Кризисное состояние мировых рынков, вызванное пандемией, негативно влияет на собственное производство российских производителей оборудования, кормов, кормовых добавок и генетического материала. Сохраняется зависимость ведущих мясных подотраслей России от импортных поставок. Цель исследования – анализ влияния эффекта пандемии на ситуацию с импортозамещением ресурсов, необходимых для ведения рентабельного производства в птицеводстве, мясном скотоводстве и переработке мяса, а также разработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование отношений с поставщиками ресурсов в условиях ограничения импортных поставок. Были использованы материалы о ходе реализации программ господдержки, научных и отраслевых публикаций, данные Госкомстата, интернет-ресурсов. Применялись методы экономического анализа и обобщения, обработки динамических рядов статистических показателей, сравнительного анализа и др. В ходе исследования были получены данные, свидетельствующие об активном, но все еще недостаточном процессе замещения импортных поставок оборудования и кормовых добавок российским производством, в разных мясных подотраслях до 70‰ материалов и оборудования, особенно при упаковке для розничного потребителя, закупаются у импортных поставщиков. Также сохраняется очень высокая зависимость от импортного генетического материала – на текущий момент около 80 ‰ семени поступает из-за рубежа. Крупные агрохолдинги создают собственную ресурсную кормовую и генетическую базу при отсутствии целенаправленной и основанной на единых целях и стандартах государственной политики в области генетики. В соответствии с разработанными рекомендациями по преодолению сложившейся в птицеводстве и мясном скотоводстве ситуации, в мясном птицеводстве требуется формирование селекционно-генетических центров, создание зарубежными поставщиками прародительских ферм на территории России, принятие государственных программ развития, направленных на восстановление биологической и фармацевтической промышленности, а также стимулирование преимущественного вывоза соевого масла, что позволит увеличить поставки в отечественное кормопроизводство соевого шрота. В мясном скотоводстве требуется создать мощное отечественное стадо специализированных мясных пород в количестве не менее 3,0 – 3,5 млн голов, развитие племенной базы должно сопровождаться применением интенсивных технологий разведения мясного скота, необходимо использовать при создании высокопродуктивных пород методы популяционной генетики. Требуется цифровизация селекционно-генетической работы, в частности, повсеместное применение чипов, позволяющих отслеживать родословные и перемещения животных в единой базе данных.
В статье проведен анализ развития производственной структуры зернового хозяйства в России за период с 1922 г по 2019 год. Выявлены и рассмотрены основные этапы развития. Изучена динамика региональной структуры зернового хозяйства, структура производства по каждому федеральному округу. Сделаны выводы об особенностях территориального размещения и существующих «трендах» производства.
Россельхозбанк является отраслевым банком, назначение которого заключается в предоставлении АПК, сельскому хозяйству денежных средств для осуществления процесса расширенного воспроизводства на основе интенсификации. В статье рассматриваются стадии развития Россельхозбанка, решение сельским хозяйством вместе с банком технологических, социальных и экологических вопросов развития отрасли. В настоящее время Россельхозбанк большое внимание уделяет вопросам цифровизации сельского хозяйства, АПК.
Эффективное использование возможностей агропромышленного комплекса позволит нашей стране не только обеспечить высокий уровень продовольственной безопасности, который формируется на основе реализации процесса импортозамещения, но и экспортировать качественные продукты на внешний рынок. Современное развитие АПК страны возможно только на основании реализации его инновационного потенциала, что позволит сформировать на внутреннем рынке России стабильное продуктовое отраслевое предложение и станет гарантом повышения степени социально-экономического развития РФ. Отрасли агропромышленного комплекса во многом определяют экономическое состояние регионов, поэтому для динамичного решения существующих производственных, экономических и социальных проблем необходимы меры по модернизации регионального агропромышленного комплекса. В современных реалиях сельское хозяйство становится все более высокотехнологичной и наукоемкой отраслью. Таким образом, внедрение инноваций в отечественный агропромышленный комплекс является первоочередной задачей, для решения которой необходимо устранить существующие проблемы. Настоящая статья посвящена обзору и анализу наиболее передовых и приоритетных направлений в развитии агропромышленного комплекса; обозначены первоочередные проблемы, с которыми сталкивается отечественный АПК, определены основные направления и пути развития отечественного агропромышленного сектора экономики.
Актуальность, новизна и экономическая значимость потребительской кооперации в инфраструктуре продовольственного рынка России обосновывается огромной государственной значимостью эффективного использования продовольственных ресурсов малых форм хозяйствования: крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения, индивидуальных предпринимателей. Раскрывается экономическая миссия потребительских обществ, потребительских кооперативов и потребительских союзов, выявлена их роль в насыщении агропродовольственного рынка различными видами продовольственных товаров, включая экологически чистую лесную продукцию: грибы, ягоды, орехи и др. Раскрывается и аргументируется роль потребительской кооперации в формировании пищевых ресурсов, в развитии мелкого аграрного бизнеса, отраслей сельского хозяйства, стимулировании роста производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, в повышении эффективности заготовительных кооперативных предприятий, повышении конкурентоспособности отечественных производителей сельхозпродукции, улучшении уровня жизни в сельской местности. В целях повышения эффективности работы малых форм хозяйствования целесообразно создавать вертикальные потребительские кооперативы с включением в их состав сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий, определить перспективу развития, выполнение договорных отношений партнеров по кооперации.
В статье рассматривается проблема создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью – показать представителям агробизнеса, в частности малых форм хозяйствования на селе, какие выгоды можно реально получить, развивая сельскохозяйственную потребительскую кооперацию. Также показаны, как можно определить оптимальные их параметры, практическая реализация которых позволит малым и средним хозяйствующим субъектам эффективно функционировать и конкурировать на рынке продовольствия. Главный результат проведенного исследования в том и состоит, что в нем с помощью примеров обоснована необходимость развития в первоочередном порядке именно потребительских кооперативов, при правильном выборе основных параметров которых сельскохозяйственные товаропроизводители, включая личные подсобные хозяйства населения, смогут вести устойчивый и высокоэффективный бизнес. Все это становится возможным благодаря минимизации своих затрат при закупке промышленной продукции оптовыми партиями и повышения цены при реализации своей продукции как используя «эффект масштаба», так и за счет исключения посредника, например, в лице перерабатывающей организации. Можно отметить еще два источника повышения эффективности деятельности кооператива: во-первых, как некоммерческая организация, он освобождается от уплаты налога на прибыль (в той части, которую получит за счет своих членов); во-вторых, кооператив вправе заниматься, при соблюдении определенных условий, коммерческой деятельностью.
Реализация положений Договора о создании Союзного государства ориентирует на поиск эффективных механизмов взаимодействия стран-участников в рамках интеграционного образования. В статье изложены социально-трудовые факторы и условия устойчивого роста деловой активности и предпринимательской инициативы в регионах Беларуси и России, раскрыты их содержание и форма проявления, определены особенности. Установлены направления гармонизации систем профессионального аграрного образования Союзного государства, акцентирована целесообразность расширения технологической и производственной кооперации субъектов хозяйствования, интеграции хозяйствующих субъектов посредством создания филиалов предприятий и фирм, активного участия стран в международных проектах, объединениях, транснациональных компаниях, свободного трудоустройства на основе банка вакансий интеграционного объединения, развития наряду с крупнотоварным аграрным сектором субъектов малого агробизнеса.
В условиях усиления глобализации и, складывающейся неопределенной геополитической ситуации в мире, требуют дальнейшей стабилизации национальных экономик государств-членов ЕАЭС на основе межгосударственной кооперации и последовательного углубления интеграционных связей. Развитие межгосударственной кооперации на основе кластерного подхода является одним из наиболее эффективных методов социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик интеграционных формирований. В этой связи создание моделей межгосударственной кооперации в перспективных отраслях и секторах АПК ЕАЭС приобретает актуальное значение. В статье рассмотрено развитие межгосударственной кооперации в аграрной сфере государств-членов ЕАЭС на основе формирования эффективных комплексов горизонтально и вертикально интегрированных экспортоориентированных и импортозамещающих кластеров, нацеленных на насыщение общего аграрного рынка качественными продуктами, в том числе с высокой добавленной стоимостью, и выходом на внешние рынки. Проанализировано современное состояние свеклосахарного подкомплекса государств-членов ЕАЭС, на основе которого предложена модель белорусско-российского трансграничного кластера по производству сахара.
В статье проанализированы особенности международного маркетинга сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и исследованы основные элементы комплекса международного маркетинга (4P). Динамичное развитие сегментов сельскохозяйственного рынка требует постоянного мониторинга и анализа рыночной ситуации. Международный маркетинг является базовым инструментом для достижения конкурентных преимуществ как экспортируемой продукции, так и страны в целом. Изучение комплекса международного маркетинга значительно сложнее, чем комплекса внутреннего маркетинга, так как маркетологи сталкиваются, по крайней мере, с двумя уровнями неопределенности, неконтролируемых организацией (на национальном и международном уровне). Они связаны, прежде всего, с меняющимися условиями производства, ростом конкуренции, усилением значимости экологической безопасности, изменением политических, социальных, культурных и других компонентов зарубежного рынка. Поскольку вкусы, потребности и привычки потребителей значительно различаются в разных странах, необходимо уделять особое внимание сегментации рынка сельскохозяйственной продукции. В условиях глобализации международной торговли и наличии высоких торговых барьеров для выхода на рынки третьих стран роль государства в продвижении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия имеет особое значение.
В статье авторами, учитывая важность и необходимость создания для агропромышленного комплекса Российской Федерации эффективной ремонтно-обслуживающей базы, представлены исследования сельхозпредприятий, методы организации на них технического обслуживания и ремонта, а также технико-экономические показатели служб, которые выполняют эти виды деятельности во всех регионах страны. Определён количественный состав действующих предприятий, штаты их сотрудников, а также ряд показателей, характеризующих их экономическое состояние. Отмечено, что в настоящее время предприятия ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса не соответствуют современным требованиям. Парк техники устарел и требует больших объёмов по техническому обслуживанию и ремонту для поддержания его работоспособности, ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса не в состоянии выполнять эту задачу и нуждается в организационно-технических преобразованиях, учитывающих перспективы перехода производителей на новый уровень взаимодействия с потребителями в среднесрочный период – к контракту жизненного цикла.