Яндекс.Метрика

Оценка условий развития человеческого капитала на сельских территориях южного макрорегиона

В научном исследовании обоснована актуальность проведения оценки условий развития сельского человеческого капитала, связанная с тем, что его состояние во многом зависит от влияния факторов окружающей социально-экономической среды. На первый план выходит необходимость осуществлять оценкуусловий развития человеческого капитала сельских территорий на основе ограниченного набора статистических данных, по показателям, характеризующим демографические процессы, обеспеченность социальными и инфраструктурными объектами, экономические особенности сельских территорий. Целью научного исследования является проведение оценки условий развития человеческого капитала на примере сельских территорий Южного макрорегиона. В качестве методов исследования использовалисьэкономико-статистический, сравнительный и абстрактно-логический анализ, институциональный и системный подходы, метод балльно-рейтинговой оценки и метод упрощений. Основным результатом проведенного исследования стало построение рейтинга регионов, который показал, что наилучшие условия для развития сельского человеческого капитала созданы в Ростовской области, а наихудшие – в Республике Калмыкия. Демографические условия для развития человеческого капитала сельских территорий лучшим образом складываются в Республике Крым, а наихудшим образом – в Волгоградской области. Самыми хорошими социальными условиями обладает Волгоградская область, а самыми плохими – Краснодарский край. Инфраструктура более всего развита в Ростовской области и республике Адыгея, а менее всего – в республике Калмыкия. Лучшие экономические условия созданы в Ростовской области, а худшие – в республиках Крым и Калмыкия. По результатам проведенного исследования сформулированы предложения по практическому применению балльно-рейтингового метода для оценки условий развития человеческого капитала на сельских территориях.

Брендинг территории

Актуальность данной темы заключается в том, что на современном рынке представлено огромное количество однотипных предложений продуктов (территорий, услуг). В связи с этим зачастую возникает вопрос конкуренции между регионами за различные необходимые ресурсы. Мы рассмотрим один из способов выживания в данной ситуации среди конкурентов, этот способ – процесс брендинга территории, который выделит определенную территорию среди остальных, создаст её уникальность и привлекательность для потенциального потребителя. Так же в статье рассмотрены актуальные проблемы формирования, продвижения и формирования туристического бренда Республики Крым. Рассмотрены понятия туристического бренда, обоснования проблемы позиционирования бренда территории. Формирование имиджа территории, развитие его, как туристического продукта и непосредственное влияние на социально-экономическое развитие региона.

Растениеводство Пермского края: тенденции, проблемы, перспективы

Растениеводство как важнейшее направление аграрного производства является существенным фактором в решении проблемобеспечения продовольственной безопасности России в целом и отдельных её регионов. Растениеводство Пермского края, расположенное в зоне рискованного земледелия и отличающееся высоким уровнем риска неблагоприятного влияния погодно-климатических условий, способно вызвать отрицательные тенденции в процессе формирования продовольственных ресурсов Пермского края и обеспечения продовольственной безопасности региона. С целью выявлениеосновных тенденций в растениеводстве Пермского края и обоснования резервов роста эффективности производства продукции растениеводства, возможностей и рисков в решении проблем продовольственной безопасности регионапроведенанализ по материалам официальной статистики Пермского края за 2015-2019 года. Оценка динамики факторов производства продукции растениеводства (урожайность, посевные площади, интенсификация) позволила выявить отрицательные тенденции, негативно влияющие на результаты деятельности в растениеводстве и, как следствие, на региональный продовольственный баланс и уровень самообеспеченности региона. Точки риска выявлены по картофелю и овощам. Существенное снижение урожайности в 2019 г. по картофелю (-8,8 ц/га или -6,27%) при снижении площади посева картофеля (-5,1 тыс. га или -20,73%) предопределило снижение объема производства картофеля на 62,5 тыс. тонн (29,7%). Необеспеченность внутреннего потребления картофеля в Пермском крае составляет на конец 2019 г. 18%. Овощами собственного производства Пермский край обеспечен на 56%. Полученные результаты позволили обозначить проблемы в процессе формирования продовольственных ресурсов Пермского края, решение которых возможно путем повышения эффективности деятельности в растениеводстве, в том числе через повышение обеспеченности предприятий отрасли основными средствами, удобрениями, семенным материалом, устойчивым к климатическим условиям Пермского края.

Направления модернизации производства маслосемян

Производство маслосемян – высокодоходная подотрасль растениеводства, обеспечивающая насыщение внутреннего рынка продукцией, по объему, структуре и качеству необходимой для удовлетворения потребностей населения в полноценных продуктах питания и потребностей промышленности, нуждающейся в растительных маслах для технических целей. Изменение условий функционирования отрасли в связи с вступлением России в ВТО и действием экономических санкций определяют актуальность и необходимость модернизации производства и перехода на инновационный сценарий развития, реализация которого позволит обеспечить высокий уровень конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных производителей и решить проблемы, связанные с продовольственным импортозамещением. В этой связи необходимо обосновать направления модернизации производства масличных культур в современных условиях.В результате исследования определены перспективный сценарий развития производства масличных культур и достигаемые стратегические цели при его реализации. Обоснованы основные направления модернизации производства масличных культур в регионе:технико-технологическое обновление производства, направленное на ресурсосбережение, снижение издержек; организация производства альтернативных культур, пригодных для возделывания в природно-климатических условиях региона; совершенствование материально-технической базы сельхозорганизаций.

Рыбный промысел во внутренних водоемах: экономический и социальный аспекты развития

Несмотря на небольшие объемы вылова рыбы во внутренних водоемах России значение этого сектора рыбохозяйственного комплекса не только оказывает существенное влияние на диверсификацию экономики рыбной отрасли, но и играет важное социо-культурное измерение - сохранение рабочих мест и традиционного уклада жизни населения, недопущения опустынивания в прибрежных поселках в отдаленных территориях страны. Освоение регионов Севера и Сибири в XX веке, добыча здесь полезных ископаемых, нефти и газа привела к нарушениям природных экосистем, загрязнению рек и озер продуктами промышленной переработки. Большое негативное воздействие на ведение рыболовства во внутренних водных объектах и объемы вылова рыбы оказало строительство гидротехнических сооружений, мелиорация для целей сельского хозяйства.Выстраивание новой системы управления на основе программно- целевого управления с ориентацией на сбережение природы и экологизацию производства, сохранения биоразнообразия, формирования общественной солидарности и высокого уровня общественного доверия станет гарантией для достижения поставленных целей развития рыболовства во внутренних водоемах России.

Критерии и показатели оценки экспорта продукции АПК

В 2018 г. был опубликован Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» в которых определены объёмы импорта продукции агропромышленного комплекса. Однако до настоящего времени в научной литературе существует дискуссия о структуре экспорта сельскохозяйственной продукции его объёмах. При этом в нормативно- правовом регулировании, регламентирующем наращивание экспорта продукции АПК отсутствует экономическое обоснование увеличения объемов экспорта. Это привело к тому, что в январе 2021 г. объем экспорта продукции АПК был скорректирован с 45 до 34 млрд долл. США. И это не говоря о том, что не проработаны критерии, при выполнении которых государство может ставить задачу по наращиванию экспорта продукции АПК, не проработаны главные показатели, по которым можно осуществлять оценку эффективности экспорта продукции АПК. В данной публикации сделана попытка обосновать критерии и показатели, необходимые для оценки эффективности экспорта продукции АПК.