействия, отличающиеся от обычного экономического поведения посредника, участвующего в скупке и перепродаже продукции сельского хозяйства. На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что кооперативы сохраняют в себе некоммерческую составляющую, направленную на защиту интересов участвующих в кооперировании производителей продукции сельского хозяйства.
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования результатов интеллектуальной деятельности. Определена их роль в формировании и функционировании рынка научно-технической продукции. Проанализировано влияние налоговой политики на инновационный процесс в аграрной сфере. Показано, что действующий механизм формирования и реализации научно-технической политики не обеспечивает полный инновационный цикл: от формирования спроса на научную и научно-техническую продукцию до разработки и реализации инновационной продукции. В современных условиях рынок НТП развивается как рынок заказов, что принципиально меняет саму систему отношений между продавцами и покупателями. Существующие институты управления результатами интеллектуальной деятельности на макро-уровне пока не формируют единой системы и не позволяют эффективно развиваться рынку НТП.
В условиях сокращения бюджетных ассигнований на поддержку сельского хозяйства высокую актуальность приобретает обеспечение эффективного использования бюджетных средств. В настоящее время оценка эффективности расходования бюджетных средств осуществляется в соответствии с программным принципом формирования бюджетов на основе достижения индикаторов государственных программ. Авторами рассмотрено содержание комплексной оценки эффективности мер государственной поддержки молочного скотоводства на основе критериев результативности, оптимальности, влияния, устойчивости и затратности. Предложен комплексный подход оценки эффективности государственной поддержки молочного скотоводства с использованием системы взаимодополняющих показателей, характеризующих бюджетную, социальную, коммерческую и программную эффективность государственной поддержки молочного скотоводства. Определены основные недостатки действующей системы государственной поддержки производителей молока, снижающие эффективность бюджетной поддержки. На примере распределения субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлено отсутствие взаимосвязи суммы, выделенной в 2018 году субсидии и уровня выполнения регионами показателей государственной программы по объему производства молока в 2017 году, а также динамики производства молока в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Использование малоэффективных механизмов государственной поддержки молочного скотоводства и незначительные объемы выделяемых субсидий не оказывают действенного влияния на повышение эффективности производства молока, инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Предложена методика расчета бюджетного эффекта и бюджетной эффективности государственной поддержки молочного скотоводства. Государственная поддержка должна заложить основу для повышения конкурентоспособности производителей молока, обновления материально-технической базы и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, обеспечения рациональной нормы потребления молока и молокопродуктов.
В статье по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. рассмотрены производственный потенциал и экономическое поведение крупных и малых сельскохозяйственных предприятий. Анализируется численность и отраслевая специализация предприятий; земельная площадь; структура посевов сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Характеризуется обеспеченность трудовыми ресурсами, уровень образования руководителей и работников предприятий, технический и инфраструктурный потенциал, уровень доступа к кредитам и субсидиям из государственного бюджета. Установлено, что потенциал и условия хозяйственной деятельности малых предприятий хуже, чем крупных. Делается вывод о необходимости специальных мер поддержки малых сельскохозяйственных организаций.
В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности сельхозорганизации сталкиваются с проблемой формирования и функционирования оборотного капитала, участвующего в агробизнесе, что требует поиска стратегических подходов в построении систем управления оборотными фондами. В статье приводятся основные критерии к разработке стратегии управления оборотным капиталом на различных стадиях производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций.Выделены подходы к управлению капиталом на основе построения цепочек планирования и целевых установок для принятия решений в системе управления. Сформулированы основные этапы принятия стратегических решений, а также построена модель системы управления, на основе элементов прогнозирования в сельскохозяйственных организациях.
Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции среди субъектов аграрного предпринимательства являются сегодня сельхозорганизации (СХО). Это стало возможным благодаря ратификации положительной мотивации их предпринимательской деятельности со стороны государства в ходе реализации программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и на 2013-2020 гг. (Госпрограмм), которые позволили сельскохозяйственным организациям коренным образом изменить свое хозяйственное поведение: модифициро-вать характер управления агробизнесом, повысить финансовую ответственность за его результаты, более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта продукции,отладить процесс технико-технологического перевооружения, освоить актуальные профессии, найти новые подходы к людям, к их запросам, а самое главное - выработать стратегию и тактику по созданию условий для расширенного воспроизводства, интенсификации производственных процессов, повышения эффективности коммерческой деятельности. Чтобы удержать достигнутые положительные результаты на долгосрочный период, сельскохозяйственным организациям необходим наиболее конструктивный подход к эффективному регулированию процесса предпринимательства, адекватный сложившимся условиям хозяйствования.
В статье обоснована необходимость совершенствования организационно-экономического механизма эффективного функционирования малых форм хозяйствования в АПК. Проанализирован их вклад в продовольственное обеспечение населения.