Яндекс.Метрика

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В статье показан растущий научный интерес к понятию «эмоциональный интеллект». Выделены подходы, которые исследователи используют при трактовках его определения. Это восприятия эмоций своих и социума, восприятие эмоций и установление диалога, управление эмоциями. По мнению авторов, эмоциональный интеллект – это набор навыков и способностей, которые позволяют осознавать, анализировать свои эмоции и эмоции окружающих, а также управлять ими. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет использовать его не только для управления своими эмоциями, но и трудовой коллектива, и других стейкхолдеров. На основе анализа научных публикаций показана взаимосвязь эмоционального интеллекта с другими навыками и компетенциями. Проанализированы подходы ученых к структуре эмоционального интеллекта. Проведенное авторами исследование показало, что имеется достаточно большее количество востребованных на рынке труда навыков, которые отражают в большей или меньшей степени эмоциональный интеллект работников сельского хозяйства, что подтверждает необходимость его развития.

КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Обеспечение качества и безопасности продукции агропромышленного комплекса является стратегической государственной задачей. В последние годы в России этой теме уделяется особое внимание. Президент России В.В. Путин еще в 2015 г. сформулировал задачу создания национальной системы управления качеством пищевой продукции (поручение от 26 июня 2015 года № Пр-1259). Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» также говорит о том, что одной из важнейших целей отечественной аграрной политики является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение высокого качества российских продовольственных товаров. Обеспечение качества пищевой продукции закреплено в Доктрине продовольственной безопасности России, стратегической целью которой является обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции. Доктриной ставится задача создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г. ориентирована на обеспечение полноценного питания, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения, стимулирование развития производства и обращения на рынке пищевой продукции надлежащего качества и является основой для формирования национальной системы управления качеством пищевой продукции. Несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества пищевой продукции приводит к тому, что на российском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих установленным требованиям нормативно-правовых документов. Отсутствие четкой и транспорентной законодательной и нормативной базы не позволяет органам контроля и надзора обеспечивать в полном объеме соответствующий контроль и не допускать в товарный оборот некачественную и фальсифицированную продукцию. В сложившихся условиях государство должно более оперативно решать эти неотложные задачи и приводить законодательное и нормативное регулирование в соответствии с требованиями государств ЕАЭС по обеспечению качества пищевой продукции.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В представленной работе сделана попытка освещения методологии и механизмов реализации актуализированных стратегических направлений аграрного сектора экономики применительно к современным условиям обострения геополитической ситуации и усиления санкционного давления, предусматривающих необходимость укрепления законодательных основ развития аграрного сектора экономики. В исследовании рассмотрены перспективы развития отрасли в рамках трех этапов: до завершения специальной военной операции, периода перехода к этапу формирований условий и возможности выделения ресурсов для поступательного и ускоренного развития отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс в экономике страны и его агропромышленном комплексе, и третий – работы по достижению долговременных целей по формированию высокоэффективного аграрного сектора, социального развитий сельский территорий, полного исключения зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции, материально-технических ресурсов для осуществления этих целей и переходу на разумный экспорт продовольственных товар на мировые рынки. В исследовании представлены некоторые расчеты, касающиеся объемов государственной поддержки, производства тракторов, зерно-и-кормоуборочных комбайнов, необходимых для достижения пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГНОЗНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Российский агробизнес оказался в сложных условиях геополитического и макроэкономического давления, к которым необходимо адаптироваться. Процесс адаптации управления и производства целесообразно выстроить по пути наименьших затрат на основе оптимизации внутренних ресурсов, их полноценного использования, не требующего существенных финансовых вложений. Одним из эффективных направлений развития субъектов агропромышленного комплекса является совершенствование планирования и прогнозирования не только в области производственной модернизации, но и изменения торгово-экономических отношений и связей, влияющих на формы партнерства, бизнес-процессы и результаты. Статья посвящена разработке инструментов совершенствования прогнозно-аналитических процессов управления агропромышленным комплексом на основе внедрения и развития существующих методов. Предложены научно-теоретические модели процесса прогнозирования и стратегического планирования в организациях агробизнеса, которые взаимосвязаны с результатами в форме стратегий, планов и рекомендаций по развитию отдельных функциональных направлений коммерческой деятельности, производства, расширению рыночных связей. Проработка стратегических направлений рыночной интеграции будет способствовать достижению положительных эффектов от кластерного и сетевого развития, получения нового управленческого проектного опыта, приобретению персоналом дополнительных компетенций, необходимых в условиях цифрового прогресса, а также оптимизации распределения ресурсной базы между наиболее рентабельными направлениями деятельности.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРОШАЕМОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ РОССИИ

Рассмотрена экономическая проблематика ресурсного обеспечения орошаемого земледелия, которая включает в себя несколько отраслевых блоков: оценки состояния мелиорированных орошаемых земель; технической потребности, состояния инженерной системы обеспечения орошения; кадрового и инновационно-научного обеспечения системы орошения. Представлена оценка состояния мелиорированных орошаемых земель, в том числе представлена динамика площади орошаемых земель в России с 1985 г. по 2021 г., качественный состав мелиорированных орошаемых земель в 2020-2022 годах, динамика доли фактически политых земель к фактически используемым в сельскохозяйственном производстве с 2013 г. по 2022 год. Рассмотрено состояние инженерной системы и технического обеспечения орошения, в том числе техническое состояние оросительных систем по России, проведено ранжирование регионов России по износу основных фондов мелиоративной системы, представлена динамика количества дождевальных машин в России 1990-2022 годы. Проведен анализ кадрового обеспечения системы орошения. На основе отчетности управлений по мелиорации земель в регионах России с 2013 г. по 2022 г. построена динамика кадровых ресурсов мелиорации России в 2013-2022 годах. Выделены основные проблемы ресурсного обеспечения орошаемого земледелия и предложены меры по их решению: разработка законодательных ограничений изменения статуса орошаемых земель и государственной поддержки для вовлечения неиспользуемой орошаемой пашни в сельскохозяйственное производство ;проведение паспортизации орошаемых земель; применение инновационных методов повышения плодородия ,на основе применения эффективных систем удобрения ;создание в районах развитого орошаемого земледелия организаций ,специализирующихся на выполнении этих работ; специализированную подготовку специалистов-растениеводов, подготовка в ВУЗах и СУЗах агрономов по орошению, которые специализируются непосредственно на технологиях возделывания сельскохозяйственных культур с инновационным использованием оросительной техники; научно-исследовательским селекционным центрам инициировать работу по выведению сортов различных сельскохозяйственных культур, адаптированных к возделыванию в условиях орошения; научным центрам РАН и вузам аграрного профиля предлагается разработать стратегию развития хозяйствующих субъектов, работающих на орошаемых землях в рискованных зонах.

ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ

В статье оценивается трудовой потенциал как один из основных элементов в системе повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства регионов России. Развитие инвестиционного потенциала в сельском хозяйстве имеет большое значение, а ключевую роль в этом играют трудовые ресурсы. Качество трудовых ресурсов оказывает влияние на производительность труда, эффективность сельскохозяйственной деятельности и обеспечение технологического суверенитета в отрасли. Следовательно, важным условием для развития экономики является обеспечение высокого уровня трудового потенциала. Отмечается, что в последние годы возросла проблема дефицита квалифицированных кадров в аграрной отрасли, доля сотрудников в 2021 г., которые имели высшее образование составила 14,5%, численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 30% по сравнению с 2008 годом. Анализ трудового потенциала аграрной отрасли проводился по следующим показателям: доли занятых в сельском хозяйстве в общей численности занятых в экономике, трудообеспеченности на 100 га сельскохозяйственных угодий, соотношения средней заработной платы одного работника в сельском хозяйстве и средней заработной платы одного работника по региону, а также производительности труда. На основе вышеперечисленных показателей проведена группировка регионов России, а также рассчитан итоговый интегральный показатель, на основе операции максимизации и двойного нормирования, учитывающий влияние каждого из факторов на трудовой потенциал регионов и характеризующий трудовой потенциал сельского хозяйства с точки зрения его инвестиционной привлекательности. На этой основе для повышения инвестиционной привлекательности и роста трудового потенциала необходимо принять ряд следующих мер: увеличение заработной платы и стимулирующих выплат работникам сельского хозяйства до уровня, обеспечивающего расширенное воспроизводство рабочей силы; создание достойных экономических и социальных условий жизни на селе; увеличение инвестиций в человеческий капитал и инфраструктуру сельских территорий.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ АЛЬТЕРНАТИВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Аграрный сектор экономики является важнейшим компонентом национальной экономической системы решающий проблему обеспечения продовольственной безопасности страны, занятости населения, эффективного землепользования и устойчивого развития сельских территорий. Высокая степень зависимости от природно-климатических условий, риски присущие сельскохозяйственному производству, а также растущая скорость динамики изменений во внешней среде порождают проблему постоянного уточнения стратегических целей сельскохозяйственными товаропроизводителями. Следовательно, в настоящее время, назрела необходимость в разработке теоретико-методических положений поиска стратегических альтернатив инновационного развития хозяйствующих субъектов агарного сектора экономики, а также разработке механизма их генерации.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ АСПЕКТАХ КООПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШВЕЦИИ

В работе рассматриваются некоторые аспекты организации, правового обеспечения кооперативной деятельности, а также управления современными крупными кооперативами (на примере молочного кооператива – концерна «Арла Фудс»). Дана классификация типов кооперативов, определяемая шведским законом об экономических ассоциациях (кооперативах), построенная на основе единого критерия – характера участия членов кооператива в его деятельности. Подробно рассмотрены характеристики и отличительные черты каждого типа кооператива (четыре типа). В статье всесторонне рассматривается категория «кооператив как концерн». Выполнен анализ кооперативной прибыли по ее источникам в современных сельскохозяйственных кооперативах. Особое внимание уделено моделям кооперативов второго (кооперативы поставщиков) и третьего (производственные кооперативы) типов.