В статье рассмотрены теоретические аспекты состояния современных цифровых технологий, методы и инструменты продвижения аграрной продукции, особенности применения цифровых технологий для продвижения. Сделан вывод, что комплексный подход к изучению влияния цифровых технологий на развитие агрокомплекса может привести к увеличению прибыльности этого сектора и создать новые удобные формы взаимодействия для производителей, продавцов и покупателей. Анализ различных подходов к применению цифровых технологий позволяет прийти к выводу о появлении нового этапа в развитии аграрного сектора.
В статье дана характеристика товаропроводящей инфраструктуры сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая ее структуризацию, при этом инфраструктурные элементы предлагается систематизировать по функциональным подсистемам. Исследованы тенденции товародвижения российской аграрной продукции на мировой рынок; экспортно-ориентированная товаропроводящая инфраструктура, в том числе транспортно-логистическое обеспечение, являющееся основой товаропроводящей сети экспорта, включая портовую инфраструктуру. Также представлен анализ издержек товародвижения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые формируются инфраструктурными элементами агропродовольственного рынка, в том числе логистические издержки, уровень которых в России высок. Сформулированы предложения по формированию эффективной товаропроводящей сети экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с участием региональных субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимой для обеспечения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности экспортной продукции.
Концепция зеленой экономики появилась в последние годы как стратегический приоритет для государств и межправительственных организаций и является общепризнанной моделью, целеориентация которой лежит в области улучшения благосостояния населения, достижения социального равенства, существенного снижения экологических рисков и экологического дефицита. Существующие дефиниции зеленой экономики базируются на определении Организации ООН по охране окружающей среды, трактующей данный вид экономической деятельности, который не только повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, но и существенно снижает риски для всех существующих экосистем. Исходя из этого, формирование и реализация модели зеленого роста экономики требует надлежащего рассмотрения взаимосвязи социоэкономики с экологическими факторами. Целью статьи является обзор исторической ретроспективы, анализ современного состояния и трендов развития зеленой экономики, доказывающих состоятельность данной модели экономики в достижении триединого результата – социального, экономического и экологического. Проведение ретроспективного анализа позволило выявить эволюционирование сущностной основы зеленой экономики, берущей свое начало из концепции устойчивого развития. На основе структурно-функционального анализа выявлены целеориентация, принципы, задачи и технологии развития зеленой экономики на современном этапе. Обзор мирового состояния зеленой экономики показал, что Россия находится на начальном этапе формирования модели зеленого роста экономики. Вместе с тем правительством предпринимаются реальные меры по экологизации экономики, которые вселяют уверенность в достижении зрелости зеленой экономики в нашей стране и успеха решаемых ею задач.
В статье рассматриваются сущность и состояние продовольственной безопасности России, риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности, основные направления экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны.
В статье актуализируется необходимость разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий на уровне субъектов Российской Федерации. Научная новизна исследования определяется формированием комплекса методических рекомендаций по использованию кластерных технологий в сельских территориях на зональном уровне. Аргументируется, что применение кластерных технологий придает высокую значимость инновационной составляющей в концепции устойчивого развития. Использование системного подхода в сочетании с кластерными технологиями позволяет разрабатывать стратегические планы развития сельских территорий с позиций перспективного улучшения их экономической и социальной составляющей. Обосновывается, что для России кластернориентированная политика представляет одно из перспективных направлений повышения конкурентоспособности и реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий. Представлены основные этапы алгоритма кластеризации сельских муниципальных образований по показателям социального и экономического развития. Уточнены методические аспекты проведения кластерного исследования развития сельских территорий на зональном уровне. Показана необходимость формирования кластерного портрета сельских муниципальных образований, который должен включать «ядра» (интеграторы), кластерообразующий блок, «сателлиты» и «точки роста». Приведены результаты кластеризации сельских муниципальных образований Нечерноземной зоны Республики Башкортостан по ключевым показателям социально-экономического развития. Эффективным инструментом устойчивого развития могут стать сгруппированные «точки роста», которые должны рассматриваться как важнейшие элементы формирования «каркаса» аграрной сферы сельских муниципальных образований. Использование кластерных технологий помогает осуществить переход от фактически существующей монофункциональной модели к полифункциональной модели устойчивого развития сельских территорий. Резюмируется, что формирование кластерных систем для сельских территорий будет стимулировать создание новых рабочих мест в сельской местности и способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях именно расширение мер государственной поддержки развития отраслей и подкомплексов АПК способно обеспечить продовольственную безопасность страны. Однако меры государственной поддержки по приоритетным программам имеют ограниченный характер в связи с недостаточностью средств в бюджетах разных уровней. Авторами проведен анализ государственной поддержки АПК Кемеровской области за 2014-2019 годы по основным направлениям, проведен сравнительный анализ соотношения объемов государственной поддержки АПК и производства сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе. Данное исследование позволило сделать вывод, что в промышленном регионе, где доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте незначительна и, соответственно, невысок уровень государственной поддержки, она должна быть направлена на развитие производства экологически чистой продукции за счет финансовой поддержки производств в районах, отдаленных от промышленных центров. Кроме того, недостаточный на сегодняшний день объем государственной поддержки АПК может быть компенсирован за счет внебюджетных средств – инвестиций промышленных предприятий на основе софинансирования перспективных направлений развития АПК.
В статье рассматриваются проблемы стратегического развития управления размещением и специализацией аграрных субъектов муниципального уровня, где определяются основные угрозы, связанные с обоснованием объекта стратегического управления на муниципальном уровне, оценка его состояния, тенденции и перспективы функционирования, начиная с начального звена экономических взаимодействий сельскохозяйственных организаций, а также возможностью формирования аграрного производства, реализации и трансформации его потенциала, с выделением ряда особенностей соответствующих определенному взаимоотношению на данном уровне. Обоснованы приоритетные принципы с выбором основных стратегических направлений более эффективного использования имеющихся возможностей, в результате которых будет создан новый или усовершенствованный аграрный продукт. Осуществлена трансформация стратегии управления хозяйствующими сельскохозяйственными субъектами в сфере размещения и специализации и представлена ее организационно-структурная модель, которая будет иметь определенную последовательность и взаимодействия на муниципальном уровне.
Устойчивое развитие территорий является неотъемлемой частью внутренней политики России, а управление данной сферой основной функцией органов исполнительной власти. Управление устойчивым развитием территорий – это совокупность нормативно-правовых, социально-экономических, организационных, административных, экологических и других мер, а также методов и способов государственного и муниципального регулирования. Одним из способов управления является изменение административных (территориальных) границ муниципальных образований, эффективность которого выражается не только в снижении административных барьеров, но и в повышении эффективности использования бюджетных средств. Гармоничное развитие любой территории невозможно без действенных методов управления, способствующих диверсификации экономики территории. В условиях проведения административных реформ необходимо сформировать сценарии развития тех территорий, на которых проживает сельское население, чтобы не допустить дистанцирования власти от населения. Устойчивое развитие территорий неразрывно связано с поддержанием аграрной сферы, а значит обеспечением экономической и продовольственной безопасности страны. Эффективное управление позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития сельских территорий, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих территорий, что в конечном итоге повышает качество жизни населения.
Важный показатель характеристики использования земельных угодий это сколько на одного сельского жителя приходиться гектар земель сельскохозяйственного назначения: Удмуртская Республика –3,6 га; Кировская область – 11,5 гектара. Сравнивать данный показатель довольно сложно, так как большая часть сельского населения не занята в сельскохозяйственном производстве, за исключением ведения личных подсобных хозяйств. В то же время данный показатель говорит о непригодности земельных угодий из – за природно-климатических условий и низкой плотности населения (Кировская область, имеющая самый высокий показатель) и недостаточной государственной поддержке малых форм хозяйствования.
В статье рассмотрены основные нормативно-правовые положения, регламентирующие энергосбережение и энергоэффективность, выделены этапы проведения компании по энергосбережению, которые показали отставание сроков и качества разработки регламентирующих документов от законодательно установленных сроков проведения энергообследований. На примере ЖКХ показано соотношение затрат и эффекта, полученного в ходе внедрения программ по энергосбережению. Сделан вывод о значительных затратах организаций на проведение энергетических обследований, а не на конкретные мероприятия по энергосбережению, от которых ожидали масштабный эффект в экономике. Показано, что в сельском хозяйстве при реализации программ энергосбережения возможно применение как типовых, так и специфических решений, снижающих энергопотребление.