Яндекс.Метрика

Экспорт российского зерна в контексте обеспечения стабильных потребностей внутреннего рынка

Рассмотрены организационно-экономические меры экспорта российского зерна, связанные с его поддержкой государством и регулированием, в условиях обострения зарубежных санкций и возможностей не только сохранения экспортных поставок зерна, но и наращивания их объемов, учитывая сложную ситуацию с обеспечением населения продовольствием в мире. Для этого дана оценка существующим методам поддержки отечественного экспорта зерна и принимаемым государством меры по его ограничению в отдельные годы, которые вводились для различных целей с учетом экономических интересов участников внутреннего зернового рынка, обеспечения национальной продовольственной безопасности. В изменившихся условиях, возникших после 24 февраля текущего года, связанных со многими неопределенностями в развитии экспорта российского зерна для решения его двуединой задачи, заключающейся в преодолении негативных последствий усиления западных санкций по удовлетворению потребностей внутреннего зернового рынка и поддержанию относительно высоких показателей экспорта российского зерна. При этом ограничительные экспортные меры на внутреннем зерновом рынке в стратегической перспективе нисколько не означают сокращения присутствия России на мировом зерновом рынке. Однако для страны потеря даже внешних рынков потребует в будущем дополнительных расходов при наращивании экспорта отечественного зерна.

Формирование и совершенствование мер государственной поддержки в сельском хозяйстве России

Статья посвящена формированию и совершенствованию мер государственной поддержки сельского хозяйства России. Устойчивое развитие сельского хозяйства в силу своей специфики во многом базируется на стимулирующем государственном регулировании. В статье проводится комплексный анализ динамики как абсолютных показателей объемов господдержки (в целом по России и в региональном разрезе), так и относительных показателей, в частности, динамики объемов субсидирования, приходящихся на 1 занятого в сельском хозяйстве, а также соотношения полученной валовой продукции и прибыли в сельхозорганизациях к объемам полученных субсидий. Исследования показали, что объемы господдержки аграрной отрасли в текущих ценах в последние годы росли, однако пересчет объемов финансирования отрасли в 2021 г. в сопоставимые цены 2013 г. показал, что фактически объемы финансирования не увеличились. Анализ соотношения объемов валовой произведенной продукции и сальдированного финансового результата в СХО к объемам предоставленных субсидий выявил, что в среднем по стране выход валовой продукции на 1 руб. бюджетных субсидий составил около 47 руб., а полученной прибыли на 1 руб. субсидий – около 3 рублей. При этом только в одной четверти субъектов федерации данные показатели формировались на уровне выше среднероссийских. Авторами отмечено, что объемы и направления господдержки развития сельского хозяйства постоянно пересматриваются и не всегда соответствуют поставленным национальным целям развития страны. В настоящее время в условиях обострившейся геополитической обстановки и санкционного давления сельское хозяйство нуждается в комплексной сбалансированной господдержке на основе формирования стимулирующей институциональной среды, при этом необходимо обеспечить увязку всех целей и задач развития страны и отрасли, а также соответствие финансового обеспечения поставленным целям. Стратегию развития АПК до 2030 г. предложено дополнить разделом по экономическому механизму ее реализации.

Совершенствование системы налогового регулирования АПК России в условиях интеграции в ЕАЭС

В статье рассматривается комплексный сбалансированный подход к системе налогового регулирования для синхронизации действий по триаде следующих направлений в АПК: реформирование налоговой системы; создание благоприятных налоговых условий для вновь созданных организационных форм по развитию инновационной деятельности; снижение административных барьеров для налогоплательщиков. Выявлена роль прямых и косвенных налогов на стадиях воспроизводственного процесса, определена необходимость их прослеживания при формировании объекта налогообложения на всех стадиях: производства, распределения, и обмена. Таким образом, формирование, расчет и начисление налогов происходит на стадиях производства и распределения, а их уплата – на стадии обмена, поэтому очень важно анализировать налоговую нагрузку не только на выручку, но и на себестоимость, и на прибыль. Проведено исследование системы налогового регулирования, которое позволило установить положительное влияние на производство агропродовольственной продукции, улучшение инвестиционного климата в АПК и выявить пробелы в налоговой политике. Анализ налоговых систем агропромышленного сектора в России и в государствах-членах ЕАЭС позволил установить, что продолжается их гармонизация и встраивание в общую интегрированную систему налогообложения этих стран. Сравнение налоговой нагрузки, индексов производства продукции и индекса инвестиций в основные средства по отраслям АПК в России показал неравномерность мер налогового регулирования. В этих целях необходимо соблюдать комплексность, справедливость, равноправие и сбалансированность в налогообложении, чему может частично способствовать внедрение во всех регионах цифровой платформы, связанной каналами информации и баз данных с налоговыми, таможенными органами, банками и налогоплательщиками.

Развитие экспортного потенциала и усиление протекционистской поддержки товаропроизводителей АПК

В статье проведена оценка состояния и тенденций развития агропромышленного комплекса и внешнеторговой деятельности России, в том числе со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС); проведена оценка влияния санкций на хозяйственную деятельность субъектов АПК; указано на необходимость дальнейшего наращивания экспортного потенциала субъектов АПК на основе активного вмешательства государства в регулирование спроса и товарного предложения, уровня цен и качества продукции на внутреннем агропродовольственном рынке; сделан вывод о необходимости усиления протекционисткой поддержки и других важных направлений аграрной политики (кредитования, налогообложения, страхования и др.), особенно в сферах аграрного производства и перерабатывающей промышленности; указано на значение физической и экономической доступности продовольствия населению страны, влияющих на формирование благоприятного социально-экономического климата, способствующего повышению производительности труда и предпринимательской активности.

Аграрное страхование с государственной поддержкой в России

Статья посвящена анализу состояния и перспективам развития аграрного страхования с государственной поддержкой. Положительная динамика ряда показателей страхового рынка России, наблюдаемая в течение анализируемого периода, носила преимущественно компенсационный характер и качественно мало изменила ситуацию в аграрном страховании. Объем рынка аграрного страхования по-прежнему остается узким, коэффициенты возмещения ущерба находятся на неоптимальном уровне, средства государственных субсидий используются неэффективно. В целях усиления контроля за финансовыми потоками необходимо создать государственную страховую компанию, которая будет осуществлять страхование сельхозтоваропроизводителей с господдержкой. Следует внести изменения в законодательство по совершенствованию техники страхования в части увеличения нижнего предела соотношения страховой суммы и страховой стоимости до 90% и снижения максимального размера безусловной франшизы при страховании урожая до 20%. Необходимо также внести в закон положения об инвестиционных обязательствах страховщика по начислению инвестиционного процента по страховой премии и дохода от инвестиционного управления средствами страхователя.

Исследование основных тенденций государственной политики реформирования аграрной науки как основы коммуникации науки и общества

Рассматриваются основные тенденции государственной политики реформирования аграрной науки в интерпретации реорганизационных изменений, происходящих в научно-исследовательских учреждениях сельскохозяйственного профиля Сибири и их влияние на развитие коммуникации науки и общества. Исследуются тенденции государственной политики реформирования аграрной науки, основанные на объективных критериях, большей частью продиктованные регионально-отраслевой спецификой сельскохозяйственного производства. В контексте исторического периода развития научно-исследовательских структур аграрной отрасли, показано влияние принимаемых решений органов государственной власти, осуществляющих реорганизацию и реформирование, на характер их организационно-функциональной деятельности. Освещаются периоды больших взлетов и планов, малоизвестные факты героического прошлого, подвиг личностей и целого поколения, перестройки мышления и верности выбранному жизненному и профессиональному пути российских ученых, тружеников, посвятивших себя аграрной сфере. Подчеркивается историческая значимость создания уникального комплекса научно-исследовательских учреждений аграрного профиля, объединенных под эгидой СО ВАСХНИЛ, на огромной территории от Урала до Дальнего Востока, и уникальность открытия факта зарождения этой идеи. Освещаются тенденции реорганизационных мероприятий на протяжении существования СО РАСХН до принятия закона 2013 г. и кардинальных изменений статуса аграрных НИУ. Особо отмечается в период реорганизации деятельность Сибирской научной сельскохозяйственной библиотеки, как основы коммуникационного взаимодействия аграрной науки и научного сообщества.

Организации АПК в рыночной экономике: от конкуренции к сотрудничеству

Анализ институциональных изменений в АПК выявил отрицательные тенденции в структуре сельхозорганизаций, связанные с поглощением их агрохолдингами, ростом численности сверхкрупных хозяйств и сокращением общей численности. Дальнейшее усиление этих тенденций противоречит целям государства по социальному возрождению села и устойчивому развитию разных форм хозяйствования в многоукладной сельской экономике. В результате исследования определены модели интеграции сельхозорганизаций в продуктовые подкомплексы, которые обеспечат для них равную доступность к финансовым ресурсам на локальных и глобальных рынках и создадут равные конкурентные условия. Предложены контрактные модели взаимодействия самостоятельных хозяйств с агрохолдингами; разработаны меры по развитию кооперации малых и средних предприятий; определены направления по созданию кластерных объединений; обоснованы мероприятия по государственно-частному и муниципально-частному партнерству.

Факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы и эффективность сельхозпредприятия

В статье приведен перечень организационно-правовых форм (ОПФ) предприятий, получивших распространение в сельском хозяйстве России; перечислены факторы, влияющие на эффективность их деятельности. Отмечено, что важное место среди этих факторов принадлежит выбору целесообразной ОПФ с учетом сложившейся ситуации в области государственного управления отраслью, а также особенностей и целей инвесторов. Отражены основные характеристики каждой организационно-правовой формы. В их числе виды членства и ограничения по ним, допустимое количество участников, особенности организации управления, ответственность сельхозпредприятия и его участников по своим обязательствам, характер распределения прибыли и убытков между ними, особенности расчетов с таковыми при их выходе из хозяйства. Показано, что в настоящее время большинство инвесторов отдает предпочтение такой форме, как общество с ограниченной ответственностью. Отмечено, что среди факторов, определяющих эффективность сельхозпредприятия, решающая роль принадлежит факторам первичного порядка, имеющим управленческую природу. Среди внутренних факторов к таковым, прежде всего, относятся личная материальная заинтересованность и потенциал руководителя сельхозпредприятия. Подчеркнуто, что последний состоит из множества составляющих, от которых зависят налаженность в коллективе внутрихозяйственных организационно-экономических отношений, благоприятность в нем микроклимата, эффективность таких актуальных видов деятельности, как инновационная и маркетинговая работа, другие важные аспекты. Сделан вывод, что учет перечисленных сведений поможет инвестору осуществить правильный выбор ОПФ сельхозпредприятия.