В статье рассматриваются вопросы производства и потребления молокопродуктов в муниципальных образованиях Брянской области почти за шестидесятилетний период. Выявлены различия муниципальных образований в обеспечении местного населения молокопродуктами, показаны негативные последствия, определены меры их преодоления. Раскрыты противоречия эффективного развития молочного скотоводства, обеспечивающего население муниципалитетов основными видами молокопродуктов при директивном планировании и развитии монополий. Обогащение их через ценовой механизм явилось главной причиной разрушения технического и социального потенциала сельхозпредприятий, глубокого спада в производстве молока и образовавшейся дифференциации муниципальных образований в обеспеченности населения молокопродуктами. Возникли организованные крупным торговым бизнесом значительные потоки молока и молочных продуктов в муниципальные образования региона, сдерживающие на селе развитие малого и среднего бизнеса, комплексное использование ресурсов сельских территорий. Затронуты вопросы экспортно-импортной политики Брянской области и возможности использования социальных и экономических рычагов регулирования рынка молокопродуктов, влияющих на их потребление населением.
В новых условиях развития экономики, связанных с наступлением эры четвертой технической революции, основанной на цифровых технологиях и инновациях, быстрое развитие стали получать кластерные принципы и технологии организации производства. Кластерные технологии, нашедшие широкое развитие в индустриально развитых странах, позволяют нам найти новый подход к анализу отраслевой структуры промышленного производства в рыбохозяйственном комплексе, выявить приоритетные направления, которые обеспечат эффективное использование ресурсов для производства разнообразной пищевой продукции. На их основе будет обеспечено вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов для производства рыбной муки, рыбного жира, компонентов для парфюмерно-косметической промышленности и других отраслей народного хозяйства. Кластеризация организации производства и возрастание роли структурной трансформации в развитии рыбохозяйственного комплекса очевидно получит свое дальнейшее развитие в отдельных секторах отрасли. Проведение структурных реформ с учетом накопления различных факторов производства позволят получить дополнительный импульс только на основе современных достижений науки и технологий, которые могут обеспечить создание новых производств по выпуску инновационной продукции глубокой переработки рыбного сырья.
В статье приводятся результаты анализа финансового состояния двенадцати организаций Орловской области, представляющих четыре звена зернопродуктовой цепочки, - зерновое производство, хранение зерна, мукомольное производство и хлебопечение. На основании полученных оценок можно констатировать значительную дифференциацию финансового состояния, как между звеньями, так и в каждом звене. Доступная информация не позволяет выявлять факты ценового доминирования в зернопродуктовых цепочках, но это станет возможным, когда деятельность организаций станет информационно прозрачной. Проявление последствий ценового доминирования наиболее вероятно на стыке интересов торговых организаций с хлебозаводами и хлебозаводов – с мукомольными предприятиями.
Выбор наиболее оптимальных вариантов размещения сельского хозяйства с целью повышения его эффективности требует безусловного учета комплекса формирующих их факторов. В значительной степени совокупное влияние таких факторов аккумулируется зонированием территории аграрных регионов. С этой целью в 1957 г. было проведено почвенно-климатическое районирование Ставропольского края, занимающего территорию в 66,2 тыс. кв. км и располагающего 5787 тыс. га сельскохозяйственных угодий. В 1968 г. оно было заменено экономическим районированием, основывавшимся на сложившейся специализации сельскохозяйственного производства и, как правило, не совпадавшим с агроклиматическими и почвенными границами. Но уже в конце 80-х годов в крае на основе многолетних научных исследований были выделены четыре сельскохозяйственные зоны, разнородные по почвенно-климатическим условиям, производственно-отраслевой специфике и эффективности хозяйствования. Они получили названия – овцеводческая, зерново-овцеводческая, зерново-скотоводческая, прикурортная с соответствующим включением в них конкретных сельских районов. Однако резкое сворачивание тонкорунного овцеводства в начале двухтысячных годов привело к ухудшению социально-экономической ситуации, потере высокоразвитой отрасли и в целом к снижению эффективности сельского хозяйства в восточных районах Ставропольского края. Лишь в последние годы отрасль стала возрождаться, пока преимущественно усилиями частного бизнеса, несколько сглаживающими отмеченное противоречие. К тому же все более заметным стал диссонанс между названиями двух первых сельскохозяйственных зон и реальным отраслевым содержанием ведущегося в их границах сельского хозяйства. В дальнейшем необходимость адаптации сельскохозяйственного производства к изменениям агроклимата обусловила корректировку границ существующих зон при сохранении их прежнего количества. Вследствие глубокой дифференциации территории существующих сельскохозяйственных зон края актуальной стала типизация сельских административных районов, которая была осуществлена на основе эколого-ландшафтного и агроэкологического подходов. Таким образом, в Ставропольском крае продолжается работа по совершенствованию научных подходов к зонированию сельского хозяйства и типизации сельских территорий. В этой связи особого внимания заслуживает изучение зональных особенностей экономики сельского хозяйства с целью внесения экономически и социально обоснованных корректив в сложившиеся варианты ведения отрасли, определяющей условия жизни населения на соответствующих сельских территориях.
Важность сегмента малого бизнеса признана как для экономики страны, так и для развития сельских территорий. Сегмент мясного скотоводства выделяется как один из наиболее перспективных. Однако, проблематика господдержки большей частью ограничивается обсуждением размера субсидий и грантов. Авторами рассмотрен более широкий круг институциональных вопросов, без решения которых существующая господдержка не сможет обеспечить стабильного развития аграрного малого бизнеса. Выделены три блока вопросов и даны предложения по их системному разрешению: 1. Плановое Обеспечение земельными площадями для развития фермерства. Формирование понятия "Ферма" с фиксированным назначением землепользования. 2. Научное сопровождение развития фермерства. 3. Внедрение инноваций, обучение и консалтинг как новых, так и действующих фермерских хозяйств. Предложено изменение подходов в финансировании центров консультирования с обеспечением прямой связи с получателем услуг. Особое внимание уделено третьему блоку вопросов.
Уже первые шаги по реализации национального проекта по повышению производительности труда обнаружили ряд трудностей в его управлении. Приумножились они и в связи с начавшейся цифровой трансформацией проекта. Соответственно складывающейся ситуации в данной проблеме, в работе исследовано содержание проектно-цифрового управления, выявлены его ключевые признаки. С использованием значительных объёмов эмпирического материала доказано наличие методических сложностей в расчётах показателей, с достаточной достоверностью отражающих изменения в производительности труда в отраслях (видах экономической деятельности) и регионах. В особенности это относится к сельскому хозяйству, в котором сохраняется несправедливо низкий уровень оплаты труда, который ограничивает возможности отрасли в создании добавленной стоимости как определяющего фактора роста производительности труда. Для повышения адресности и адекватности задачам - поставленным и новым, возникающим в ходе реализации проекта, предложено оценивать выполнение целевых показателей по каждой из отраслей, а не в целом по предприятиям несырьевого сектора экономики региона, как это рекомендуется Методикой, разработанной Минэкономразвития.
Эффективность функционирования сельскохозяйственных производителей зависит непосредственно от результативности применения всей совокупности имеющихся в их распоряжении ресурсов, выступающих производственными факторами (капитал, труд, земля, предпринимательские качества). В настоящей статье приводятся методы оценки эффективности функционирования сельскохозяйственных производителей в совокупности и с учетом специфики их организации.
Инновационный путь развития аграрного сектора необходим для обеспечения конкурентоспособности российского АПК. В настоящее время инновации - это основа развития экономики, а потребности инновационного развития во многом определяют и стимулируют важнейшие направления научной деятельности. Эти проблемы актуальны в настоящее время, поскольку на основе инновационной деятельности в аграрной сфере предстоит решать задачи обеспечения устойчивого экономического роста за счет повышения эффективности агропроизводства и конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. Россия имеет природную базу для успешного выращивания кукурузы. При этом экспортный спрос на эту культуру сдерживается из-за низкого качества продукции. В статье рассмотрены условия для повышения конкурентоспособности российской кукурузы на мировых рынках, где одним из основных является внедрение инновационных технологий в производство.
В данной статье автором было уделено внимание вопросу управления в отрасли сельского хозяйства, в частности управлению данной сферой на уровне государства. По итогам анализа и обобщения имеющим место в экономической науке точек зрения исследователей был уточнен понятийный аппарат таких научных категорий, как «государственное управление», «муниципальное управление», проведена классификация методов государственного управления и приведены примеры их осуществления в отношении аграрной отрасли.
В статье изложены основные методологические положения типологизации сельских территорий, включающие формулировку ее видов, критериев и уровней, требования, предъявляемые к оценочным показателям развития сельских территорий и информационной базе типологизации. Освещены вопросы применения результатов типологизации сельских территорий и периодичность их пересмотра. Представлена методика региональной типологизации сельских территорий по комплексному экономико-социальноэкологическому варианту.