Яндекс.Метрика

Основные тенденции накопления и потребления в сельском хозяйстве: региональный аспект

Статья посвящена вопросам накопления и потребления в сельском хозяйстве. Был изучен опыт двух регионов, один из которых Пензенская область, которая развивается относительно эффективно, другой - Костромская область, которая развивается менее эффективно. Исследования показали, что при росте валовых инвестиций, в анализируемых регионах, роста чистых инвестиций, нормы накопления основного капитала и нормы потребления не происходит. Причинами низкой эффективности инвестиционных процессов является то, что инвестиции, направляемые на расширенное воспроизводство основного капитала, фактически используются на простое воспроизводство фондов, в связи с недофинансированием его за счет такого источника как амортизация. В процессе исследования выявлено, что в условиях недостаточности собственных источников финансирования накопления – чистая прибыль используется неэффективно, более половины чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организаций, направляется на покрытие убытков прошлых лет и выплату дивидендов, а на накопление остается менее половины.

Производство рыбной продукции и водных биоресурсов в современной россии

Россия имеет природную базу для успешного развития рыболовства и рыбоводства, окружена морями и океанами и обладает значительными внутренними водоемами. При этом продукция рыболовства и аквакультуры в рационе россиян занимает недостаточное место. Поставленная авторами цель – рассмотреть тенденции производства рыбной продукции и водных биоресурсов в России и в мире, была решена с использованием классических методов исследования: анализ, сравнение, индукция, дедукция, абстрактно-логический и монографический. Изучив отчеты различных отечественных и международных организаций, проанализировав статистические данные сборников Федеральной службы государственной статистики, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и др. авторы пришли к следующим выводам: на современном этапе отечественный рыбохозяйственный комплекс находится в стадии развития, наметились некоторые положительные тенденции, однако проблемы отрасли носят комплексный характер. Выделены основные проблемы развития отрасли: низкая конкурентоспособность продукции, низкая эффективность использования водных биологических ресурсов, ограничение доступа к финансовым инструментам, невозможность привлечения долгосрочного финансирования на приемлемых условиях, недофинансирование науки и др. Как следствие, снижается количество организаций, занимающихся рыболовством и рыбоводством, падает численность занятых в отрасли, не хватает судов, оснащенных современными средствами лова и перерабатывающими рыбу в море и т.д. Для достижения плановых показателей Доктрины продовольственной безопасности необходимо совершенствовать механизм развития отрасли в целом и, в частности, производства рыбной продукции и водных биоресурсов: создать отечественный морской и рыбный фонд, оказывать более существенную господдержку рыбной отрасли, ускорить темпы развития инфраструктурных элементов рынка по всей территории страны для стабильного снабжения населения рыбной продукцией.

Экономическая оценка рентабельности сельскохозяйственного производства

Основная цель исследования – объективная экономическая оценка динамики относительных показателей эффективности сельского хозяйства на уровне государства. По результатам исследования в статье представлен глубокий анализ и представлена оценка динамики урожайности основных сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, объем продаж сельскохозяйственной продукции, уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях по всей деятельности на уровне государства. Сформулированы и обоснованы следующие выводы: основными показателями интенсивности аграрного производства является уровень производительности труда занятых в отрасли, для снижения себестоимости продукции растениеводства, прежде всего, следует рационально использовать семена и посадочные материалы, экономить расходы на нефтепродукты и запчасти, повысить эффективность минеральных удобрений и ядохимикатов, совершенствовать экономические отношения с оказывающими услуги сторонними организациями. В животноводстве главный резерв снижения себестоимости продукции - рациональное использование кормов. Итоговая эффективность сельхозорганизаций зависит не только от реализационных цен на товарную продукцию растениеводства и животноводства, но также от цен на приобретаемые ими промышленные товары и услуги других организаций, без которых невозможно производство сельхозпродукции.

Проектная модель оптимизации сортовой структуры посевов сои в разрезе природно-климатических зон краснодарского края

Благодаря научному поддержанию и развитию селекции и семеноводства в отрасли соеводства, эффективность отечественных сортов сои по сравнению с иностранными в Краснодарском крае заметно выросла. При этом сохраняется тенденция интенсивного расширения иностранного сегмента рынка сои. Так, за период с 2013 г. по 2017 г. наибольший рост занимаемой иностранным материалом доли в структуре посевов культуры был отмечен в северной зоне, и к 2017 г. этот показатель составил более 37‰. Однако, наряду с ростом доли иностранных сортов в посевах культуры, в северной зоне за анализируемый период средняя урожайность зарубежных сортов сои снизилась на 3,7 ц/га, а отечественных, напротив, – увеличилась на 1,0 ц/га. Аналогичная тенденция наблюдается во всех зонах возделывания культуры. В связи со сложившейся ситуацией, в рамках государственной стратегии импортозамещения и поддержки отечественных селекционных программ в работе была предложена проектная модель оптимизации сортовых комплексов сои в разрезе природно-климатических зон Краснодарского края с учетом биологического потенциала перспективных отечественных сортов и уровня устойчивости урожайности.

Стратегические инструменты научно-технологического обеспечения социального развития сельских территорий и агросферы россии

В настоящей статье автором рассмотрены стратегические документы Российской Федерации, непосредственно касающиеся проблематики научно-технологического обеспечения современного российского агродела и социальных аспектов сельского развития. В этой связи еще раз подчеркивается авторская позиция в отношении научной интерпретации таких базовых и до сих пор, не нашедших однозначного дефинирования категорий как «агросфера» и «сельские территории». Фрагментарно в статье анализируется современное состоянию социального потенциала агросферы, что позволило автору выявить факторы, тормозящие сельское социальное развитие. Наибольшее внимание уделено анализу важнейшего, по мнению автора, стратегического документа - Государственной программы комплексного развития сельских территорий. На основании анализа программных положений, личных рассуждений и мнений, высказанных представителями субъектов Российской Федерации, автор обоснует ряд концептуальных предложений, относительно совершенствования духа, содержания и текста как Госпрограммы в целом, так и отдельных ее программных мероприятий.

Совершенствование аграрной политики россии в условиях углубления интеграции в еаэс

Необходимость совершенствования аграрной политики России является одной из важнейших задач в целях достижения продовольственной безопасности страны, создании резервов продовольствия и перехода к экспортно-ориентированному аграрному сектору. Изучение происходящих процессов реформирования АПК с помощью монографического, расчетно-конструктивного, экономико-статистических методов, метода сравнения и экспертных оценок позволило авторам выявить тенденции и перспективы аграрных преобразований, обосновать пути преодоления кризисных явлений в отрасли на основе уточнения научно обоснованных принципов совершенствования аграрной политики. Установлено, что при благоприятных экономических условиях (достаточных инвестиционных возможностях, осуществлении эффективных мер государственной поддержки и пр.) среднегодовой темп прироста производства сельскохозяйственной продукции может составить за 2017-2020 гг. 1,7‰, а за период 2021-2030 гг. – около 3‰.

О переводе госпрограмм по сельскому хозяйству на проектные механизмы

Низкая эффективность расходов средств федерального и региональных бюджетов на реализацию мероприятий государственных программ диктует необходимость поиска дополнительных путей выхода из сложившейся ситуации. Проектные методы представляют собой развитие методов программно-целевого планирования и управления. В статье приведен анализ основных нормативно-правовых актов, обеспечивающих переход Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [5] на проектное управление. Проектное управление рассматривается как комплекс взаимосвязанных работ, направленных на достижение запланированной цели и имеющих однократный, неповторяющийся характер. Это планирование, организация и контроль временных, трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, направленных на достижение цели проекта. Проектный формат управления поможет мобилизовать и структурировать ресурсы, направленные на достижение целей проектов. Применение принципов проектного управления наряду с традиционным управлением на практике позволяет наиболее эффективно организовать взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов.

Оценка и ранжирование воздействия рисков на систему агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс одновременно является одним из уникальных и ключевых элементов национальной экономики, формирующий существенную часть как валового внутреннего продукта, так и продукции, произведенной на территории большинства субъектов нашей страны. Его исключительность обусловлена непосредственным взаимодействием с природно-климатическими условиями и биологическими особенностями выращивания животных и растений. Подобное взаимодействие порождает возникновение множества различных труднопрогнозируемых и трудноуправляемых факторов, способных привести к формированию и развитию рисков. В свою очередь риски способны существенно снижать эффективность функционирования как отдельного субъекта системы, так и в целом дестабилизировать всю систему агропромышленного комплекса посредством совместного мультипликативного эффекта. При этом в настоящее время должного внимания со стороны научного и практического сообщества к развитию риск-ориентированных подходов к управлению в АПК не уделено. В этой связи в настоящей статье предложено обновленное понятие агропромышленного комплекса, акцентирующее внимание не только на существующих рисках, но и на необходимости включения в структуру системы АПК органов государственной и муниципальной власти – выступающих регулятором данной системы, но также обладающих определенным уровнем риск-нагрузки. Кроме того, обоснована авторская структура участников обновленной системы АПК, проведено их ранжирование по уровню рисков на основе предложенной бальной оценки.