Яндекс.Метрика

Экономический механизм интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых организаций в регионе

В статье рассматриваются возможности формирования экономического механизма системной интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых организаций в регионе. Региональный агропромышленный комплекс представлен как сфера системного действия интеграционных процессов. Используются два методологических подхода к определению понятия «экономический механизм системной интеграции»: механизма как инструмента воздействия и процесса управления каким-либо объектом и механизма инструмента взаимодействия субъектов. Систематизация определений и структуры экономических механизмов в отрасли позволяют выделить механизмы управления и взаимодействия и механизмы-закономерности. Понятие система, в соответствии с задачами исследования, определяется как множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующих целостность или органическое единство. Комбинация и сочетание этих элементов, с позиции определения понятия «механизмов системной интеграции» как определенной последовательности взаимосвязанных экономических явлений, носящих объективный характер, представлено в виде схемы. Определены: механизмы структуризации, функциональные механизмы, механизмы адаптации и устойчивости (экономические отношения). Внутренние механизмы системы дополняются механизмами ее взаимодействия с внешней средой. Особенностью представленной структуры управленческого механизма является специфическая роль центра - интегратора, который определяет правила «работы» экономического механизма, но в тоже время слабой обратной связи субъектов и интегратора. Исследование механизма системной интеграции в региональном аспекте позволило сделать вывод, что он состоит из двух диалектически взаимодействующих частей: государственно-регионального и инициативно-рыночного механизмов регулирования данного процесса.

Механизм формирования организационно-управленческих связей в организациях АПК в условиях системной интеграции

В современных экономико-политических условиях важнейшим аспектом для исследований является поиск наиболее эффективных решений для повышения эффективности функционирования стратегически значимых для обеспечения экономической самостоятельности государства отраслей агропромышленного комплекса. Бесспорно, важнейшее место в этом вопросе занимает зернопродуктовый подкомплекс, определяющий степень продовольственной независимости регионов страны. Одним из актуальных на сегодняшний день инструментов повышения конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции является системная интеграция. В работе рассмотрен пример успешного интеграционного объединения в зернопродуктовом подкомплексе Саратовской области – это частично взаимодействующие на интеграционных принципах в полном цикле производства и сбыта «зерно – мука – хлебобулочные изделия»: ЗАО «Золотой век» (сельхозтоваропроизводитель), ЗАО «Балаковохлеб» (переработчик – хлебокомбинат) Балаковского района и торговые организации Саратовской области. Расчеты показали, что взаимовыгодный союз, отлаженные организационно-производственные связи данных предприятий привели к высоким результатам их деятельности. В ходе исследований нами разработан механизм организационной подсистемы при интеграции сельскохозяйственных, перерабатывающих и сбытовых предприятий в регионе, в основе которого применен подход к построению матричных структур управления, обладающих гибкостью и способностью эффективно функционировать в режиме многозадачности. Достижение синергетического эффекта происходит благодаря оптимизации организационно-управленческих связей и финансовых потоков на уровне производственных подразделений, которые становятся детерминантными элементами системы с четко регламентированным механизмом регулирования воспроизводственного процесса. Изучение опыта работы интеграционных образований позволило нам определить порядок построения организационно-управленческих связей в подобных формированиях зернопродуктового подкомплекса на общеинтеграционном и внутреннем уровнях управления с учетом специфики организационно-производственной структуры и состава субъектов управления.

Тенденции и тренды рынка пищевой и перерабатывающей промышленности в России

В статье подчеркивается значимость и роль пищевой и перерабатывающей промышленности в обеспечении продовольственной безопасности страны. В процессе исследования авторами проанализированы основные показатели современного состояния пищевой и перерабатывающей промышленности России; выявлены тенденции и перспективы развития отрасли; определены основные группы экспортируемых и импортируемых товаров пищевой промышленности; обоснована инвестиционная привлекательность отрасли. С помощью метода стратегического управления (SWOT-анализ) выявлены факторы, оказывающие влияние на экономическое состояние отрасли, а также определены перспективы и риски ее развития. Установлено, что производство пищевых продуктов является доходным, однако уровень рентабельности остается невысоким и составляет 8,0%. Кроме того, индекс производства пищевых продуктов за пятилетний период имеет тенденцию снижения. В связи с напряженной политической и экономической ситуацией в мире и вокруг экономики России, одной из задач перед пищевой и перерабатывающей промышленностью должно стать увеличение объемов готовой продукции, что требует дополнительных инвестиционных вливаний в отрасль и совершенствование мер государственной поддержки.

О состоянии производства органических продуктов питания в России: проблемы и перспективы развития

Производство продукции органического сельского хозяйства остается одним из важных направлений аграрной политики, которые необходимо решить мировому сообществу, потому что, несмотря на развитие инновационных технологий, социально-экономические преобразования и структурные изменения в АПК, способствующие росту производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, не всегда обеспечивают повышению их качества. По данным ООН, увеличение доходов и рост благосостояния населения будет стимулировать спрос на органическое продовольствие. Обоснована значимость производства органических продуктов питания, так как употребление в пищу экологически безопасных продуктов для человека является основой его жизнедеятельности и помогает восстановиться организму после воздействия некачественных продуктов питания и окружающей среды, что также способствует обеспечению продовольственной безопасности страны. Спрос на органическую продукцию среди населения во многих странах мира с каждым годом увеличивается. Сегодня органическим сельским хозяйством занимаются около 187 стран.

Производство зеленых продуктов питания как инновационное направление в аграрном секторе Китая

Современный аграрный сектор Китая развивается в условиях резких экологических контрастов. Китай стремится к росту производства зеленых продуктов в национальной экономике и в этом отношении уже добился заметных успехов. В частности, это относится к производству и потреблению органических продуктов питания, использованию возобновляемых источников энергии, развитию многооборотной экономики. В то же время ряд ключевых экологических проблем, в том числе, в аграрном секторе до сих пор не решены. В 2020 г. по Индексу экологической эффективности (EPI) Китай находился на 120 месте в мире, уступая практически всем ведущим мировым экономикам. Аграрный сектор Китая можно рассматривать в качестве существенного резерва для реализации концепции роста производства зеленых продуктов. Основанием для этого служит действующая в течение более чем 30 лет многоуровневая система Экологического сельского хозяйства Китая (CEA), включающая производство безопасных продуктов питания, зеленых продуктов питания и органических продуктов питания. В статье приведены критерии, по которым проводится различие между данными экологически ориентированными направлениями. Основной акцент сделан на анализе производства и реализации зеленых продуктов питания, считающимися в Китае и в мире направлением инновационной деятельности. Проанализированы ключевые показатели развития рынка зеленых продуктов питания в Китае, включающие динамику роста обрабатываемых земель, размеры внутреннего рынка, объемы экспорта. Особое внимание уделяется системе государственного контроля зеленых продуктов питания в аспектах управленческих компетенций, стандартизации и сертификации. В общем виде определены проблемы развития рынка зеленых продуктов в Китае.

Мировой рынок кукурузы и продуктов её переработки в контексте развития органического сельского хозяйства

Данная статья посвящена отраслевым особенностям развития мирового рынка кукурузы, а также продуктов её переработки. Проведён анализ динамики мирового производства и потребления зерна кукурузы и зелёной массы, которая реализуется в большей степени на биотопливо и корм. Исследована структура валового производства зерна в разрезе стран, которое показало, что на протяжении последних десятилетий лидерами являются США, Китай и Бразилия. Кроме того, Китай – главный потребитель кукурузной продукции и занимает одну из лидирующих позиций по импорту зерна. Продукты переработки кукурузы, в частности кукурузная мука и отруби являются важным элементом мирового продовольственного рынка, а их товарооборот за последние три года существенно возрос. Анализ динамики ценообразования на мировом рынке кукурузы показал, что у России есть существенное конкурентное преимущество по сравнению со странами Европейского союза (ЕС). Органическое производство зерна кукурузы является перспективным направление развития подотрасли как в мире, так и в России.

Современные тенденции внедрения инноваций в аграрном секторе России и зарубежных стран

В статье анализируются современные способы оценки внедрения результатов инновационной деятельности в экономику, в том числе аграрный сектор, России и зарубежных стран. В современных условиях, характеризующихся волатильностью мировых финансовых и агропродовольственных рынков выявлено перераспределение инновационных потоков в направлении роста инноваций в фармацевтику, медицину, биотехнологии, а также организации, производящие программное обеспечение и информационно - коммуникационные технологии. Однако возрастающий спрос на агропродовольственные товары диктует необходимость наличия высокоэффективного инновационного АПК. В работе исследуются показатели инновационного развития аграрного сектора и экономики в целом, разработанные международными и российскими организациями, в результате чего были выявлены страны-лидеры по внедрению инноваций в аграрный сектор, приведены факторы, препятствующие внедрению инноваций в сельское хозяйство.

Приоритеты развития аграрной сферы экономики требуют уточнения

Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на годичном собрании Отделения сельскохозяйственных наук РАН 5 апреля 2022 г. В ней дана краткая оценка развитию аграрной сферы экономики и ее главной отрасли – сельского хозяйства, указаны старые системные проблемы, сдерживающие их функционирование. К ним, в частности, относятся: хроническая инвестиционная недостаточность и относительно низкие темпы технико-технологического обновления и модернизации АПК; несовершенство сложившихся ценовых отношений и сохраняющаяся структурная деформация в развитии аграрной сферы экономики; традиционно относительно низкий уровень социально-экономического развития села. Именно на решение многих этих системных проблем и были направлены научные исследования в области экономики, земельных отношений и социального развития села в отчетном году. Кроме того, даны предложения по смягчению усилившихся санкций против нашей страны в отношении развития аграрной сферы экономики. В этой связи отмечается необходимость изменения и своевременной адаптации проблематики научных исследований организаций агроэкономического профиля прежде всего в краткосрочном периоде. Тематика их научных исследований должна претерпеть соответствующие изменения, в большей мере отвечающая потребностям развития аграрной сферы экономики и сельских территорий страны.

Проект нового закона о местном самоуправлении: нацелен ли он на развитие территорий?

В статье дан анализ проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который в январе 2022 г. Государственной Думой принят в первом чтении. Установлено, что этот документ предполагает ликвидацию института местного самоуправления в стране, так как в случае его принятия система управления будет формироваться «сверху вниз», а население не сможет участвовать в решении вопросов местного значения. Опираясь на мировой опыт, сделан вывод, что вызванная этим дальнейшая централизация государственного управления не будет способствовать успешному решению трех стратегических задач государственного управления: привлечение в органы государственной власти наиболее подготовленных и ответственных граждан; развитие потенциала нации; его эффективное использование. В результате еще больше усилятся процессы монополизации экономики и коррупции, не удастся преодолеть кризисные явления, обеспечить социально-экономическое развитие территорий.