Предложена стратегия развития нового института управления земельными отношениями в сельском хозяйстве, содержащая его продвижение, адаптацию, функционирование. Скорость продвижения института зависит от участия органов власти, общественных организаций, средств массовой информации. Адаптация института происходит под внешним и внутренним воздействием с учетом институциональных и экономических интересов при принятии адекватных управленческих решений по снижению издержек трансформации. Функционирование института осуществляется на основе принципов оптимальности, ограниченной рациональности, качественности, устойчивости норм и правил, в определенных зонах эффективных и неэффективных институтов структурно-функциональной модели. С позиции теории рационального выбора научно обоснован механизм трансформации земельных отношений в сельском хозяйстве Саратовской области, предполагающий создание единого органа, управляющего нормами деятельности и координирующего их выполнение участниками земельных отношений (акторами) с применением методов согласования взаимодействия и изменения порядка функционирования. Внедрение данного механизма будет способствовать укоренению нового института, восстановлению трансформационного равновесия, динамичному развитию Управления земельных отношений, преобладанию эффективных собственников земель сельскохозяйственного назначения. Направления реализации разработанного механизма на региональном уровне согласуются с нормативными документами, дорожными картами по вовлечению неиспользуемых земель в хозяйственный оборот.
Статья посвящена развитию мирового рынка рыбьего жира, продукта не очень значительного по объему производства, но весьма важного для поддержания здоровья человека. Приводятся определения рыбьего жира, основные сырьевые источники его получения в мире, а также данные по его содержанию в рыбе и морепродуктах, растительных и животных продуктах питания. Рассматриваются различные направления использования рыбьего жира с акцентом на его диетологические и медицинские характеристики. Приводятся технологические схемы переработки жирных сортов рыб и производства на их основе рыбьего жира. Показана динамика развития рынка рыбьего жира в части производства, международной торговли (экспорт, импорт) и внутреннего потребления в мире и по ведущим странам и регионам. Анализируется ретроспективное и будущее влияние мировых цен на рыбий жир, мировых переходящих на конец года запасов рыбьего жира, а также других факторов (диетологических, демографических и др.) на экспорт и внутреннее потребление этого продукта. Определены позиции России на мировом рынке рыбьего жира в увязке с основными проблемами развития отечественного рыбохозяйственного комплекса.
Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия является важным направлением экономической политики большинства стран в мире, поскольку играет большую роль в формировании доходов государства. В настоящее время многие страны рассматривают экспортную деятельность в качестве одной из основ устойчивости экономики и поддерживают ее развитие широким комплексом мер. В статье рассмотрен современный этап развития мирового экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Проведен анализ роли развитых и развивающихся стран в экспорте этой продукции. Показана возрастающая роль развивающихся стран в экспорте. Такие страны как Китай, Индия, Индонезия, Таиланд, Мексика, в настоящее время входят в десятку крупнейших экспортеров агропродовольственных товаров в мире. Отмечается возрастание роли России в мировом экспорте на основе анализа объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия за последние 20 лет. Проанализирована товарная структура мирового экспорта, выделены основные продуктовые группы, на долю которых приходится более 60‰ экспорта. Приведен прогноз ОЭСР-ООН по спросу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в среднесрочной перспективе (2018-2027 гг.), в соответствии с которым в ближайшее десятилетие ожидается замедление темпов роста спроса на отдельные товарные группы продуктов, душевое потребление которых приближается к оптимальному и может сохраниться на неизменном уровне, это, прежде всего, зерновые, корнеплоды и клубнеплоды. Прогнозируется замедление роста спроса на мясо и рыбную продукцию в силу региональных различий пищевых предпочтений и ограничений. В условиях замедления роста потребления ожидается, что темпы увеличения объемов торговли сельскохозяйственной и рыбной продукцией будут вдвое ниже, чем в предыдущем десятилетии, что является одним из рисков для реализации российской программы увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В статье приведены сведения о современной экспортной зерновой политике Правительства РФ и ее развитии в долгосрочной перспективе до 2035 года. Подчеркивается, что расширение присутствия России на глобальном рынке зерна позитивно сказывается на политическом и международном статусе нашей страны на мировой арене, что вызывает необходимость принятия дополнительных мер по наращиванию валовых сборов зерна экспортно-ориентированных культур, формирования экспортного зернового потенциала и роста его реализации за рубежом, но с обязательным учетом состояния внутреннего зернового рынка, его наполняемости качественным зерном и продукцией переработки для полного обеспечения всех слоев населения. В связи с этим, с 1 января 2020 г. планируется введение в стране квотирования зернового экспорта и контроля за выборкой квот, выделяемых зернопроизводящим регионам и компаниям, других мер Минсельхоза России, направленных на рост производства зерна и его экспорта. Актуальность данной работы заключается в анализе и систематизации основных стратегических направлений, планируемых в новых правительственных документах, принятых в 2019-2020 гг. в сфере развития производства и экспорта зерна с учетом антироссийских торговых санкций со стороны США, Канады, некоторых других государств и негативных последствий пандемии коронавируса в международной торговле. Цель исследования – на основе проведенного анализа обобщить перспективные направления и новые решения аграрной политики Правительства РФ и Минсельхоза России для достижения намеченных целей в развитии производства и экспорта зерна, изложенных в новой «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации», «Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года» и в других документах. Результатами исследования являются обобщенные основные стратегические направления в экспортной зерновой политике России в долгосрочной перспективе.
Соединенные Штаты Америки – крупнейший мировой производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Экспорт агропродовольственной продукции является важнейшим направлением внешнеэкономической деятельности США. Основная цель экспортной политики страны – как можно более широкий охват международных рынков и закрепление на них. Существенную роль в продвижении агропродовольственной продукции на международные рынки играют национальные программы содействия экспорту. Программы рассчитаны на широкий круг участников, включая государственные, коммерческие и некоммерческие организации, малый и средний бизнес, консалтинговые компании, университеты. Области применения программ также довольно разнообразны: продвижение продукции целой отрасли, отдельных товаров, брендов; гарантирование экспортных кредитов; техническая помощь в устранении ветеринарных и фитосанитарных барьеров и др. Финансирование экспортной деятельности в рамках программ осуществляется, главным образом, государством, но частный капитал также принимает участие. Программы содействия экспорту сельскохозяйственной продукции являются важнейшей составной частью аграрной и экспортной политики США. На протяжении всего периода действия они показывают свою многофункциональность и эффективность, что способствует закреплению США на мировом рынке продовольствия в качестве крупнейшего, если не самого крупного, мирового экспортера.
При определении уровня адаптации апробировались методические подходы, применение которых позволяет проанализировать отдельные структурные компоненты, оценить их влияние и дать количественную и качественную характеристику при разработке вариантных решений адаптации хозяйствующих субъектов к условиям структурно-технологических сдвигов. Этапность методического инструментария включает: выбор классификационных признаков для разработки картированной схемы адаптации сельскохозяйственных организаций субъектов РФ по уровню освоения инновационных технологий по сельскохозяйственной деятельности; оценку уровня освоения сельскохозяйственными организациями элементов инновационных технологий в сельском хозяйстве, на основе которой составлена карта распределения субъектов Российской Федерации.
В статье представлена системная, комплексная, рейтинговая методика оценки инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций, которая основана на определении инвестиционного потенциала и инвестиционного риска с учетом показателей эффективности вложенных инвестиций. Проведена апробация методики на уровне сельскохозяйственных организаций на основе данных статистики и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Анализ инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций позволил комплексно оценить и выявить основные преимущества каждой из них с учетом имеющихся земельных ресурсов, трудового и производственного потенциала, а также посредством оценки показателей, характеризующих финансово-экономические риски.
Сегодня мировое сообщество или глобальная экономика испытывает колоссальные проблемы загрязнения окружающей среды, создающие угрозу всей мировой стабильности. Россия не является исключением в отношении существования и эскалации экологических проблем. В этих условиях крайне важным является поиск модели развития, которая без ущерба для экологии и экономического роста могла бы вывести нашу страну на путь устойчивого развития. В этом отношении весьма перспективной выступает модель зеленой экономики, имеющая в своем арсенале зеленые технологии как главные инструменты блокирования или минимизации токсичного воздействия антропогенной деятельности на состояние окружающей среды. Целью статьи является проведение анализа влияния основных секторов российской экономики на состояние экосистемы и предложения путей их экологизации на основе использования зеленых технологий. На основе структурно-функционального анализа выявлено негативное воздействие на состояние природной среды системообразующих секторов национальной экономики – каждого в отдельности и в их совокупном влиянии. Представленная статистика состояния экосистемы, как следствия антропогенной деятельности, доказывает необходимость безотлагательных мер по улучшению экологической ситуации. Минимизация или полное блокирование негативного эффекта производственных процессов становится возможным посредством экологизации секторов национальной экономики в модели зеленой экономики, обеспечивающей переход на путь устойчивого развития экономики и общества в целом. При этом требуется применение системного подхода к экологизации секторов экономики по причине их тесной взаимосвязанности между собой вследствие интеграции в единую систему экономических отношений.
В статье рассмотрены итоги реализуемой политики импортозамещения продовольствия, проанализированы динамика объемов производства и импорта импортозамещающей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также изменение цен на них и потребления на душу населения в соответствии с рекомендуемыми нормами. Исследованы целесообразность, возможности и ограничения для импортозамещения и расширения российского продовольственного экспорта с учетом влияния ценового фактора. Сделаны выводы, что полное импортозамещение не целесообразно, а для наращивания экспортного потенциала необходимы активизация инвестиционно-инновационной деятельности и всесторонняя государственная поддержка.
Данное исследование посвящено вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России. Особое внимание уделено сравнительной оценке плановых и фактических значений критериев государственной программы. В частности, проанализированы динамика добычи (вылова) ВБР, темпы прироста объема производства продукции аквакультуры, удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка рыбной продукции. Оценена динамика инвестиций в основной капитал в контексте создания высокопроизводительных рабочих мест по виду деятельности «Рыболовство и рыбоводство». Оценена социально-экономическая эффективность мер государственной поддержки в контексте доступности рыбной продукции для населения и обеспечения условий доктрины продовольственной безопасности.