Яндекс.Метрика

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

Механизм реализации экономических интересов сельского населения, рассматривается как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединяющих структурные, функциональные и обеспечивающие элементы и использующих специальные инструменты и методы управления процессами создания оптимальных условий жизнедеятельности населения. Обоснование направлений совершенствования данного механизма проводится по двум траекториям: во-первых: за счет модернизации обеспечивающих элементов (системы нормативно-правового обеспечения, государственного контроля, бюджетной системы, систем социального обеспечения, здравоохранения, образования, общественной безопасности, инфраструктурного обеспечения, инженерного обеспечения, информационного обеспечения); во-вторых, за счет повышения эффективности использования средств осуществления функций структурными элементами механизма (государство, регионы, муниципальные образования, хозяйствующие субъекты, сельские поселения, общественные организации и социальные группы). Особое внимание уделяется вопросам совершенствования государственной политики, как инструмента обоснования целей развития общества, программы действий, обеспечивающих достижение этих целей, организации процессов воздействия на все сферы общественной жизни, механизма взаимодействий субъектов, интегрированных в общественное пространство, системы производства и распределения общественных благ с целью удовлетворения потребностей всех членов общества и обеспечения консенсуса их интересов, формирования базовых условий жизнедеятельности граждан. Изучение возможностей развития механизма реализации экономических интересов сельского населения базируется на гипотезе о том, что государственная политика, проводимая органами власти федерального, регионального и муниципального уровня, формирует общесистемные условия осуществления функций механизма реализации экономических интересов сельского населения), а конкретные условия жизнедеятельности индивидов и возможностей реализации их интересов складываются на локализованных пространствах хозяйствующих субъектов и сельских поселений.

ВОСПРОИЗВОДСТВО И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты диалектической взаимосвязи воспроизводства и организационно-экономического механизма обеспечения расширенного воспроизводства. Акцентируется внимание на рассмотрении воспроизводства как процесса движения капитала, трансформирующегося в различные формы при прохождении стадии производства, обмена, распределения и реализующегося посредством обновления производственных мощностей на основе постоянно возобновляющегося притока вкладываемых средств за счет различных источников финансирования инвестиций с целью удовлетворения постоянно возрастающих материальных, культурных и духовных потребностей общества. Критически рассматривается подходы различных исследователей к сущности расширенного воспроизводства, отмечается диалектическая взаимосвязь воспроизводства и формой реализации его организационно-экономического механизма. Выдвигается положение о целесообразности корректировки организационно-экономического механизма обеспечения расширенного воспроизводства как инструмента интеграции экономики в мирохозяйственные связи в систему трансформации и выравнивания межотраслевой нормы прибыли и устранения сложившихся диспропорций образования добавленной стоимости и, соответственно доходов, на разной стадии воспроизводства, когда доходность сельского хозяйства значительно уступает доходности оптового звена, перерабатывающей и пищевой промышленности, розничной сферы в том числе посредством распределения и перераспределения создаваемой земельной ренты как инструмента обеспечения превышения доходности капитала, вложенного в материальное производство, над процентом от дохода заемного капитала или кредита. Представлено понимание организационно-экономического механизма обеспечения расширенного воспроизводства в АПК представляет собой сложную систему взаимосвязанных организационных форм, институциональных норм, институтов и взаимообусловленных ценовых, финансовых, кредитных, страховых, налоговых и таможенно-тарифных и иных экономических инструментов, посредством которых осуществляется эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов воспроизводственной аграрной и агропродовольственной цепочки.

ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Рассмотрены вопросы развития нормативно-правового регулирования по обеспечению продовольственной безопасности в Союзном государстве. Отмечается, что сближение и унификация законодательства в данной сфере является одним из важных направлений сотрудничества государств-участников, успех реализации которого неразрывно связан с формированием единой аграрной политики. В статье проанализированы основные законодательные акты, принятые в Союзном государстве, связанные с формированием единой аграрной политики, в которых определены направления сближения законодательства в агропромышленном комплексе государств-участников, в том числе непосредственно касающиеся обеспечения продовольственной безопасности. Рассмотрены основные нормативные показатели, обозначенные в Доктринах продовольственной безопасности России и Республики Беларусь и предложены некоторые направления их унификации. Обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства связано с увеличением взаимной торговли двух стран на основе совершенствования таможенной политики, которая призвана содействовать развитию законодательной базы по формированию единого таможенного пространства, устранению административных барьеров, обеспечению надежного таможенного контроля на внешних границах Союзного государства и беспрепятственному перемещению продовольственных товаров по территории Союзного государства.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БИОЭКОНОМИКИ В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Высокая социальная значимость развития агропромышленного комплекса связана с необходимостью повышения качества отечественных продуктов питания и обеспечением независимости от зарубежных производителей сельскохозяйственной продукции, что обусловливает создание и использование принципиально новых высокоэффективных технологий Новый этап технологического развития, который имеет непосредственное отношение к аграрному сектору экономики, определяет требования трансформации сельского хозяйства в высокотехнологичный конкурентоспособный элемент продовольственной системы. Это, в свою очередь, повышает необходимость активизации внедрения инноваций во всех сферах АПК, а, следовательно, актуализируется необходимость развития научного потенциала, разработка и внедрение инновационных технологических решений. Такая постановка задачи подразумевает, что дальнейшее инновационное развитие сельского хозяйства тесно взаимосвязано с развитием соответствующих биотехнологий, которые становятся драйвером инновационных процессов в агропромышленном комплексе России в целом. Разработке и внедрению новых технологий способствуют национальная экономическая политика, направленная на поддержание и стимулирование инновационной деятельности, активизацию инновационного процесса на всех его этапах и всех уровнях экономики. В целях обеспечения продовольственной безопасности страны динамика развития биотехнологий в отрасли должна быть такого уровня, чтобы позволить осуществить переход от парадигмы догоняющего развития к технологической независимости, а затем к генерации передовых идей и трансформации их в перспективные направления, развитие которых обеспечит технологическое лидерство, заявленное в качестве национальной цели для нашей страны в цело, а, следовательно, и для аграрного сектора экономики.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА НАУЧНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ КАК ОСНОВЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНСТИТУТА ТРАНСФЕРА ИННОВАЦИЙ В АПК

В статье представлены результаты проведенных совместных исследований ученых ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ и ФГБОУ РИАМА по проблеме взаимодействия науки и сельскохозяйственного производства, приведены динамика финансирования НИР подведомственных Минсельхозу России научных и образовательных учреждений за счет средств федерального бюджета, предложенные производству результаты НИОКР в 2018-2022 годы. Анализ научной деятельности подведомственных Минсельхозу России образовательных учреждений позволил выявить обширное направление тематик их научно-исследовательской работы, которое частично совпадает с ранее выявленной востребованностью сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, показаны практические результаты НИР выполненных подведомственными Минсельхозу России образовательными учреждениями за счет средств федерального бюджета, проведен анализ поведенческой статистики и прочтений материалов НИР на сайте www.apknet.ru.

ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ОСНОВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В научной статье проводится оценка состояния технико-технологического обеспечения сельского хозяйства России. Проведён анализ динамики изменения парка основных видов техники и показателей технической обеспеченности сельскохозяйственных организаций в России. Выявлены тенденции в динамике приобретения новой сельскохозяйственной техники, в том числе отечественного производства, а также динамики списания сельскохозяйственной техники по износу в сельскохозяйственных организациях России. Проводится коэффициентный анализ динамики обновления, ликвидации и закрепления сельскохозяйственной техники в аграрном бизнесе. На основе проведенной оценки тенденций в динамике изменения количества техники, поставленной на ремонт в сельскохозяйственных организациях России, были выявлены объёмы потребности в финансовых средствах на восстановление техники. В работе выявлена динамика изменения наличия энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях России, а также изменения поступления объёмов топлива с одновременной оценкой цен на топливные ресурсы. Проводится анализ динамики изменения средних цен на отдельные виды сельскохозяйственной техники, мер государственной поддержки сферы технико-технологического обеспечения сельскохозяйственного производства, а также плановых показателей производства сельскохозяйственной техники в России.

ВЛИЯНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОГО РЫНКА АЗОТНЫХ УДОБРЕНИЙ

В работе изучены основные подходы в отношении оценки эффективности использования удобрений. Отмечается, что не смотря на наличие множества посвященных этому вопросу исследований, в настоящее время недостаточно изученным остается методическая составляющая оценки эффективности применения органоминеральных удобрений на региональном уровне. Для решения указанной задачи и получения обоснованных результатов в исследовании предложена комплексная многоуровневая методика интегральной оценки, предполагающая учет организационно-экономических, агротехнологических и экологических условий, а также состояния имеющейся производственной базы. Особенности использования органических и минеральных удобрений рассматриваются применительно к 17 областям, входящим в состав Центрального федерального округа. На основе применения инструментов бальной оценки дана интегральная оценка указанных субъектов России и осуществлено их распределение по группам, отличающимся характеристиками уровня эффективности и потенциала использования органических и минеральных удобрений. Обоснован вывод о наличии существенной межрегиональной дифференциации по оцениваемому показателю. Отмечается, что полученные результаты могут выступить одним из инструментов принятия управленческих решений в области обеспечения интенсивного развития аграрного сектора.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПОДХОДА В АКТУАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Продовольственная безопасность является неотъемлемой составляющей национальной безопасности России, обеспечивающей её экономическое суверенитет и социальную стабильность. В контексте текущих глобальных и внутренних вызовов, рассмотрение вопроса о необходимости актуализации Доктрины продовольственной безопасности России становится особенно актуальным. Целью данного исследования является обоснование направлений совершенствования Доктрины продовольственной безопасности и обоснование нормативных показателей ее реализации. Исходя из данных Росстата и Минсельхоза России, сделан краткий анализ реализации Доктрины продовольственной безопасности и сформулированы основные проблемы, тормозящие развитие продовольственной безопасности России. Актуализация Доктрины продовольственной безопасности России безусловно, открывает новые перспективы и возможности для российского аграрного сектора, задавая тем самым курс на долгосрочное и устойчивое развитие отечественного сельского хозяйства и продовольственной сферы. Речь идет не только о повышении самообеспеченности и безопасности страны в продовольственной области, но и о возможности стать одним из лидеров мирового аграрного рынка за счет эффективного использования собственных ресурсов и инновационных технологий.

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Привлечение инвестиций дает компаниям дополнительные конкурентные преимущества и является мощным средством, обеспечивающим рост и развитие бизнеса. Увеличение инвестиционной привлекательности компании обеспечивает эффективное функционирование, способствует устойчивому развитию бизнеса, позволяет обновлять и наращивать объемы производства, совершенствовать и расширять материально-техническую базу своей деятельности, тем самым повышая конкурентоспособность компании. Также, инвестиции позволяют диверсифицировать производство, открывая новые виды деятельности, которые являются инновационными. Авторы отмечают, что кроме внутренних факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность компании оказывают влияние уровень государственной поддержки бизнеса данной отрасли, инвестиционный климат и экономическое положение страны и конкретного региона. В данном исследовании авторами был сделан упор на анализ финансовых показателей компании, так как считаем это базовым критерием в оценке инвестиционной привлекательности, который используют многие исследователи. Был проведен анализ финансового состояния АО «ЗАО «Агрофирма «Свобода» относительно аналогичных коммерческих организаций в отрасли и Российской Федерации в целом. Это позволило убрать практически весь субъективизм инвестиционной привлекательности компании.