Изменение климата оказывает существенное и непосредственное влияние на продовольственную безопасность и риск возникновения голода на планете. Проведенные зарубежными авторами исследования показывают, что изменение климата само по себе сократит мировое производство четырех основных культур: пшеницы, кукурузы, сои и риса в основных районах их возделывания за счет уменьшения их урожайности. ля минимизации ущерба от негативного влияния климатических изменений необходимо выявить пространственные эффекты и отклики урожайности на климатические вызовы в долгосрочной перспективе. Инструментом такой оценки служит сценарный анализ урожайности сельскохозяйственных культур, основанный на экономико-математических моделях. Основной проблемой при разработке моделей урожайностей на региональном уровне является наличие высокого уровня неопределенности, связанной с оценкой возможных климатических изменений на долгосрочных временных интервалах. В статье рассмотрены подходы и методы, позволяющие снизить неопределенность полученных результатов моделирования урожайности сельскохозяйственных культур, применяемые за рубежом в настоящее время.
Рассматриваются ключевые проблемы цифровой трансформации в аграрной сфере предпринимательства, акцентируется внимание на цифровых инструментах, применяемых в хозяйственной практике. Предлагаются методические решения относительно оценки цифрового развития сельскохозяйственных организаций на региональном уровне с использованием методов анкетного опроса и парного сравнения.
В работе рассматриваются вопросы оценки экономической эффективности размещения производств в сельском хозяйстве Орловской области в аспекте административно-территориального деления региона и районной отраслевой сельскохозяйственной специализации. Дана оценка объемов сельскохозяйственного производства в регионе, динамики численности населения в муниципальных районах области, а также численности занятых работников в региональном агробизнесе. На основе структуры отраслевого размещения производств в районах Орловской области проведена их группировка по объемам производства, уровню отраслевой специализации регионального сельского хозяйства.
В статье рассматриваются вопросы и оценивается влияние территориального совершенствования мер господдержки, введенных в рамках действующей Госпрограммы развития сельского хозяйства на федеральном и региональном уровнях, на общехозяйственные и отраслевые условия и результаты работы предприятий различных организационно-правовых форм.
В настоящее время в агропродовольственной сфере Российской Федерации принят комплекс мероприятий, который будет способствовать увеличению экспорта сельхозпродукции на мировые рынки. К ним относятся мелиоративные мероприятия, проведение мероприятий по повышению плодородия почв, процесс цифровизации АПК, маркетинговая поддержка продвижения российской аграрной продукции на международных рынках. В статье рассматривается агропродовольственная политика России в сфере формирования экспортной модели АПК которая должна быть направлена на поэтапное наращивание экспорта и повышение роли страны на мировом рынке продовольствия.
В последние годы российские производители пищевой продукции переходят на новую модель экономического развития от импортозамещения к экспортно-ориентированию. Целью исследования является комплексное изучение сложившихся тенденций в экспорте российского продовольствия для выработки предложений по повышению маржинальности российских производителей пищевой продукции. В статье проанализированы показатели экспорта российского продовольствия за ряд лет. При исследовании применялась оценка теоретических и практических аспектов по развитию агроэкспорта. Зарубежный и отечественный опыт развития агроэкспорта показывает, что для рентабельного производства пищевой продукции целесообразно применять финансовую и нефинансовую поддержку экспортерам этой продукции. Поскольку во многих странах мира для решения данной задачи по развитию экспорта продукции АПК, наряду с общими институтами поддержки экспорта, созданы и функционируют специализированные государственные институты. Для осуществления дальнейшего развития экспортного потенциала пищевой отрасли и общего улучшения социально-экономической ситуации в стране, авторами определены условия повышения доходов производителей пищевой продукции, в том числе с помощью увеличения добавленной стоимости соответствующих товаров. Предложены меры нормативно-правового порядка по улучшению деятельности экспортеров продукции АПК с целью модернизации законодательства с ориентацией на внешние рынки.
Вводное положение, касающееся принципов пространственного развития системы сельскохозяйственного землепользования, направлено на улучшение структуры землепользования, снижение деградации земельных угодий, повышение плодородия почв, охраны окружающей среды. Многосторонние положения также содержат, определяющую роль пространственного развития объекта землепользования и направлены на улучшение экономической составляющей сельскохозяйственного землепользования, в частности, принятием превентивных мер для сведения к минимуму ущерба, наносимого окружающей среде и максимума восстановительных мер [1]. Основные положения концепции конкретизируют ее суть, понятия, определения и цели.
Основной целью статьи является уточнение и развитие научных основ и подходов к обоснованию проектов развития производственной и сбытовой инфраструктуры малых рыбоводческих хозяйств, как одного из ключевых элементов развития аквакультуры на основе потребительской кооперации, на основе учета и анализа комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на производство распределение и потребление рыбы. В статье сделан уклон на обоснование проектов в неспециализированных регионах, то есть там, где рыбоводство не является традиционным и обусловленным природно-климатическими условиями. Проанализированы современные тенденции развития малых рыбоводческих хозяйств. Кратко оценены меры государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса России. Выявлены инфраструктурные и иные факторы, оказывающие влияние на развитие пресноводной аквакультуры в малых формах хозяйствования. Сформулированы основные направления развития производственной и сбытовой инфраструктуры для малых рыбоводческих хозяйств.
В течение нескольких лет статистика отражает позитивные тенденции в фермерском сегменте производства говядины. Растет поголовье и объемы производства КРС на забой. При этом есть абсолютно противоположные оценки этого явления со стороны ученых и практиков. От неприятия и объяснения прироста несовершенством существующих норм статистического учета до представления в виде несомненного преимущества фермерской формы ведения аграрного бизнеса. А вторы детально исследуют представленные мнения и дают обоснованное собственное суждение по проблеме, связывают колоссальные перспективы роста с необходимостью системного подхода к формированию сервисной инфраструктуры для обслуживания скотоводческих КФХ. Особое внимание уделено необходимости прагматичного подхода к развитию кооперативных объединений фермеров.
Статья посвящена проблемам стратегического планирования социально-экономического развития региона (муниципального образования), базирующегося на программно-целевом методе планирования и процессном подходе. Устойчивое развитие подразумевает формирование саморазвивающейся и самобытной социо-эколого-экономической территориальной системы, способной противодействовать антропогенной перегрузке и разрушению ландшафта, обеспечивающей сохранение культурных ценностей, долговременного использования всех природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма, рекреации и других сфер хозяйственной деятельности, обеспечивающей достижение достойных условий жизни населения. При этом цель перехода к устойчивому развитию сельских территорий на всех уровнях (сельском муниципальном, краевом, региональном, национальном) - это достижение благополучия населения, улучшение качества жизни. При выявлении территориальных диспропорций в уровне развития социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и связи использован метод балльной оценки. С учетом результатов SWOT-анализа даны предложения по корректировке содержания основных направлений, представленных в проекте Стратегии социально-экономического развития Ординского муниципального района Пермского края на период до 2030 года, разрабатываемой властями. Разработанные программные мероприятия не смогут быстро решить накапливавшиеся многие десятилетия многочисленные проблемы - это длительный процесс, требующий системного подхода, участия всех заинтересованных сторон, творческого подхода. Федеральное финансирование должно обязательно быть дополнено региональными, муниципальными и внебюджетными источниками, а также задействованием всех многочисленных, но пока малоиспользуемых потенциалов сельских территорий.