Яндекс.Метрика

Стратегические направления пространственного развития размещения и специализации сельскохозяйственного производства

В статье рассматриваются проблемы стратегических направлений пространственного развития размещения и специализации отдельных отраслей сельского хозяйства, дана объективная оценка его состояния с определением основных недостатков при формировании системы стратегического управления, связанной с изменением институциональных, экономических, социальных и производственных отношений, а также сформулированы тенденции и перспективы развития макрорегионального уровня экономических взаимоотношений. Определены возможности эффективного формирования процесса стратегического управления в сфере размещения и специализации отраслей сельского хозяйства с учетом представленных двух групп сложных элементов взаимодействия, связанные с материальным и человеческим потенциалом. Обоснованы основополагающие принципы выбора основных стратегических направлений, заключающихся в более эффективном использовании имеющихся возможностей, в результате которых будет осуществляться интеграционный процесс в единый комплекс и решаться данные проблемы за счет когерентности. В современной ситуации программно-целевое управление должно стать одним из главных инструментариев при адаптации российского сельского хозяйства и его отраслей к существующим условиям. Сформулирован реализационный механизм с тремя подсистемами, который будет иметь определенную последовательность в вертикальном или программном способе планирования.

Перспективы наращивания экспорта российского зерна на мировой агропродовольственный рынок

Данное исследование посвящено вопросам экспорта продукции сельского хозяйства, сырья и продовольствия в современных условиях. Авторами рассмотрена структура экспорта по основным странам-контрагентам и по видам продукции. Выявлено, что в ближайшей перспективе Россия сможет стабильно наращивать экспортные потоки зерновой продукции, как по традиционным каналам, так и осваивать новые рынки сбыта, которые претерпели трансформацию в связи с мировым продовольственным кризисом, вызванным в первую очередь природно-климатическими и политическими факторами. По мнению авторов, Россия в большей степени может компенсировать снижение экспорта зерна из Украины поскольку у России схожий спектр контрагентов-импортёров, с которыми налажены каналы реализации и коммуникационные связи.

Национальный органический рынок Канады: тенденции и возможности

Органическое производство, - или экологически чистая форма сельского хозяйства, - получает все большее развитие в мире. Канада является одной из лидирующих стран на глобальном органическом рынке. История ее органического сельского хозяйства отражает международные тенденции: формирование органических концепций и методов, их популяризация, признание и развитие органического производства как целостной эффективной системы, направленной на оптимизацию продуктивности и включение различных сообществ и организмов в агроэкосистему. Благодаря разумной государственной политике, канадский органический сектор развивается продуктивно и устойчив в долгосрочной перспективе. Тем не менее, планируется дальнейшее его расширение как за счет значительного увеличения внутренних производственных мощностей, так и за счет импортной продукции. В отличие от Канады, отечественное органическое сельское хозяйство находится в стадии формирования. Поэтому канадский опыт может учитываться при выработке политики по развитию отечественного органического рынка.

Вопросы низкоуглеродной трансформации отраслевой структуры растениеводства в региональных агропродовольственных системах

В статье рассмотрена двухступенчатая экономико-математическая модель, имитирующая динамические процессы структурной трансформации региональной агропродовольственной системы в направлении снижения углеродного следа производимой продукции растениеводства. Допускается, что поведение экономического субъекта состоит в максимизации прибыли, сопряженной со снижением эмиссии углерода. При этом окончательный выбор варианта «прибыль‒объем эмиссии углерода» лежит на самом производителе. На первой ступени в динамике отыскивается наилучшее в эколого-экономическом смысле сочетание площадей основных категорий земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в землепользовании товаропроизводителя. На втором ‒ определяется оптимальная структура посевных площадей на пашне.

Интеграционные процессы как фактор развития плодоовощного подкомплекса в регионе

Развитие плодоовощного подкомплекса оказывает влияние на формирование продовольственной безопасности как регионов, так и страны в целом. В настоящее время потребности в плодоовощной продукции в России обеспечиваются за счет импорта по овощам на 14,4%, по плодово-ягодной продукции на 57,6%. Несмотря на определенные позитивные сдвиги остаются нерешенными проблемы снижения площадей под овощами и многолетними насаждениями, уменьшения количества производимых плодоовощных консервов, сосредоточения производства в хозяйствах населения. Все это актуализирует необходимость выработки мер по повышению эффективности функционирования плодоовощного подкомплекса. На современном этапе основными факторами, сдерживающими развитие плодоовощного подкомплекса, являются отсутствие оборудованных помещений для хранения продукции, а также стабильных каналов ее сбыта. Для решения сложившихся проблем необходим инновационный подход к развитию плодоовощного подкомплекса, а именно, совершенствование инфраструктуры (создание системы оптово-распределительных центров, осуществление внутрихозяйственной переработки продукции) и рационализация отношений между субъектами агропродовольственного рынка. Одним из актуальных инструментов повышения экономической эффективности производства плодоовощной продукции является агропромышленная интеграция. Преимущество вертикальной агропромышленной интеграции состоит в возможности использования синергетического эффекта при организации сельскохозяйственного производства, дающего производителю определенную степень экономической свободы, выражающейся в маневрировании операционными издержками. Опыт сотрудничества производителей плодоовощной продукции Саратовской области со сбытовым центром «Покровские овощи» свидетельствует о том, что интеграция производителя со сбытовыми организациями позволяет грамотно планировать продвижение товара, контролировать поставки и задавать уровень качества продукции для поставщика-производителя.