Яндекс.Метрика

Агротуризм – перспективное направление развития малого и среднего предпринимательства в сельской местности (зарубежный опыт)

Малое и среднее предпринимательство (МСП) рассматривается в зарубежных странах как необходимый элемент успешного экономического развития. В отдельных странах его вклад в ВВП может достигать 70‰. Состояние и темпы развития малого и среднего предпринимательства в России пока не соответствуют потребностям экономики страны. В целях решения данной проблемы в России утвержден Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В сельской местности МСП обеспечивает занятость местного населения, повышения его доходов и благосостояния, способствует снижению оттока населения в города и сохранению села как среды обитания. Одно из перспективных направлений устойчивого развития сельской экономики, ее диверсификации – агротуризм, который имеет успешную историю во многих зарубежных странах, особенно в Европе. Агротуризм – та сфера деятельности, в которой задействован, главным образом, малый и средний бизнес. Россия имеет большой природный, культурный и этнографический потенциал, однако сельский туризм развивается в стране недостаточно интенсивно вследствие ряда неблагоприятных факторов, которые рассмотрены в статье. Изучение зарубежного опыта в этой сфере будет способствовать совершенствованию государственной политики России в сфере туризма, в том числе на сельских территориях, и устранению имеющихся недостатков и проблем. В статье проанализировано современное состояние агротуризма в ряде зарубежных стран, в которых он играет важную экономическую и социальную роль (Польша, Австрия, Германия, Китай), а также структуры и меры государственной поддержки его развития.

Зарубежные советологи о потенциале развития аграрного сектора ссср позднесоциалистического периода

В статье рассматривается предполагаемые варианты развития сельского хозяйства Советского Союза, в спектре общего экономического развития страны, во второй половине 1980-х гг. Особое внимание уделяется обзору сценариев возможных экономических реформ в СССР позднее социалистического периода, выдвигавшихся западными исследователями, как в рассматриваемый исторический период, так и в современный — уже с учётом последовавших изменений в общественном, экономическом и политическом состоянии СССР и России. Показано, что оценки и данные, содержащиеся в зарубежных исследованиях, предполагали необходимость реформирования советской экономики, однако никто из исследователей не допускал вероятность проведения радикальных реформ в силу их рискованности для экономической системы СССР в частности и страны в целом. Указывалось на то, что советская экономика заметно отличается от экономики восточноевропейских социалистических стран и не допускает внедрения элементов рынка, прежде всего из-за того, что она не располагает пространством для подобного внедрения. Ни один из прогнозов не сумел предугадать реформы 1985–1991 гг., известный как Перестройка.

Развитию российского экспорта зерна необходима экспортная политика

В современных условиях рост российского экспортного зернового потенциала и его фактическая реализация являются одним из важных индикаторов развития зернового хозяйства и рынка зерна, основных инструментов повышения доходов производителей зерна и поступления валютных отчислений в государственный бюджет, а также обеспечения национальной продовольственной безопасности. Для России наращивание зернового экспорта выступает важнейшим геополитическим фактором в отношении повышения ее политического и экономического престижа в мире. В последние годы крупномасштабный российский зерновой экспорт в определенной степени стал одним из основных инструментов внешнеторговой политики страны. Однако его развитие не должно создавать ситуацию, подрывающую внутренний зерновой рынок, нарушать хлебофуражное снабжение страны, формирование в необходимых размерах страховых фондов и государственных резервов зерна, своевременное проведение государственных товарных и закупочных интервенций, а также учитывать платежеспособный спрос и улучшение структуры питания населения, реагировать на наиболее вероятные колебания валовых сборов зерновых культур в стране и конъюнктуру мирового зернового рынка, возможность экспортных операций с зерном и продуктами его переработки. Экспортная политика должна иметь комплексный и динамичный характер, опираться не только на современную аграрную политику, но и конкретизировать ее отдельные позиции, связанные с внешнеэкономической деятельностью в аграрной сфере экономики вообще и с зерновым экспортом в частности. Определяющая роль в ее формировании и реализации должна принадлежать государству при его непосредственном участии в законодательной, организационной и экономической поддержке зернового экспорта.

Экономическая ценность земель сельскохозяйственного назначения

Исследование выполнено с целью научного обоснования метода создания экономической ценности земель, объектом выбраны земли сельскохозяйственного назначения организаций Саратовской области. Сформулировано понятие экономической ценности, способствующей повышению качества предложения земельных участков для формирования потребительского спроса на них. Экономическая ценность земель сельскохозяйственного назначения детерминирована земельным законодательством, институциональной политикой, институтами оборота земель, трансакционными издержками, экспортом продукции, информационными технологиями. Новизна исследования состоит в разработке процессной модели формирования экономической ценности земель сельскохозяйственного назначения, действие которой в условиях институциональной среды направлено на создание конкурентных преимуществ, возникающих при возделывании культур согласно севооборотным требованиям, и подтверждено результатами дисконтирования денежных потоков. Процесс создания экономической ценности имитирован собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, органами власти, кредитными учреждениями, инвесторами, страховыми компаниями посредством оформления земельных долей, аренды, залога, инвестирования, страхования земель. С помощью количественной оценки, проведенной с использованием нормы дисконта, ставки рефинансирования, индекса инфляции, установлены приросты экономической ценности земель и периоды окупаемости вложений при принятых севооборотах в Саратовской области. Наибольший денежный поток в среднем за 2017–2018 гг. получен от выращивания зернобобовых культур и подсолнечника – соответственно 7183,73 и 3939,96 руб./га. Экономическая ценность земель снижается в результате производства некоммерческих культур, низкой урожайности зерновых культур, высоких затрат. Наилучшие показатели прироста экономической ценности отмечены при 8-польном – 4592,37 и 9-польном севооборотах – 4250,55 руб./га. Наличие таких сведений будет полезно потребителям для восприятия ими предложения земельных участков. Практическая значимость разработки заключается в расширении возможности расчета прироста экономической ценности земель сельскохозяйственного назначения при различном функциональном распоряжении земельными ресурсами.

Влияние пандемии covid – 19 на прогнозы развития сельского хозяйства

Вспышка новой коронавирусной инфекции, переросшая в пандемию COVID-19, нанесла существенный урон всей мировой экономики, исключением не стал и сектор сельского хозяйства. Ограничительные меры, принимаемые повсеместно – практически всеми странами мира – вызвали снижение экономической активности, блокирование торговых связей, разрушение производственно-сбытовых цепочек между странами. Непредсказуемость длительности пандемического периода и масштабности его последствий не могло не отразиться на ранее прогнозируемых сценариях развития секторов экономики, в том числе сельскохозяйственной отрасли. Целью статьи является проведение анализа влияния COVID-19 на глобальные перспективы развития сельскохозяйственной отрасли на двух уровнях – глобальном и национальном – и оценка этого влияния, прежде всего, на российский рынок сельского хозяйства. Подчеркивается, что новая коронавирусная инфекция пополнила список непрогнозируемых факторов в сельскохозяйственной сфере, обладающих свойством неопределенности влияния на сельскохозяйственные рынки в количественном отношении. Неизбежным образом инфекция вызвала необходимость корректировки существующего или разработки специального сценария развития сельскохозяйственной отрасли, основанного на изучении макроэкономических последствий пандемии. При этом внимание должно быть уделено всем звеньям производственно-сбытовой цепочки как системе взаимосвязанных элементов производства продовольствия. Утверждается, что масштабы последствий влияния COVID-19 определяются не только продолжительностью пандемического периода, но и глубиной его разрушительных воздействий, скоростью выхода национальных экономик из кризисного состояния, динамикой достижения запланированных макроэкономических показателей и проведения экономических преобразований. Делается вывод, что в условиях пандемического кризиса Россия, как страна, сельское хозяйство которой в меньшей степени подвергается негативному влиянию новой коронавирусной инфекции, не должна упустить шанс расширить свое присутствие на зарубежных сельскохозяйственных рынках.