Яндекс.Метрика

Экономические перспективы производства продукции Су-Вид в условиях мясоперерабатывающего комплекса

Россия входит в десятку крупнейших мировых производителей свинины, при этом объемы производства постоянно увеличиваются, что позволяет поддерживать минимальные наценки и делает данный продукт наиболее популярным у населения. Вместе с тем свиноводческие предприятия, как правило, интегрированные с мясоперерабатывающими комплексами, вынуждены непрерывно искать и осваивать новые рынки сбыта своей продукции. К числу наиболее перспективных направлений в полной мере можно отнести производство продуктов су-вид, являющихся востребованными как у крупных клиентов, работающих в сегменте HoReCa, так и у обычных потребителей. В частности, в рамках данной работы были освещены экономико-технологические аспекты функционирования цеха производства продуктов су-вид на базе мясоперерабатывающего комплекса ООО «Коралл» Тверской области. Установлена возможность эффективной деятельности цеха с уровнем рентабельности производства 32,2% при объеме выпуска продукции за смену (продолжительность 8 часов) равным 3200 килограммам. При этом имеются значительные возможности, как для корректировки ассортимента выпускаемых изделий, так и кратного наращивания их выпуска. В дальнейшем в рамках развития данного цеха планируется также внедрить участок производства готовых вторых блюд, требующих минимальной кулинарной обработки и крайне востребованных у предприятий общественного питания.

Селекция и семеноводство масличных культур как перспективное направление инновационной деятельности

В статье рассмотрены организационно-экономические подходы по развитию промышленного семеноводства масличных культур в рамках парадигмы догоняющего развития. Отмечена высокая зависимость отечественного растениеводства от зарубежных технологий вообще и масличных культур (подсолнечник, соя) в частности. Проведен экономический анализ существующей модели селекции и семеноводства в разрезе отдельных культур, а также подсолнечника, как основной масличной культуры. Показана роль и значение Подпрограммы развития селекции и семеноводства масличных культур «Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы» как магистрального направления развития сельскохозяйственного производства в стране на инновационной основе. Рассмотрено создание Минсельхозом России Национального селекционно-семеноводческого консорциума в целях обеспечения семенами подсолнечника отечественной селекции сельхозтоваропоизводителей страны. Разработаны организационно-экономические предложения по совершенствованию отечественной селекции и промышленного семеноводства масличных культур с учетом сложившейся геополитической ситуации.

ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ САДОВОДСТВА В РОССИИ

Садоводство – важная отрасль сельского хозяйства, потому что производимая здесь продукция – плоды и ягоды – является источником витаминов и многих других питательных веществ, полезных и необходимых для жизни и здоровья людей. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы оценить тенденции развития садоводства в России, выявить перспективные направления роста его эффективности. В процессе работы были использованы различные общенаучные методы: аналитический, экономико-статистические, монографический и другие. Исследование показало, что рекомендуемые медицинские годовые потребности российского человека в плодах и ягодах удовлетворяются лишь на 80%, причем за счет отечественного производства – лишь на 45 процентов. Данные обстоятельства способствовали разработке направлений государственной поддержки наращивания площадей посадок садов на территории России. В результате прирост объемов производства плодов и ягод за 2018-2021 гг. составил 19,5%. Однако, данный прирост оказался неравномерным по формам хозяйствования и территории страны. Наибольший удельный вес в производстве плодов и ягод по-прежнему приходится на хозяйства населения (64,1% в 2021 году). Больше 30% продукции садоводства приходится на Южный федеральный округ. Изменение ситуации требует оценки существующих проблем по всей цепочке плодово-ягодного подкомплекса России: материально-техническое обеспечение специализированными машинами и оборудованием хозяйствующих субъектов недостаточно и неэффективно, производство посадочного материала не покрывает существующую потребность в нем товаропроизводителей, закладка новых садов ведется без учета технологических особенностей возделывания плодово-ягодных культур, низкий уровень развития хранения, переработки, товарной доработки производимой продукции, инфраструктуры рынка. Решение данных проблем в короткие сроки возможно только при участии государственных органов власти федерального, регионального и муниципального уровней.

Состояние сельских территорий и законодательное обеспечение их развития

В статье дан комплексный анализ состояния сельских территорий как триединой экономико-социо-экологической подсистемы социума, выполняющей производственную функцию по обеспечению страны сельскохозяйственной продукцией и ряд других важных общенациональных функций. Сделан вывод о несоответствии уровня социально-экономического развития сельских территорий и сложившейся в сельской местности экологической ситуации требованиям обеспечения продовольственной безопасности и независимости России в современных геополитических условиях и долгосрочной перспективе. Обосновывается необходимость укрепления законодательных основ комплексного, устойчивого и динамичного развития сельских территорий с учетом отечественного и зарубежного опыта. Препарируются практики законодательного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий в СССР и РСФСР в канун реформ и в постреформенном периоде, а также в США, Китае, Индии. Изложены основные требования к характеру и содержанию Закона.

Инфраструктурный аспект планирования воспроизводства человеческого капитала сельского хозяйства

В публикации рассмотрены основные проблемы управления развитием инфраструктуры сельских территорий, являющейся основой обеспечения воспроизводства человеческого капитала сельскохозяйственного производства. Механизмы развития инфраструктурного комплекса села отличаются от размещающихся в городах систем жизнеобеспечения, поскольку не ориентированы на удовлетворение масштабного спроса на предоставляемые сервисы и не обладают значительной инвестиционной привлекательностью. Рост сельскохозяйственного производства не приводит к высоким темпам развитию инфраструктуры села – это подтверждает проделанный статистический анализ. Государство реализует комплекс мер поддержки инфраструктурного развития села, но данные меры необходимо интегрировать с усилиями производств, размещающихся на сельских территориях. В настоящее время такая интеграция осложняется отсутствием учета в системе планирования сельскохозяйственного производства роли социальной инфраструктуры воспроизводства его трудового потенциала и, тем более, человеческого капитала, которому присущ высокий уровень знаний и компетенций, провоцирующий отток квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Для использования в процессах инфраструктурного роста потенциала сельскохозяйственных предпринимателей предлагается изменить подходы к планированию производственной деятельности и учитывать в составе планов развития условия, необходимые для воспроизводства человеческого капитала. Описание необходимых условий воспроизводства человеческого капитала должно стать критерием отбора планов развития для предоставления государственной поддержки. Понимания предпринимателями важности модернизации инфраструктуры села позволит заинтересовать их в развитии территорий и привлечь имеющиеся у них ресурсы для решения задач инфраструктурного роста, реализуемых в настоящее время с помощью бюджетного финансирования, что значительно повысит эффективность проводимых мероприятий.

Государственно-частное партнерство и инвестиционная привлекательность малых форм хозяйствования

Проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрной сфере обуславливаются недостаточным финансированием инвестиций в отрасль, что связано, на наш взгляд, со слабой проработанностью отдельных теоретических и практических вопросов, в особенности посвященных инвестиционной привлекательности. В настоящей статье акцент делается на вопросы инвестиционной привлекательности на основе института развития государственно-частного партнерства. Обосновывается подход партнерства государства и малых форм хозяйствования аграрного бизнеса на основе кооперации и привлечения инвестиционных ресурсов за счет выпуска региональных ценных бумаг. Особое внимание уделяется вопросам вовлечения в оборот неиспользуемых или выбывших сельскохозяйственных угодий на основе обеспечения инвестиционной привлекательности аграрной сферы.

Сельскохозяйственные организации в системе продовольственного обеспечения

Рассматриваются подходы к решению продовольственной безопасности в условиях санкций и эмбарго. Анализируются структурные сдвиги в развитии сельского хозяйства на материалах Республики Башкортостан. Обобщены направления и выявлен потенциал наращивания производства сельскохозяйственной продукции в ассортименте и по видам в системе продовольственного обеспечения. Исследуется роль различных отраслей животноводства сельскохозяйственных организаций в производстве животноводческой продукции, их удельный вес и место в формировании товарных продовольственных ресурсов. Приводятся расчеты объемов производства сельскохозяйственными организациями продукции животноводства в Республике Башкортостан по видам в динамике за пятилетку (2017-2021 гг.).

ПОКАЗАТЕЛИ ТИПОЛОГИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СЕЛЬСКОЙ ЛОКАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В результате событий в период 2020-2022 гг. и введения взаимных санкций возросла роль фермерства как существенной части производственной структуры агропродовольственного комплекса России и как социальной группы, имеющей большое значение для экономико-социального развития сельских территорий. Вместе с тем роль фермерских хозяйств как с точки зрения экономики, так и создаваемых ими социальных условий в сельских поселениях мало изучена в связи с отсутствием доступной финансовой отчетности и большой трудоемкости, и сложности полевых исследований. Существующая официальная типологизация фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей сводится к юридической классификации по форме регистрации и наличию у крестьянских (фермерских) хозяйств активов (ресурсов) для ведения производственной деятельности – площадей сельхозугодий, количества голов скота. Эти данные позволяют выделить относительно крупные, средние и мелкие хозяйства. Но этого недостаточно для формирования целенаправленной политики и адресной поддержки развития фермерства. Статья посвящена анализу показателей, которые могут быть положены в основу типологизации фермерских хозяйств России.