Яндекс.Метрика

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА КИТАЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Современные условия, для которых характерна геополитическая напряженность, применение международных экономических санкций, восстановление мировой экономики после пандемии, ставят перед развитием экономики Китая и, в частности, перед его аграрным сектором, новые вызовы. В статье рассматривается современное состояние аграрного сектора Китая, развитие институционального и нормативно-правового обеспечения деятельности аграрного сектора как внутри страны, так и на международном рынке. Проводится развернутая оценка поддержки сельского хозяйства Китая, а также анализ динамики и структуры экспорта агропродовольственной продукции, в том числе с высокой добавленной стоимостью, за последние десять лет. Особое внимание уделено мерам поддержки экспортеров агропродовольственной продукции из Китая, включающим льготное налогообложение, финансово-кредитные инструменты, страхование, а также развитие электронной торговли и торгово-выставочной деятельности. Кроме того, обозначены стратегические направления развития аграрного сектора страны: совершенствование управления; эффективное макроэкономическое регулирование; развитие системы научных исследований и инноваций; развитие пищевой промышленности; поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, расширение сети торговых партнеров; улучшение территориального распределения внешней торговли и инвестиционной деятельности; оптимизация товарной структуры внешней торговли; улучшение существующих и поиск новых способов ведения торговли; соответствие мировым стандартам экспорта агропродовольственной продукции.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ АГРАРНОЙ СФЕРЫ

В статье актуализируется необходимость государственного регулирования цен на аграрную продукцию, что должно гарантировать эффективное функционирование сельскохозяйственных товаропроизводителей и экономическое благополучие сельских территорий на стратегическую перспективу. Раскрываются отдельные аспекты межзональной дифференциации ключевых показателей, составляющих основу экономической эффективности зернового хозяйства Республики Башкортостан. В статье аргументируется необходимость «вмешательства» государства в процессы ценообразования сельскохозяйственной продукции, в первую очередь, государственного регулирования цен на продовольственное зерно. Осуществлена оценка количественного влияния со стороны хозяйствующих субъектов неуправляемых факторов «месторасположения», на доходность производства продукции сельского хозяйства. Резюмируется, что накопленный бэкграунд абсолютного большинства стран мира непосредственно свидетельствует об эффективности использования методов государственного регулирования ценообразования как стратегического условия достижения устойчивости функционирования аграрного сектора экономики Республики Башкортостан и других федеральных субъектов нашей страны.

Нормативно-правовое регулирование реализации стратегических направлений развития аграрного сектора экономики России

Эффективность реализации приоритетных направлений в аграрной сфере зависит в большей степени от уровня государственного регулирования и поддержки. При этом на первое место выходит своевременное отражение в нормативно-правовых актах современных тенденций в том или ином секторе экономики, которые влияют на экономические и социальные процессы в стране. Оценка действующих нормативно-правовых документов, на основании которых происходит реализация используемых в государстве механизмов и инструментов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных организаций, развитие сельских территорий и обеспечивающих выполнение национальных задач, необходима для обоснования возможных корректировок и изменений в содержании государственных программ, разработке новых правовых актов. Проведенный анализ ряда основных нормативных документов в сельскохозяйственной сфере указывает на имеющиеся противоречия в то время, как необходимо наличие взаимосвязи целей, задач, ресурсного обеспечения и индикаторов оценки эффективности. Результатом проведенного исследования является вывод о необходимости не только пересмотра содержания Доктрины продовольственной безопасности России, Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов России, Государственных программ, регулирующих реализацию мероприятий по развитию стратегических направлений в аграрном производстве, но разработки нового Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». При этом разработка новых и корректировка действующих нормативных актов должна проводится с учетом вариативности формирования стратегических задач и индикаторов, определяющих их достижение и с учетом изменения социально-экономического положения страны и геополитической ситуации в мире.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СТРАНАХ ЕАЭС

В статье рассмотрены основные подходы к понятию продовольственной безопасности в каждой из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и в союзе в целом. Произведена оценка уровня обеспеченности продовольствием в странах ЕАЭС по различным критериям, в том числе в рейтинге стран мира по уровню продовольственной безопасности The Global Food Security Index. Рассмотрены уровни потребления базовых продуктов питания в странах ЕАЭС. С помощью индекса интенсивности взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием среди государств-членов ЕАЭС получено представление об участии в ней каждой из стран ЕАЭС. Сделан вывод, что несмотря на достаточный уровень обеспечения продовольственной безопасности в странах ЕАЭС, необходимо прилагать дальнейшие усилия по ее укреплению, поскольку постоянно меняющиеся геополитические и экономические условия бросают новые вызовы агропромышленному комплексу. Тем не менее, агропромышленный комплекс стран, входящих в ЕАЭС, обладает высоким потенциалом, позволяющим обеспечить достаточный уровень продовольственной безопасности как на региональном, так и на мировом рынках.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ – ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РОСТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья посвящена проблемам повышения эффективности использования земельного потенциала России. Исследование показало, что земельный фонд России используется с достаточно высокой монетарной отдачей. Но цена этой эффективности – эксплуатация природного потенциала земли без должных вложений в воспроизводство плодородия почвы. В условиях глобальных климатических изменений и усиления воздействия факторов риска рачительное использование земельного потенциала страны имеет решающее значение для устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Требуется реализация комплекса программ по сохранению земельного фонда от количественного сокращения, воспроизводству плодородия почв, борьбе с эрозией и другими деградационными процессами. Системное проведение адаптивных мероприятий, эффективное использование земельного потенциала страны – условие роста инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК

В статье отмечено, что в пределах одного технологического уклада на разных его этапах развития (зарождение, доминирование, отмирание) можно проследить усиление роли и влияния фактора кадрового обеспечения на эффективность производства. Реализация целей технологического развития потребует большого количества высококвалифицированных специалистов. Авторами были выделены ключевые вопросы методологии научно-образовательного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК, а также определены приоритетные направления развития аграрной науки и научного обеспечения хозяйствующих субъектов АПК. Перечислены мероприятия, которые будут реализованы в рамках Концепции технологического развития на период до 2030 г. в целях восполнения возникающих дефицитов и фокусировки системы подготовки кадров на технологических приоритетах. Рассмотрены основные положения программы «Приоритет 2030», реализующаяся в том числе в рамках совершенствования системы высшего образования. Представлена модель взаимодействия науки, образования и бизнеса. Рассмотрены преимущества дополнительного профессионального образования в АПК, их роль, а также предложены перспективные направления взаимодействия учреждений дополнительного образования и научных организаций.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ

Сельское хозяйство, участвуя в решении вопросов продовольственной безопасности и выполняя важные стратегические задачи должно быть обеспечено материально-технической базой и иметь возможности ее воспроизводства и модернизации. Рынок сельскохозяйственных машин остро нуждается в импортозамещении. В связи с экономическими санкциями и прекращением торговых отношений с российского рынка ушли крупные мировые производители сельскохозяйственной техники, имеющие налаженные цепи поставок, дилерские сети, логистические центры и производственные площадки, выпускающие технику под маркой «Сделано в России». Стратегическое для страны сельскохозяйственное производство не должно испытывать дефицит в технике, так как аграрный сектор экономики является фундаментом в обеспечении продовольственной безопасности государства. Тем не менее ее дефицит вызвал рост цен, вне зависимости от страны производителя. Оценка развития рынка сельхозтехники показала сокращение закупок организациями аграрной сферы экономики. Отмечен рост износа имеющегося в пользовании парка сельскохозяйственных машин, так как покупается значительно меньше единиц техники, чем списывается по причине физического износа. Это вызывает рост посевных площадей, приходящихся на одну единицу трактора, зерноуборочного комбайна, сеялки. Ценовая недоступность техники приводит к ее недостатку в агарном производстве. С целью решения этой проблемы предлагается учитывать ряд факторов, влияющих на спрос и предложение сельскохозяйственной техники, такие как уход с рынка основных зарубежных поставщиков, диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и технику, экстенсивный характер национального машиностроения. Для реализации процесса импортозамещения в отрасли сельскохозяйственного машиностроения предложена его этапизация, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на поддержку отечественного инновационного производства и стимулирование спроса со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК И СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕХНИКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Существенная трансформация рынка сельскохозяйственной техники, произошедшая за последние два года из-за введённых санкций коллективным западом, оказали сильное влияние на сервисное обслуживание техники. Многие производители импортной техники разорвали отношения с дилерами и дистрибьюторами на российском рынке, что привело к резкому дефициту запасных частей, расходных материалов. Предрекаемый западными странами крах российской экономики в целом, и агропродовольственного сектора в частности, не произошёл. Успешно сработали механизмы по параллельному импорту, что позволило удовлетворить спрос на различные виды запасных частей и техники за счёт поставщиков из Южной Америки, Турции и Китая. Однако проблема с сервисным обслуживанием оказалась более глубокой и потребовала адаптации не только от специализированных организаций, но и от производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В данной статье на основе опыта ООО «Луч» и АО «Полтавское» Ростовской области нами рассмотрены специфические особенности системы сервиса сельскохозяйственной техники, претерпевшие изменения из-за санкционного давления. На основе интервьюирования регионального представителя дилерской сети, а также руководства и специалистов ООО «Луч» и АО «Полтавское», авторами показаны основные направления по решению вопросов в области ремонта и сервиса сельскохозяйственной техники, а также предложены наиболее приоритетные направления развития ситуации на рынке материально-технических ресурсов.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Оказание политического и экономического давления на Республику Беларусь и Россию со стороны стран Запада, а также снижение темпов интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе в последнее время в связи с изменением политической конъюнктуры и сменой национальных приоритетов стран во внешней политике, привели к необходимости рассмотрения состояния и уровня взаимодействия аграрных секторов стран-членов ЕАЭС. Сельское хозяйство в силу естественных, исторических факторов является наиболее значимой отраслью в производственном и торговом отношении для государств интеграции. В статье исследуются аграрные сферы стран-членов ЕАЭС: их состояние в настоящее время и уровень торгового взаимодействия в сельском хозяйстве в условиях интеграционных процессов. Рассмотрены положения в национальных нормативно-правовых актах, касающихся интеграции ЕАЭС. Проведен анализ государственной поддержки, инвестиционной привлекательности и роли сельского хозяйства в экономике каждой страны; показано соотношение подотраслей аграрной сферы государств. Проанализирована взаимная торговля сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, изменение экспортно-импортных операций относительно показателей 2015 года. Рассмотрена взаимодополняемость стран-членов ЕАЭС, самообеспеченность и зависимость от импорта ряда продукции АПК. Предложены рекомендации по развитию согласованной агропромышленной политики ЕАЭС по ключевым направлениям.