Яндекс.Метрика

Климат - животноводство - продовольственная безопасность: зарубежный опыт моделирования взаимосвязей

В статье представлен обзор существующих зарубежных математических моделей, в которых оцениваются зависимости, связывающие параметры климата, животноводства и продовольственной безопасности. Показано, что пока не разработаны универсальные модели для количественной оценке глобального воздействия потепления на продуктивность животноводства, поскольку существующие результаты моделирования не применимы для других природно-климатических условий. Авторы полагают, что без включения зависимости продуктивности животноводства от изменения климата в модели прогнозирования продовольственной безопасности, последняя оказывается недооцененной. Выполненный обзор доказывает, что все существующие модели глобальных и региональных агропродовольственных рынков, включающие животноводство с оценкой предложения отраслевой продукции, не имеют встроенных регуляторов, как метода выработки компенсационных мер для повышения уровня продовольственного обеспечения населения.

Методика оценки эластичностей спроса и предложения для российского рынка мяса

Анализ влияния различных факторов на спрос и предложение мяса являются актуальными задачами исследования рынка мяса. Для решения данных задач была разработана методика оценки эластичностей спроса и предложения для российского рынка мяса. Основой методики являются представленные в работе многофакторные регрессионные модели. Методика апробирована на примере спроса и предложения мяса птицы. В работе приведены расчеты, проведенные с использованием специализированных модулей интегрированной системы (ИС) STATISTICA. Результаты моделирования показали, что увеличение доходов населения и снижение потребительских цен на мясо птицы оказывают положительное влияние на спрос мяса птицы. Отечественное производство мяса птицы полностью удовлетворяет внутреннюю потребность, поэтому санкции не значительно влияют на объём спроса. Результаты регрессионного моделирования показали, что на объёмы предложения мяса птицы влияют как цена производителей, так и введение санкций.

Развитие стратегических направлений оптимизации систем управления в сельском хозяйстве геостратегических территорий России

Работа посвящена проблемам развитие стратегических направлений оптимизации систем управления в сельском хозяйстве приоритетных и приграничных геостратегических территорий России. Определены научные подходы к построению эффективного управления развитием сельского хозяйства в приоритетных и приграничных геостратегических территориях России. Выявлены направления оптимизации систем управления развитием сельского хозяйства в приграничных и приоритетных геостратегических территориях России. В работе проведена группировка геостратегических территорий по федеральным округам России с одновременным проведением оценки их социально-экономического развития, а также оценки развития сельского хозяйства в разрезе федеральных округов. Произведен анализ состояния сельского хозяйства в приоритетных и приграничных геостратегических территориях России. Определены основные стратегические направления оптимизации систем управления в сельском хозяйстве приоритетных и приграничных геостратегических территорий.

Совершенствование методов оценки эффективности управления сельскими территориями

В статье показано, что сельские территории России находятся в сложной социально-экономической ситуации. Отмечено, что одним из главных факторов улучшения положения дел на селе является введение в практику систематической оценки деятельности органов власти на основе показателей, отражающих интересы сельского населения. Установлено, что используемые с этой целью методики недостаточно эффективны, выявлены присущие им недочеты. Предложены меры по совершенствованию этих методик. В частности, разработаны концептуальные положения оценки органов власти; показатели оценки выполнения высшими органами исполнительной власти России функций общего характера, влияющих на развитие сельских территорий; показатели оценки деятельности органов государственного управления по развитию сельской экономики и социальной сферы села; показатели оценки деятельности органов местного самоуправления на селе.

Особенности формирования новой реальности цифровых технологий на предприятиях российского агропромышленного комплекса

Данная работа посвящена особенностям формирования новой реальности цифровизации организаций российского агропромышленного комплекса. Рассмотрены предпосылки и актуальность цифровой трансформации в АПК, перечислены основные этапы информатизации хозяйственной деятельности. Выявлены тенденции и закономерности в сфере внедрения цифровых технологий на отечественных сельхозорганизациях. Рассмотрены меры, принимаемые государством в целях поддержки внедрения информационных технологий (ИТ) в агропромышленном комплексе. Кроме этого, выделены основные типы наиболее перспективных цифровых систем для агропромышленного комплекса. По итогу произведена оценка опыта успешного внедрения ИТ на организациях агропромышленного комплекса в контексте актуальных проблем цифровизации агропромышленных организаций российского сельского хозяйства.

Сельские территории с низкой плотностью населения: роль и особенности развития сельского хозяйства в целях снижения внешних угроз

В статье отмечается, что Россия относится к числу стран с минимальной плотностью населения. Особенно это кается сельских территорий Дальневосточного, Сибирского, Уральского и Северо-Западного федеральных округов, где на 1 кв. км приходится в среднем от 0,3 человек до 1,2 человек, тогда как в целом по России – 2,2 человек. Меры, принимаемые по реализации Стратегии пространственного развития России, пока не дают желаемого результата, в связи, с чем отток сельских жителей в города не прекращается. В результате, наряду с экономической отдачей сельских территорий, продолжает снижаться потенциал «охранных функций» сельского населения. Оголение огромных массивов сельской местности, наблюдаемое в последние годы, вкупе с кризисными явлениями в экономике усиливает внешние угрозы для России, так как могут спровоцировать территориальные претензии. Чтобы избежать их, рекомендуется предпринять действия, направленные на повышение привлекательности сельских территорий с наиболее низкой плотностью населения для работы и проживания граждан страны. Предпочтительным способом решения данной проблемы является ставка на развитие сельского хозяйства как отрасли, позволяющей обеспечить контроль за большими площадями сельских территорий. Для этого необходимо создать соответствующую производственную и социальную инфраструктуру, разработать продовольственную карту России в разрезе регионов и муниципальных районов, улучшить систему отношений «государство–сельскохозяйственные товаропроизводители», наладить потребительскую кооперацию на селе и производство сельскохозяйственной продукции по договорам контрактации, решить ряд других экономических и социальных проблем. Осуществление перечисленных мер потребует значительных инвестиций, прежде всего, государственных.

Эффективность господдержки сельскохозяйственных организаций на земледельческих территориях

Рассматриваются методы и показатели оценки эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций из бюджетов всех уровней. Установлены субъекты России, получившие наибольший размер государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в расчете на 1 гектар. При этом не установлена прямая зависимость между увеличением государственных дотаций и отношением суммарной годовой прибыли к общей себестоимости в сельскохозяйственных организациях в расчете на 1 га посевной площади. В 21 регионе из 63 государственные дотации окупаются доходами, поступающими в бюджеты в виде налогов и сборов от сельскохозяйственной деятельности. Всего по стране в бюджеты возвращается 64‰ всех выделенных на поддержку сельскохозяйственной деятельности дотаций. Установлено, что в четырех субъектах России сумма дивидендов, получаемая по итогам года сельскохозяйственными организациями, превышает выданные государственные дотации. Еще по четырем субъектам дивиденды составляли 50-60‰ от полученной от государства помощи. Судя по получаемым доходам от сельскохозяйственной деятельности крупные сельхозтоваропроизводители в отдельных регионах не нуждаются в государственной поддержке, которую целесообразнее направить другим более нуждающимся в них землепользователям.