В последние годы условия для развития малого и среднего аграрного предпринимательства (МСП) стали меняться в лучшую сторону, но в целом они продолжают оставаться тяжелыми и неадекватными требованиям времени. В результате применяемых мер по снижению распространения в России коронавирусной инфекции у представителей МСП возникли дополнительные и обострились прежние проблемы в реализации их деятельности. Поэтому усилилось требование к системной, целенаправленной институциональной аграрной политике. Целью представленного исследования являлась разработка таких антикризисных направлений государственной поддержки МСП, которые будут способствовать повышению или сохранению уровня их эффективности в современных условиях с учетом уже применяемых Правительством РФ мер по стабилизации экономики страны. В работе дана характеристика основных субъектов МСП, осуществлен анализ государственной поддержки фермеров, коротко рассмотрена сущность основных проблем, направлений и мероприятий государственного регулирования их дальнейшего развития. Сектор МСП представлен большим разнообразием форм с различной степенью развитости и распространенности. Численность малых организаций в сельском хозяйстве в 2015 г. составила 58,3 тысячи. Фермерский сектор представлен 205 тысячами хозяйств. В 2018 г. в виде несвязанной погектарной поддержки фермеры получили 4,69 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов (в 2 раза меньше, чем в 2013 г.). Удельный вес всех государственных бюджетных средств в стоимости фермерской продукции составляет не более 5-6‰. В статье представлены мероприятия по решению приоритетных вопросов, реализация которых обеспечит представителям МСП минимизацию, возникающих трудностей со снижением потребительского спроса, оплатой наемного труда, вероятного удорожания оборотных средств и обязательных услуг.
В новой Доктрине продовольственной безопасности, принятой в 2020 году, в качестве приоритетов выступают не только повышение качества жизни населения страны и обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией, но и создание в сельском хозяйстве высокопроизводительного сектора, основывающегося на современных технологиях, что ставит задачу исследования теоретических основ развития АПК и функций сельского хозяйства. Для промышленных регионов это особенно актуально, поскольку точками роста АПК здесь является технический и кадровый потенциал промышленных предприятий. Принципы развития АПК промышленных регионов базируются на сложившихся условиях и факторах их функционирования. Функции сельского хозяйства в промышленных регионах трансформируются с учетом того, что сельскохозяйственные производители ведут деятельность в особых климатических и экологических условиях. Проведенный контент-анализ показал, что принятие нормативно-правовых документов на региональном уровне базируется на основе сложившихся условий функционирования АПК, что находит отражение в частоте упоминаний слов-маркеров, которые относятся к той или иной функции сельского хозяйства. В целях углубленного изучения функций сельского хозяйства могут быть приняты систематизированные автором показатели, на основе которых в дальнейшем может быть усовершенствован механизм развития АПК промышленных регионов.
В работе уделено внимание проблемам стратегического управления размещением и специализацией сельскохозяйственного производства на региональном уровне. Выявлены основные факторы, определяющие размещение сельскохозяйственных производств и отраслевую специализацию в сельском хозяйстве. Предложена методика оценки перспективности формирования стратегии регионального развития отраслей сельского хозяйства на основе групп показателей оценки развития сферы регионального АПК для целей построения эффективной системы пространственного размещения сельскохозяйственных производств. Определены основные этапы стратегического управления размещением производств и отраслевой специализацией в сельском хозяйстве, с последующим построением модели определения региональной стратегии управления пространственным развитием в сфере агропромышленного комплекса.
В статье приводится анализ современного состояния производства и потребления молочной продукции в разрезе субъектов Российской Федерации. Процент обеспеченности молоком собственного производства, по отношению к рекомендуемой Минздравом норме потребления, на сегодняшний день составляет менее 60‰. Для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и удовлетворения имеющегося недостатка потребления по оценкам авторов необходимо ввести в оборот порядка 16 млн га пашни, что вполне осуществимо, с учетом наличия более 30 млн га неиспользуемых старопахотных земель. Также в статье затронут вопрос импортозамещения молочной продукции. Около 18‰ от общего объема продукции приходится на импорт, где основной поставщик – Республика Беларусь. Для импортозамещения молочной продукции, при имеющемся платежеспособном спросе населения и надое молока в среднем 4 т в год потребуется увеличить молочное стадо на 1 млн молочных коров для обеспечения, кормами которых, при достигнутом уровне агротехники, необходимо будет вернуть в сельскохозяйственный оборот около 3,3 млн га пашни.
Статья подготовлена с целью раскрытия тенденции и перспективы производства баранины в России. В ней, на основе анализа динамических рядов показателей производства мяса, дана оценка современного состояния и потенциала производства баранины в России на среднесрочную перспективу.
Глобализация мировой экономики, изменение климата на планете ставят перед мировым сообществом решение проблем экологии, биоразнообразия, устойчивого обеспечения продовольствием и сохранения социальной стабильности. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов для предотвращения глобальных кризисов мирового сообщества является главной задачей мирового сообщества. Рамками Государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса на период 2014-2020 гг. и Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 г. ставятся задачи по обеспечению перехода от экспортно - сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, минимизация негативного воздействия на окружающую среду. Для снижения экологических рисков связанных с загрязнением акваторий в районах вылова водных биологических ресурсов планируется разработка национальной системы экологической сертификации промыслов и производств.
Объективно оценивая ситуацию, сложившуюся в агропромышленном комплексе страны, нельзя не отметить важную роль систематической оценки факторов внешней и внутренней среды, связанных с тенденциями развития отдельных продуктовых подкомплексов. Подкомплексы, имея сложившиеся тенденции и конъюнктуру на уровне государства в целом, все же более четко очерчиваются границами регионов и отдельных муниципальных образований, в связи с чем особую актуальность приобретает проведение оценки факторов, сложившихся на региональном уровне. Целью исследований является оценка влияния факторов внешней и внутренней среды соевого подкомплекса Амурской области, выявление сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей и угроз. Проведены оценка факторов, оказывающих наиболее существенное воздействие на функционирование соевого подкомплекса Амурской области, и анализ потенциальных возможностей и угроз в зависимости от влияния положительных факторов внутренней среды подкомплекса.
Во многих станах мира малые формы хозяйствования играют значительную роль, и агропромышленный комплекс не является исключением. В последнее время и в России все большее внимание уделяется развитию малого бизнеса в аграрном производстве. Цель работы состоит в рассмотрении текущего состояния малых субъектов хозяйствования в Краснодарском крае, занятых в сельскохозяйственном производстве, и выявлении общих закономерностей на основании представленных данных. В качестве ключевых результатов данного исследования можно выделить оценку влияния объема государственной поддержки и привлекаемых заемных средств на результативность функционирования малых форм хозяйствования в Краснодарском крае и обоснование необходимости кооперации данных организаций для достижения максимального эффекта.
В работе уделено внимание возможностям инновационного развития сельскохозяйственного производства на основе интернета вещей. Показано, что высокий потенциал цифровых технологий для сельского хозяйства для формирования конкурентоспособной аграрной экономики направлен на повышение эффективности сельского хозяйства. В работе приведено описание преимущества механизмов и технологий Интернета вещей в деятельности сельскохозяйственных организаций. Несмотря на множество дискуссионных моментов в сфере безопасности и законодательства, совершенствование технологической основы агропроизводства представляется обоснованным для повышения производительности и технологического прорыва. Проведен анализ показателей эффективности и технологичности производства национальной экономики и отрасли сельского хозяйства с целью определения перспектив внедрения и широкого распространения интернета вещей в сельскохозяйственном производстве.
Инновационный путь развития аграрного сектора экономики России необходим, в первую очередь, для обеспечения конкурентоспособности и устойчивого экономического роста российского АПК и является реальной возможностью адаптироваться к глобальной экономике. Актуальность и важность обоснования методологических положений инновационного развития отраслей АПК на основе технико-технологической модернизации усиливается в связи с тем, что данная проблема приобретает особую актуальность в современных условиях ограниченных ресурсов государства, роль которого в поддержке аграрного сектора и переводе его на инновационный путь развития существенно возрастает. В статье представлены подходы к определению инновационного развития. Охарактеризован современный этап технико-технологической модернизации в сельском хозяйстве, условия ее проведения. Показаны особенности инновационного развития птицеводства. Продукция птицеводства является одним из основных продуктов питания в России. Она входит в перечень социально – значимых продовольственных товаров первой необходимости, кроме того состояние подотрасли птицеводства напрямую влияет на уровень продовольственной безопасности страны. Это требует выбора обоснованной стратегии их развития, определяющей формирование инновационной экономики и отвечающей объективным требованиям более эффективного осуществления инновационной деятельности в АПК для достижения устойчивого развития страны, повышения благосостояния населения. В целом, результаты проведенного исследования подтвердили, что инновации в отраслях АПК в настоящее время — это перспективное направление, которое необходимо и должно быть реализовано, что напрямую повлияет на инновационную модернизацию птицеводства.