В статье осуществлена попытка анализа современного состояния рынка мяса индейки, представлен прогноза его состояния до 2025 г., а также рассмотрены основные причины, ограничивающие потребление мяса индейки в стране. Ведущее место в общем объеме потребления мясной продукции занимает мясо птицы. В последние годы в общем объеме потребления мяса птицы возрастает роль и значение мяса индейки. Действительно, данный вид продукции имеет высокие пищевые качества и выступает в качестве одного из значимых источников высококачественного белка. Объемы производства мяса индейки имеют высокие показатели динамики, что обусловлено, главным образом, сокращением в общем объеме потребления удельного веса импортной продукции. Вместе с тем по уровню потребления мяса индейки на душу населения России все еще отстает от ведущих стран с развитой рыночной экономикой. В этой связи, в целях определения возможностей более полного удовлетворения потребностей населения страны в данном виде продовольствия, а также увеличения объема его экспорта, возникает объективная необходимость оценки современного состояния и тенденций развития рынка мяса индейки в России.
Динамика развития цифровой экономики приводит к необходимости внедрения интегрированных информационно-аналитических систем. Это позволяет обеспечивать интеграцию с существующими статистическими данными для принятия управленческих решений в области государственного управления развитием кластеров на территории России. Применялись статические данные в соответствии с методологией, предложенной Европейской кластерной обсерваторией. C помощью статических данных были рассчитаны факторы «коэффициент локализации», «размер», «фокус» и выделены группы регионов Российской Федерации в зависимости от состояния исследуемого кластера: стабильные, возрастающие и убывающие. Приведена статическая база данных за 2009–2018 гг. по численности занятых по субъектам Российской Федерации. Разработанная методика позволяет оперативно отслеживать концентрацию занятости в регионах и может применяться для оценки результативности управления кластерным развитием территории.
Картофель относится к той продовольственной культуре, объем производства, которой влияет на уровень продовольственной безопасности. Для него характерны высокая продуктивность и питательная ценность. По энергетическим запасам картофель находится на пятом месте после пшеницы, кукурузы, риса и ячменя. Возделывается картофель почти повсеместно, однако его посадки рациональнее размещать в регионах, обладающих легкими почвами с оптимальным количеством осадков. Это прежде всего Центральная часть России, в которую входит Брянская область и где в последние годы сократились не только посадочные площади, но и эффективность производства картофеля. Снижение производственного потенциала картофелеводства может быть обеспечено за счет инновационного развития подотрасли.
Проанализированы динамика и тенденции развития племенной работы в отрасли животноводства, как на уровне страны, так и на примере типового аграрного региона – Саратовской области. Рассмотрены основные индикаторы современного состояния свиноводства, мясного и молочного скотоводства. Выявлены ключевые барьеры на пути развития племенного дела, в числе которых: разрушение единой системы селекционно-репродуктивной работы, дефицит высококвалифицированных специалистов в данной области, сокращение количества профильных научно-исследовательских учреждений и племенных предприятий и т.д. Предложена организационно-экономическая модель животноводческого кластера, включающая концептуально определенные элементы научного сателлита (Селекционно-гибридные центры в рамках научно-инновационной инфраструктуры), алгоритм формирования ресурсно-сырьевой базы кластера (снабжающие и обслуживающие сателлиты). Модель также предполагает создание и совместное использование убойно-заготовительных пунктов, достижение высокой производительности посредством наиболее эффективной комбинации факторов производства, свободного доступа к информации, лучшей координации деятельности (Центр кластерного развития). Формирование единого Селекционно-гибридного центра в регионе позволит восстановить и систематизировать племенную работу в сельскохозяйственных предприятиях-участниках кластера. Реализация предложений по организации племенной работы в регионах на базе животноводческих кластеров обеспечит повышение эффективности производства продукции животноводства.
В статье, в контексте учета целей и задач действующей Госпрограммы развития сельского хозяйства, а также вносимых новаций в механизм ее реализации рассматриваются вопросы оценки эффективности работы сельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм во взаимосвязи с последующим исследованием факторов ее динамики. На примере сельхозпредприятий субъекта РФ, проведены расчеты по апробации предлагаемых методических подходов.
В статье рассматривается опыт Японии по развитию инновационных процессов в АПК для повышения его эффективности. Рассмотрены отличительные особенности развития сельскохозяйственной отрасли в стране. Показана активная роль государства в инновационных преобразованиях в аграрном секторе и возрастание его функций, непосредственно связанных с развитием экономики знаний, подчеркнута целесообразность поиска новых эффективных механизмов интеграции аграрного производства и науки, а также необходимость формирования организационных структур, способных увязывать в единое целое все компоненты инновационной политики в аграрной сфере экономики
В статье анализируется роль Европейского Союза в мировой торговле сельскохозяйственной продукцией, дается оценка политике и программам ЕС по содействию экспорту данной продукции. Проведенный анализ показывает, что, ввиду насыщенности внутреннего рынка, экспорт сельскохозяйственной продукции из ЕС на внешние рынки имеет большое значение для дальнейшего развития агропроизводства. ЕС в настоящее время является крупнейшим мировым экспортером сельскохозяйственной продукции, что обусловлено, в том числе, успешным опытом в содействии ее экспорту. Ключевыми элементами политики по содействию экспорту сельскохозяйственной продукции в ЕС являются принятие ежегодных программ, устанавливающих стратегические приоритеты мер по продвижению, и высокие ставки финансирования этих программ из бюджета ЕС. Использование опыта ЕС по продвижению сельскохозяйственной продукции на мировые рынки позволит усовершенствовать систему поддержки экспорта данной продукции в России.
В статье рассматриваются проблемы экономики водопользования в хозяйственном комплексе и сельском хозяйстве Франции. Дана оценка системе водоснабжения, проанализированы организационные аспекты установления цен на воду для фермеров. Спрогнозированы перспективные направления формирования системы водоснабжения во Франции.
Развитие российского экспорта зерна и продуктов его переработки охватывает решение широкого круга первоочередных задач, которые прямо или косвенно связаны с наращиванием экспортного потенциала зернового хозяйства, с учетом особенностей формирования экспортных зерновых ресурсов и их продвижением на мировом рынке. Это предполагает технологическое перевооружение зернового хозяйства и формирование специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов зерна и перевода подотрасли на инновационно-инвестиционную модель развития, создание современной экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранение и смягчение тарифных и нетарифных барьеров для обеспечения доступа российского зерна и продуктов его переработки на мировой зерновой рынок, создание надежной системы активного продвижения и позиционирования зерна и продуктов его переработки на внешних рынках. Учитывая, что в России в условиях недостаточно развитой экспортной инфраструктуры и невысокого качества пшеницы, как основы зернового экспорта, при наращивании российского экспорта зерна первостепенное значение имеет не расширение географии поставок зерна, а снижение, минимизация или предотвращение рисков потери уже существующих экспортных рынков, укрепление доверия со стороны стран-импортеров к качеству и безопасности российского зерна. Однако для этого потребуется не только разработка соответствующей законодательной базы, но и создание, единой государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов его переработки, что позволит обеспечить объективный и оперативный государственный контроль за их безопасностью и качеством со всеми вытекающими отсюда положительными моментами для страны, повышения ее имиджа в мире.
Статья посвящена вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России, основной задачей которого является обеспечение населения страны водными биологическими ресурсами и продуктами их переработки в объеме, необходимом для сбалансированного и полноценного питания, расширения экспорта продукции глубокой переработки, а также сохранения природных экосистем и их биоразнообразия. В исследовании представлен анализ основных производственно-экономических показателей работы рыбохозяйственного комплекса за 2015-2019 годы. В целом рыбохозяйственный комплекс располагает необходимым производственным, научным и кадровым потенциалом для роста экономики его основных звеньев. Однако, структура и качество технико-технологической базы рыбохозяйственного комплекса по многим позициям не отвечают современным требованиям и нуждаются в обновлении и модернизации для повышения эффективности его работы. Недостаточный уровень потребления рыбы и рыбной продукции, связанный с низкими доходами значительной части населения. Основная суть проблем рыбохозяйственного комплекса заключается в устранении барьеров, тормозящих экономический рост, и выстраивание ключевых приоритетов для перехода к инновационной и диверсифицированной экономике. Система нуждается в реформировании и формировании новых форм организации производства на кластерной основе с учетом передового опыта, накопленного в данной сфере. Особое внимание уделено роли государства в развитии рыбохозяйственного комплекса, сложная организационная структура которого под воздействием внутренних и внешних факторов с различной динамикой развития ключевых подкомплексов, расширением числа участников хозяйственной деятельности, должна иметь оптимальную степень государственного регулирующего воздействия с тем, чтобы все элементы системы развивались в нужном направлении с учетом национальных интересов России. Именно в работе всех элементов технологической цепочки кроется мотивация по повышению эффективности работы промышленности и конкурентоспособности отечественной рыбной продукции на глобальных рынках продовольствия. Авторами сформулированы ключевые приоритеты перспективного развития рыбохозяйственного комплекса страны, которые не противоречат проводимой государством политике в этой сфере, поддерживаются экономистами, бизнесом и общественными организациями, что в совокупности позволит ускорить динамику экономического роста, повысить качество, эффективность и конкурентоспособность данной отрасли.