Исследование посвящено государственной поддержке развития элементов инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса России на региональном уровне. Рассмотрены виды государственной поддержки: сельхозтоваропроизводителей, занимающихся рыбоводством; организаций, занимающихся рыболовством; перерабатывающих предприятий; проведения научно-исследовательских работ и подготовки кадров для работы в сфере рыбохозяйственного комплекса, любительского и спортивного рыболовства. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах – Доктрине продовольственной безопасности России, Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральном законе от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Федерального агентства по рыболовству, Росстата, Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Научно-практической конференции «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
В статье дан анализ отечественного производства и реализации продуктов пчеловодства, раскрыты возможности эффективного опыления пчелами энтомофильных культур и их влияние на рост урожайности сельскохозяйственных культур. Приводятся результаты научных исследований, касающиеся болезней и паразитов пчел, раскрываются причины массовой гибели пчел и распространения опасных заболеваний, которые влияют на качество меда. Дается оценка системы управления отраслью со стороны государственных органов власти и обосновывается необходимость принятия закона о пчеловодстве.
Для выполнения научно-исследовательской работы по прогнозированию развития агропродовольственных систем проведен анализ динамики себестоимости и структуры затрат озимых зерновых в субъектах РФ за период 2010-2016 гг. на данных сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций. Показано, что изменения в форме 9-АПК ведомственной отчетности не дают возможность формировать однородные по составу статей ряды для анализа себестоимости на длительных периодах. Сделана оценка роста себестоимости из-за изменения цен на ресурсы, услуги, приобретаемыми сельскохозяйственными организациями. Группировки регионов по себестоимости выявили, что основное производство озимых зерновых, начиная с 2013 г., сосредоточилось в группах с фактической себестоимостью от 400 до 599 руб./ц (в ценах 2016 г. – в группе 500-599 руб./ц). Выявлено, что несмотря на значительные изменения в климатических (аномальная засуха 2010 г.) и экономических условиях, произошедшие за рассматриваемый период, структура себестоимости озимых зерновых в среднем по России практически не менялась. Стабильными были и интервалы затрат в структуре себестоимости по значимым статьям основных производящих регионов. Группировки регионов по доле затрат на содержание основных средств и оплате труда показали, что регионы с интервалами выше среднероссийских значений не являются основными производителями. При прогнозировании производства озимых зерновых в этих регионах рекомендуется ориентироваться на приближение их структуры затрат к среднероссийской. Показано, что несмотря на различия в климатических условиях в разные годы рассматриваемого периода, основными топ-три производителями озимых зерновых, стабильно дающих более 40‰ их производства, являются Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область. Именно на эти ключевые регионы необходимо обратить основное внимание при прогнозировании производства озимых зерновых.
В статье рассматриваются тенденции производства и реализации зерна, дана оценка современной структуры его производства по категориям хозяйств, размещению и эффективности возделывания зерновых культур в целом и в разрезе культур, проанализированы направления реализации зерна по каналам сбыта сельскохозяйственными организациями.
В современных условиях развитие страны в целом и каждой отдельной территории в частности требуют разработки новых подходов к решению проблем их эффективного управления. Центральное место в данном процессе принадлежит повышению результативности использования всех имеющихся ресурсов, в том числе и человеческого капитала. В статье рассматриваются вопросы измерения и мониторинга человеческого капитала сельских территорий. Разработанные в настоящее время методики, не всегда могут учесть все составляющие человеческого капитал, а также включают различные системы показателей, которые сложно интерпретировать при проведении анализа. При этом уровень сельских территорий в них не затрагивается. Поэтому целью исследования стала разработка и апробация подхода к мониторингу сельского человеческого капитала (здоровье, образование, культура и спорт), базирующегося на балльно-рейтинговой оценке. Предложенный подход включает следующие этапы: отбор наиболее значимых показателей, характеризующих человеческий капитал; присвоение баллов каждому показателю; суммирование баллов по сельским территориям и по блокам; расчет интегрального балла по всем показателям для сельских территорий путем их суммирования; ранжирование сельских территорий, исходя из полученных результатов. Разработанная оценка позволит проводить мониторинг формирования и использования сельского человеческого капитала, и на основе полученных результатов принимать оперативные и своевременные управленческие решения для каждой территории в отдельности.
Обобщение теоретических положений позволило рассмотреть рынок земель сельскохозяйственного назначения с позиции системы экономических отношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, а также механизма регулирования процессов и процедур, осуществляемых субъектами земельных правоотношений при составлении оферт и заключении рыночных сделок, и уточнить содержание данного термина. В соответствии с положениями интегральной теории обоснованы целесообразность применения междисциплинарного подхода для разграничения понятий полезности, стоимости, ценности товара в философском, экономическом, социальном аспектах, выбор школ экономической мысли. Разработан метод создания системы ценностей земель сельскохозяйственного назначения на основе атрибутов, находящихся в предметной области, включающей формирование агрономической ценности (структурирование факторов, анализ комбинации показателей, проектировании модели), параметризацию экономической ценности (выделение условий институциональной среды, имитация процесса создания ценности, количественная оценка прироста ценности) идентификацию потребительской ценности (спецификация предметной области, группировка детерминант, получение системного эффекта), и интегрированных в единую структурную модель. Факторы, показатели, детерминанты, необходимые для формирования агрономической, экономической, потребительской ценностей, обеспечивают критериальность предложенного метода, направленного на повышение эффективности функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения.
В статье анализируются современные тенденции и факторы, оказывающие влияние на рыбохозяйственный комплекс ЕС. Определено место ЕС в мировом производстве, потреблении, экспорте и импорте рыбы и морепродуктов. При этом учитывались отрасли рыболовства и аквакультуры в морской и пресноводной средах. Показана динамика развития рыбохозяйственного комплекса стран ЕС с учетом ресурсного и инфраструктурного обеспечения. Раскрыты основные положения Общей рыболовной политики стран ЕС в настоящее время и на долгосрочную перспективу. Проанализированы уровень и структура государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса в ряде стран ЕС. Рассматриваются общие последствия для рыбной отрасли ЕС в результате выхода Великобритании из Союза, загрязнения и закисления мирового океанa, изменения цен на сырую нефть и развития пандемии коронавируса. В заключении делаются общие выводы с учетом актуальности объекта исследования для России.
В статье рассматриваются особенности территориальной структуры экспорта российской агропродовольственной продукции в Китай. На основании результатов проведенного исследования были выделены основные регионы-поставщики данных видов продукции, отмечены проблемы и обозначены перспективы торгово-экономического сотрудничества с Китаем.
Проанализировано развитие регионального интеграционного объединения Латинской Америки – МЕРКОСУР: выявлены ключевые аспекты развития данной интеграционной модели, приведены макроэкономические показатели каждой страны, исследованы состояние и динамика внешней торговли стран-участниц, проблемы защиты внутренних рынков и доступа к внешним. В работе представлен анализ структуры экспорта и импорта продукции стран МЕРКОСУР в страны ЕАЭС и наоборот, а также рассмотрена проблема экономического сотрудничества в торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольствием данных интеграционных объединений. В августе 2015 г. МЕРКОСУР и Таможенный союз ЕАЭС подписали меморандум о взаимопонимании, в котором представлены темы, интересные для обоих блоков. Это, прежде всего, меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, технические регламенты и санитарные требования к товарам. Институциональной основой углубленного экономического взаимодействия ЕАЭС и МЕРКОСУР может стать формат торгового соглашения по созданию Зоны свободной торговли (ЗСТ+). Проведенный анализ и изучение современных аспектов взаимодействия МЕРКОСУР и ЕАЭС позволяет сделать вывод о перспективности заключения соглашений между этими союзами для реализации экспортного потенциала стран-участниц интеграционных объединений, возможностей и преимуществ в определенных отраслях экономики.
В статье дана оценка современного состояния и основных тенденций развития мирового рынка мяса. На основе статистических данных ОЭСР и ФАО проведен анализ динамики производства и международной торговли мясом. Выявлены основные факторы, влияющие на формирование экспортного потенциала российского мяса на рынках третьих стран. Текущая ситуация на мировом рынке мяса и тенденции ее развития создают реальные перспективы расширения присутствия Российской Федерации на уже освоенных рынках и выхода на новые рынки, хотя и при наличии определенных сложностей, которые требуют системных и скоординированных действий.