Яндекс.Метрика

Влияние covid-19 на ресурсное обеспечение производства мяса птицы и говядины в рф

Кризисное состояние мировых рынков, вызванное пандемией, негативно влияет на собственное производство российских производителей оборудования, кормов, кормовых добавок и генетического материала. Сохраняется зависимость ведущих мясных подотраслей России от импортных поставок. Цель исследования – анализ влияния эффекта пандемии на ситуацию с импортозамещением ресурсов, необходимых для ведения рентабельного производства в птицеводстве, мясном скотоводстве и переработке мяса, а также разработка рекомендаций и предложений, направленных на совершенствование отношений с поставщиками ресурсов в условиях ограничения импортных поставок. Были использованы материалы о ходе реализации программ господдержки, научных и отраслевых публикаций, данные Госкомстата, интернет-ресурсов. Применялись методы экономического анализа и обобщения, обработки динамических рядов статистических показателей, сравнительного анализа и др. В ходе исследования были получены данные, свидетельствующие об активном, но все еще недостаточном процессе замещения импортных поставок оборудования и кормовых добавок российским производством, в разных мясных подотраслях до 70‰ материалов и оборудования, особенно при упаковке для розничного потребителя, закупаются у импортных поставщиков. Также сохраняется очень высокая зависимость от импортного генетического материала – на текущий момент около 80 ‰ семени поступает из-за рубежа. Крупные агрохолдинги создают собственную ресурсную кормовую и генетическую базу при отсутствии целенаправленной и основанной на единых целях и стандартах государственной политики в области генетики. В соответствии с разработанными рекомендациями по преодолению сложившейся в птицеводстве и мясном скотоводстве ситуации, в мясном птицеводстве требуется формирование селекционно-генетических центров, создание зарубежными поставщиками прародительских ферм на территории России, принятие государственных программ развития, направленных на восстановление биологической и фармацевтической промышленности, а также стимулирование преимущественного вывоза соевого масла, что позволит увеличить поставки в отечественное кормопроизводство соевого шрота. В мясном скотоводстве требуется создать мощное отечественное стадо специализированных мясных пород в количестве не менее 3,0 – 3,5 млн голов, развитие племенной базы должно сопровождаться применением интенсивных технологий разведения мясного скота, необходимо использовать при создании высокопродуктивных пород методы популяционной генетики. Требуется цифровизация селекционно-генетической работы, в частности, повсеместное применение чипов, позволяющих отслеживать родословные и перемещения животных в единой базе данных.

Пути совершенствования региональных апк в соответствии с современными тенденциями развития

Эффективное использование возможностей агропромышленного комплекса позволит нашей стране не только обеспечить высокий уровень продовольственной безопасности, который формируется на основе реализации процесса импортозамещения, но и экспортировать качественные продукты на внешний рынок. Современное развитие АПК страны возможно только на основании реализации его инновационного потенциала, что позволит сформировать на внутреннем рынке России стабильное продуктовое отраслевое предложение и станет гарантом повышения степени социально-экономического развития РФ. Отрасли агропромышленного комплекса во многом определяют экономическое состояние регионов, поэтому для динамичного решения существующих производственных, экономических и социальных проблем необходимы меры по модернизации регионального агропромышленного комплекса. В современных реалиях сельское хозяйство становится все более высокотехнологичной и наукоемкой отраслью. Таким образом, внедрение инноваций в отечественный агропромышленный комплекс является первоочередной задачей, для решения которой необходимо устранить существующие проблемы. Настоящая статья посвящена обзору и анализу наиболее передовых и приоритетных направлений в развитии агропромышленного комплекса; обозначены первоочередные проблемы, с которыми сталкивается отечественный АПК, определены основные направления и пути развития отечественного агропромышленного сектора экономики.

Потребительская кооперация регионов в инфраструктуре продовольственного рынка россии

Актуальность, новизна и экономическая значимость потребительской кооперации в инфраструктуре продовольственного рынка России обосновывается огромной государственной значимостью эффективного использования продовольственных ресурсов малых форм хозяйствования: крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения, индивидуальных предпринимателей. Раскрывается экономическая миссия потребительских обществ, потребительских кооперативов и потребительских союзов, выявлена их роль в насыщении агропродовольственного рынка различными видами продовольственных товаров, включая экологически чистую лесную продукцию: грибы, ягоды, орехи и др. Раскрывается и аргументируется роль потребительской кооперации в формировании пищевых ресурсов, в развитии мелкого аграрного бизнеса, отраслей сельского хозяйства, стимулировании роста производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, в повышении эффективности заготовительных кооперативных предприятий, повышении конкурентоспособности отечественных производителей сельхозпродукции, улучшении уровня жизни в сельской местности. В целях повышения эффективности работы малых форм хозяйствования целесообразно создавать вертикальные потребительские кооперативы с включением в их состав сельскохозяйственных производителей и перерабатывающих предприятий, определить перспективу развития, выполнение договорных отношений партнеров по кооперации.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив и эффективность бизнеса малых форм хозяйствования

В статье рассматривается проблема создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью – показать представителям агробизнеса, в частности малых форм хозяйствования на селе, какие выгоды можно реально получить, развивая сельскохозяйственную потребительскую кооперацию. Также показаны, как можно определить оптимальные их параметры, практическая реализация которых позволит малым и средним хозяйствующим субъектам эффективно функционировать и конкурировать на рынке продовольствия. Главный результат проведенного исследования в том и состоит, что в нем с помощью примеров обоснована необходимость развития в первоочередном порядке именно потребительских кооперативов, при правильном выборе основных параметров которых сельскохозяйственные товаропроизводители, включая личные подсобные хозяйства населения, смогут вести устойчивый и высокоэффективный бизнес. Все это становится возможным благодаря минимизации своих затрат при закупке промышленной продукции оптовыми партиями и повышения цены при реализации своей продукции как используя «эффект масштаба», так и за счет исключения посредника, например, в лице перерабатывающей организации. Можно отметить еще два источника повышения эффективности деятельности кооператива: во-первых, как некоммерческая организация, он освобождается от уплаты налога на прибыль (в той части, которую получит за счет своих членов); во-вторых, кооператив вправе заниматься, при соблюдении определенных условий, коммерческой деятельностью.

Социально-трудовые факторы и условия устойчивого роста деловой активности и предпринимательской инициативы в регионах беларуси и россии

Реализация положений Договора о создании Союзного государства ориентирует на поиск эффективных механизмов взаимодействия стран-участников в рамках интеграционного образования. В статье изложены социально-трудовые факторы и условия устойчивого роста деловой активности и предпринимательской инициативы в регионах Беларуси и России, раскрыты их содержание и форма проявления, определены особенности. Установлены направления гармонизации систем профессионального аграрного образования Союзного государства, акцентирована целесообразность расширения технологической и производственной кооперации субъектов хозяйствования, интеграции хозяйствующих субъектов посредством создания филиалов предприятий и фирм, активного участия стран в международных проектах, объединениях, транснациональных компаниях, свободного трудоустройства на основе банка вакансий интеграционного объединения, развития наряду с крупнотоварным аграрным сектором субъектов малого агробизнеса.

Формирование аграрных кластеров в условиях интеграционных процессов еаэс

В условиях усиления глобализации и, складывающейся неопределенной геополитической ситуации в мире, требуют дальнейшей стабилизации национальных экономик государств-членов ЕАЭС на основе межгосударственной кооперации и последовательного углубления интеграционных связей. Развитие межгосударственной кооперации на основе кластерного подхода является одним из наиболее эффективных методов социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик интеграционных формирований. В этой связи создание моделей межгосударственной кооперации в перспективных отраслях и секторах АПК ЕАЭС приобретает актуальное значение. В статье рассмотрено развитие межгосударственной кооперации в аграрной сфере государств-членов ЕАЭС на основе формирования эффективных комплексов горизонтально и вертикально интегрированных экспортоориентированных и импортозамещающих кластеров, нацеленных на насыщение общего аграрного рынка качественными продуктами, в том числе с высокой добавленной стоимостью, и выходом на внешние рынки. Проанализировано современное состояние свеклосахарного подкомплекса государств-членов ЕАЭС, на основе которого предложена модель белорусско-российского трансграничного кластера по производству сахара.

Особенности международного маркетинга сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

В статье проанализированы особенности международного маркетинга сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и исследованы основные элементы комплекса международного маркетинга (4P). Динамичное развитие сегментов сельскохозяйственного рынка требует постоянного мониторинга и анализа рыночной ситуации. Международный маркетинг является базовым инструментом для достижения конкурентных преимуществ как экспортируемой продукции, так и страны в целом. Изучение комплекса международного маркетинга значительно сложнее, чем комплекса внутреннего маркетинга, так как маркетологи сталкиваются, по крайней мере, с двумя уровнями неопределенности, неконтролируемых организацией (на национальном и международном уровне). Они связаны, прежде всего, с меняющимися условиями производства, ростом конкуренции, усилением значимости экологической безопасности, изменением политических, социальных, культурных и других компонентов зарубежного рынка. Поскольку вкусы, потребности и привычки потребителей значительно различаются в разных странах, необходимо уделять особое внимание сегментации рынка сельскохозяйственной продукции. В условиях глобализации международной торговли и наличии высоких торговых барьеров для выхода на рынки третьих стран роль государства в продвижении сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия имеет особое значение.

Эффективность технического сервиса сельскохозяйственной техники в агропромышленном комплексе

В статье авторами, учитывая важность и необходимость создания для агропромышленного комплекса Российской Федерации эффективной ремонтно-обслуживающей базы, представлены исследования сельхозпредприятий, методы организации на них технического обслуживания и ремонта, а также технико-экономические показатели служб, которые выполняют эти виды деятельности во всех регионах страны. Определён количественный состав действующих предприятий, штаты их сотрудников, а также ряд показателей, характеризующих их экономическое состояние. Отмечено, что в настоящее время предприятия ремонтно-обслуживающей базы агропромышленного комплекса не соответствуют современным требованиям. Парк техники устарел и требует больших объёмов по техническому обслуживанию и ремонту для поддержания его работоспособности, ремонтно-обслуживающая база агропромышленного комплекса не в состоянии выполнять эту задачу и нуждается в организационно-технических преобразованиях, учитывающих перспективы перехода производителей на новый уровень взаимодействия с потребителями в среднесрочный период – к контракту жизненного цикла.