Яндекс.Метрика

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В АПК РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

В статье рассматриваются вопросы формирования организационно-экономического механизма в агропромышленном комплексе России. Отмечается, что под влиянием общественных потребностей в достижении продовольственной безопасности страны, технико-технологической модернизации отрасли и развития импортозамещения необходима разработка организационно-экономического механизма в АПК, обеспечивающего устойчивое расширенное воспроизводство. В настоящее время фиксируется ряд негативных макроэкономических и отраслевых тенденций: бюджетные ограничения, высокая ключевая ставка Банка России, снижение доходности организаций АПК, усиление диспаритета цен в АПК, низкая динамика инвестиционной активности в отрасли, снижение численности занятых в сельском хозяйстве и депопуляция сельских территорий, невысокий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. В 2024 г. к этим факторам добавилась корректировка бюджетной и кредитной политики в агропродовольственном секторе: произошла перегруппировка направлений субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей (вместо двух субсидий компенсирующей и стимулирующей ввели одну «объединенную»); изменился механизм льготного кредитования – вводится плавающая ставка по кредитам. Кроме изменений в механизме кредитования наблюдаются трансформации в аграрном страховании. Что касается ценовой ситуации, то практически ежегодно ценовые диспропорции возникают то в одном сегменте агропродовольственного рынка, то – в другом. Авторами подчеркивается, что главными функциями организационно-экономического механизма в настоящее время становятся: воспроизводственная, стимулирующая и формирования оптимального баланса между спросом на агропродовольственную продукцию и ее предложением. Главной задачей формирования оптимального организационно-экономического механизма является создание такой системы мотивации, при которой выигрывает каждый экономический субъект и в целом повышается эффективность всей экономики. Формирование такой системы стимулов – задача, в большей степени, государства, которая выполняется им на основе развития необходимых институтов и институциональной инфраструктуры, позволяющей реализовывать установленные нормы и правила. При этом необходимо не забывать о важности саморегулирования товаропроизводителей, и формирования равновесного поведения экономических субъектов в соответствии со стимулами.

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

В современных условиях функционирования российской экономики перед агропромышленными холдингами встает необходимость достижения значительной доли рынка, расширения производства, внедрение новых технологий и покрытия возрастающего спроса. Увеличение объемов выпуска продукции, поиск новых торговых партнеров и поставщиков оборудования требует значительных инвестиций. Для повышения эффективности инвестиций необходима грамотная оценка инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных компаний, учитывающая быстрые изменения внешней среды. Целью данной работы является развитие методики анализа инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций России, с учетом изменений значимости факторов на нее влияющих. Уточнено понятие инвестиционной привлекательности и усовершенствована методика ее оценки. В ходе работы на основе российских и зарубежных источников, проведенного опроса был сформулирован список факторов, оказывающих различное по силе влияние на выбор инвестора. В ходе работы была определена интегральная оценка инвестиционной привлекательности компаний сельскохозяйственного сектора России, на основе авторской методики анализа. Исследование показало, что в зависимости от состояния развития страны меняется сила влияния различных факторов на инвестиционную привлекательность. Для учета силы влияния рекомендуется использовать весовые коэффициенты.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

Экономическая теория призвана давать ответы на поиски справедливого распределения создаваемых общественных благ, в процессе материального производства между всеми участниками хозяйственной деятельности. Глубина и объективность теоретико-методологического обоснования лежит в основе раскрытия закономерности смены технологических укладов, оказывающих влияние на развитие общественного производства, соответственно социально-экономического и научно-технического прогресса. Экономический анализ вносит определенный порядок и смысл в обобщении и правильном истолковании складывающихся факторов, связывая их воедино и устанавливая взаимосвязь между ними для получения объективных и правильных выводов, позволяющих понять природу того или иного явления социально-экономического, исторического и культурного характера. Определяя цели и задачи исследования теоретико-методологических основ развития рыбной отрасли, применяя для этого различные концепции, стратегии, прогнозы необходимые для проведения всестороннего анализа важно применять их к основным структурным элементам всей иерархии хозяйственных отношений в рыбохозяйственном комплексе.

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПОВОЛЖСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЙОНЕ

Земельная реформа, инициированная и проводимая правительством России последние тридцать лет, сопровождается изменением законов и правил, которые призваны, с одной стороны, создать условия для перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и обеспечить создание и развитие многообразных форм собственности в АПК, а с другой  вовлечь указанные земли в систему рыночных отношений. На современном этапе в законодательстве закреплены следующие виды прав на землю: собственность, аренда земельных участков, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, безвозмездное срочное пользование, сервитут. В рамках проведенного исследования рассмотрено, как действие рыночного механизма позволяет на практике: а) трансформировать государственное и муниципальное право собственности в частную собственность, б) реализовать право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и муниципальной собственности субъектами земельных отношений.

ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Для повышения уровня оказания информационно-консультационной поддержки в агропромышленном комплексе в научной статье предлагается применение комплекса принципов, состоящего из трех взаимосвязанных блоков: «Принципов, определяющих содержание и качество оказываемой поддержки»; «Принципов, регламентирующих экономические отношения субъектов и объектов системы информационно-консультационной поддержки»; «Принципов, определяющих необходимость достижения эффективности оказания поддержки». Использование этих принципов активно способствует обеспечению достижения стратегических целей государства по интенсивному развитию аграрного производства на инновационной основе современных научных разработок. Оперативность и доступность получаемой консалтинговой поддержки обеспечивают повышение эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции за счет высокого уровня качества оказания услуг. Специалисты, организующие и непосредственно осуществляющие информационно-консультационную поддержку, должны обладать необходимыми компетенциями в различных сферах агробизнеса. В статье акцентируется внимание на необходимости обязательного учета отраслевой и региональной специфики хозяйственной деятельности субъектов агропромышленного комплекса на примере ведущих аграрных регионов Сибирского федерального округа. Отдельным блоком выделена группа принципов, определяющих экономику исследуемого вида поддержки: полностью или частично безвозмездное получение услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими организациями; целевой характер расходования средств; необходимость создания финансовой возможности для компенсации затрат на консалтинг получателям услуг. На основании девяти положений, формирующих первую и вторую группу принципов, предложен блок эффективности, включающий достижение результирующих показателей в части расходования бюджетных средств и обеспечения развития сельских территорий. Предложенный комплекс принципов может быть применен для разработки критериев оценки эффективности структур информационно-консультационной поддержки агропромышленного комплекса.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ ТРАНСФЕРА НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК В ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ СУБЪЕКТОВ АПК

В статье рассматриваются вопросы формирования новой модели трансфера научных разработок в хозяйственную практику субъектов АПК. В процессе исследования были выделены основные элементы организационно-экономического механизма трансфера научных разработок. Рассмотрены отдельные элементы Института инновационной инфраструктуры. В том числе более подробно показана деятельность города-наукограда Мичуринска Тамбовской области. В качестве важных элементов инновационной инфраструктуры в том числе рассмотрены научно-образовательные центы мирового уровня, инжиниринговые центры, отраслевые центры прогнозирования, Институты развития. С целью формирования элементов инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер научных разработок в аграрное производство, предложено создание отраслевых инновационных формирований, а также дополнение практики нормативно-правового обеспечения АПК.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ РЫНКА СЕМЕННОГО МАТЕРИАЛА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Семеноводческий сектор России состоит из НИИ, профильных ВУЗов, центров селекции, опытно- и учебно-производственных хозяйств, которые были сформированы еще в период СССР, а также из частных организаций, образованных в постсоветский период. В отсутствие адекватной статистической информации о секторе семян в России сложно проводить аналитические исследования. В то же время в открытых источниках отмечается значительная зависимость от импорта семян ряда культур, например, картофеля, сахарной свеклы, кукурузы, рапса, сои и других. Напротив, сектор семеноводства Франции является действенным механизмом снабжения семенами не только французских аграриев, но и сельскохозяйственных производителей в 150 зарубежных странах. Сегодня Франция – ведущий производитель семян и экспортер, занимающий лидирующие позиции в мире. Россия для французского сектора – самый крупный покупатель из круга третьих стран. Эта позиция сохраняется, несмотря на действующие санкции. Кроме того, ряд семеноводческих компаний создали в России совместные предприятия или построили производственные мощности по производству семян.

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ МЕНЯЮЩЕЙСЯ СТРУКТУРЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Проведен анализ основных тенденций развития транспортно-логистических услуг в мире в целом и в продовольственном секторе в частности. Выявлены основные страны – лидеры мирового рынка транспортно-логистических услуг – страны Европейского союза, Канада, США. На примере стран Европейского союза рассмотрены важнейшие направления формирования транспортно-логистической инфраструктуры, особое внимание уделено развитию сети транспортно-логистических центров, как основы организации товародвижения на продовольственном рынке. Выявлены основные принципы организации и дана характеристика основных элементов транспортно-логистического центра в ЕC. Показана роль государства в поддержке создания и функционирования транспортно-логистических центров, роль частно-государственного партнерства в его управлении и финансировании. Отмечено, что на современном этапе большую помощь в развитии транспортно-логистической инфраструктуры в Евросоюзе оказывает некоммерческая организация «Европлатформы», деятельность которой ориентирована на развитие логистических платформ в европейских странах как узловых точек транспортной инфраструктуры. В статье отмечено, что Россия значительно отстает по уровню развития рынка транспортно-логистических услуг от развитых и большинства развивающихся стран, что в значительной мере связано с низкими темпами осуществления мер по развитию инфраструктуры рынка транспортно-логистических услуг в регионах России.