Яндекс.Метрика

Методы и модели оценки влияния климата на урожайность сельскохозяйственных культур - зарубежный опыт

Изменение климата оказывает существенное и непосредственное влияние на продовольственную безопасность и риск возникновения голода на планете. Проведенные зарубежными авторами исследования показывают, что изменение климата само по себе сократит мировое производство четырех основных культур: пшеницы, кукурузы, сои и риса в основных районах их возделывания за счет уменьшения их урожайности. ля минимизации ущерба от негативного влияния климатических изменений необходимо выявить пространственные эффекты и отклики урожайности на климатические вызовы в долгосрочной перспективе. Инструментом такой оценки служит сценарный анализ урожайности сельскохозяйственных культур, основанный на экономико-математических моделях. Основной проблемой при разработке моделей урожайностей на региональном уровне является наличие высокого уровня неопределенности, связанной с оценкой возможных климатических изменений на долгосрочных временных интервалах. В статье рассмотрены подходы и методы, позволяющие снизить неопределенность полученных результатов моделирования урожайности сельскохозяйственных культур, применяемые за рубежом в настоящее время.

Перспективы развития экспортного потенциала пищевой отрасли

В последние годы российские производители пищевой продукции переходят на новую модель экономического развития от импортозамещения к экспортно-ориентированию. Целью исследования является комплексное изучение сложившихся тенденций в экспорте российского продовольствия для выработки предложений по повышению маржинальности российских производителей пищевой продукции. В статье проанализированы показатели экспорта российского продовольствия за ряд лет. При исследовании применялась оценка теоретических и практических аспектов по развитию агроэкспорта. Зарубежный и отечественный опыт развития агроэкспорта показывает, что для рентабельного производства пищевой продукции целесообразно применять финансовую и нефинансовую поддержку экспортерам этой продукции. Поскольку во многих странах мира для решения данной задачи по развитию экспорта продукции АПК, наряду с общими институтами поддержки экспорта, созданы и функционируют специализированные государственные институты. Для осуществления дальнейшего развития экспортного потенциала пищевой отрасли и общего улучшения социально-экономической ситуации в стране, авторами определены условия повышения доходов производителей пищевой продукции, в том числе с помощью увеличения добавленной стоимости соответствующих товаров. Предложены меры нормативно-правового порядка по улучшению деятельности экспортеров продукции АПК с целью модернизации законодательства с ориентацией на внешние рынки.

Развитие производственной и сбытовой инфраструктуры малых рыбоводческих хозяйств на основе потребительской кооперации

Основной целью статьи является уточнение и развитие научных основ и подходов к обоснованию проектов развития производственной и сбытовой инфраструктуры малых рыбоводческих хозяйств, как одного из ключевых элементов развития аквакультуры на основе потребительской кооперации, на основе учета и анализа комплекса внешних и внутренних факторов, влияющих на производство распределение и потребление рыбы. В статье сделан уклон на обоснование проектов в неспециализированных регионах, то есть там, где рыбоводство не является традиционным и обусловленным природно-климатическими условиями. Проанализированы современные тенденции развития малых рыбоводческих хозяйств. Кратко оценены меры государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса России. Выявлены инфраструктурные и иные факторы, оказывающие влияние на развитие пресноводной аквакультуры в малых формах хозяйствования. Сформулированы основные направления развития производственной и сбытовой инфраструктуры для малых рыбоводческих хозяйств.

К вопросу о росте производства говядины в крестьянских (фермерских) хозяйствах

В течение нескольких лет статистика отражает позитивные тенденции в фермерском сегменте производства говядины. Растет поголовье и объемы производства КРС на забой. При этом есть абсолютно противоположные оценки этого явления со стороны ученых и практиков. От неприятия и объяснения прироста несовершенством существующих норм статистического учета до представления в виде несомненного преимущества фермерской формы ведения аграрного бизнеса. А вторы детально исследуют представленные мнения и дают обоснованное собственное суждение по проблеме, связывают колоссальные перспективы роста с необходимостью системного подхода к формированию сервисной инфраструктуры для обслуживания скотоводческих КФХ. Особое внимание уделено необходимости прагматичного подхода к развитию кооперативных объединений фермеров.

К вопросу о роли стратегического планирования в трансформации и развитии функциональной базы сельской местности

Статья посвящена проблемам стратегического планирования социально-экономического развития региона (муниципального образования), базирующегося на программно-целевом методе планирования и процессном подходе. Устойчивое развитие подразумевает формирование саморазвивающейся и самобытной социо-эколого-экономической территориальной системы, способной противодействовать антропогенной перегрузке и разрушению ландшафта, обеспечивающей сохранение культурных ценностей, долговременного использования всех природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов, туризма, рекреации и других сфер хозяйственной деятельности, обеспечивающей достижение достойных условий жизни населения. При этом цель перехода к устойчивому развитию сельских территорий на всех уровнях (сельском муниципальном, краевом, региональном, национальном) - это достижение благополучия населения, улучшение качества жизни. При выявлении территориальных диспропорций в уровне развития социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры и связи использован метод балльной оценки. С учетом результатов SWOT-анализа даны предложения по корректировке содержания основных направлений, представленных в проекте Стратегии социально-экономического развития Ординского муниципального района Пермского края на период до 2030 года, разрабатываемой властями. Разработанные программные мероприятия не смогут быстро решить накапливавшиеся многие десятилетия многочисленные проблемы - это длительный процесс, требующий системного подхода, участия всех заинтересованных сторон, творческого подхода. Федеральное финансирование должно обязательно быть дополнено региональными, муниципальными и внебюджетными источниками, а также задействованием всех многочисленных, но пока малоиспользуемых потенциалов сельских территорий.