Яндекс.Метрика

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПОСЛЕ BREXIT

Новые явления развития мирового хозяйственного комплекса в значительной мере определяются тенденциями изменений политико-экономического ландшафта отдельных регионов мира. В этой связи выход Великобритании из ЕС является знаковым событием, определяющим новые векторы развития европейской экономики и ее важнейшего составного звена – аграрного сектора. Более чем сорокалетний опыт развития сельского хозяйства в рамках Единой сельскохозяйственной политики является трудноразрешимым фундаментом для аграрной отрасли в условиях BREXIT. В статье анализируются направления трансформации аграрной политики Великобритании после прекращения действия инструментов ЕСХП, дается оценка эффективности мер переходного периода. Приведены данные экспертов, характеризующие первые последствия новой конфигурации развития отрасли до и после выхода Великобритании из ЕС.

УСИЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУПРАВЛЕНИЯ АПК В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

В статье отмечено, что из-за углубления кризиса в экономике России в ближайшей перспективе повысить бюджетную поддержку сельхозтоваропроизводителей, по всей вероятности, не удастся. В связи с этим в области государственного управления на первый план выходит необходимость реализации резервов развития АПК, связанных с демонополизацией экономики. Нерешенность этой проблемы привела к обострению экономических, социальных и экологических проблем. Проявилось это, в частности, в том, что, несмотря на крупный потенциал отрасли, и треть века, прошедшие с начала реформ, продовольственная проблема в России далека от решения. Одна из основных причин этого в том, что система госуправления не только не препятствует, а наоборот, всесторонне стимулирует монополизацию экономики и концентрацию производства в АПК и других сферах хозяйственного комплекса страны. В результате высокими темпами растут себестоимость и розничные цены на сельхозпродукцию и продукты ее переработки, вследствие чего с каждым годом они становятся менее доступными для основных групп населения. Кроме того, по мере укрепления позиций предприятий-монополистов, включая крупные агрохолдинги, которым государство оказывает бюджетную поддержку в приоритетном порядке, все менее благоприятными становятся условия для малых сельхозтоваропроизводителей. Тем самым нарушается актуальный принцип гармоничного развития всех форм хозяйствования, не учитывается, что названные производители являются наиболее устойчивыми и социально ориентированными, тогда как агрохолдинги в большинстве своем способствуют снижению занятости и доходов сельского населения, его оттоку в города и ухудшению состояния экологии. В целях укрепления экономики производителей сельхозпродукции, повышения доступности продуктов питания для населения, создания более благоприятных предпосылок для развития социальной сферы села, решения других проблем АПК рекомендуется усилить влияние государства на ценовую политику предприятий топливно-энергетического комплекса, торговых сетей и других монополистов, предлагаются конкретные меры в этой области

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ АНТИСАНКЦИОННЫХ МЕР

Проблема повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики в условиях экономического давления со стороны «недружественных» стран выступает одним из краеугольных аспектов решения стратегической задачи продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны. Наблюдаемые процессы в инвестиционной сфере свидетельствуют о росте напряженности в обновлении материально-технической базы аграрных товаропроизводителей, что привело к сокращению сельскохозяйственной техники как в крупных и средних, так и в малых сельскохозяйственных организациях. А, как показывает анализ антисанкционных мер, они направлены в своей основе на поддержку крупного и среднего аграрного бизнеса. В статье обосновывается суждение о необходимости активизации использования мер по повышению инвестиционной привлекательности аграрной сферы в рамках мер по привлечению долгосрочного капитала в развитие сельской локальной экономики в целом. На основе статистического анализа было выявлено, что доля прибыли, важнейшего источника инвестиций в основной капитал, которую товаропроизводитель направлял на приобретение средств производства в исследуемый период снижается, несмотря на значительный в абсолютных показателях рост. Это свидетельствует, на наш взгляд, о необходимости корректировки мер по стимулированию мер государственной поддержки инвестиций в сельское хозяйство с учетом привязки софинансирования и доли прибыли владельцев аграрного бизнеса в общей массе, направленной на эти цели. В процессе исследования было предложено выделять инвестиционную привлекательность «аграрного бизнеса» и «сельскохозяйственного производства» как различных по целям и задачам направлений стимулирования притока капитала

ПРИОРИТЕТНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В обеспечении продовольственной безопасности России государственное регулирование и поддержка АПК имеют первостепенное значение. В стране создана, используется и совершенствуется соответствующая законодательная и нормативно-правовая база на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Меры господдержки сельскохозяйственных производителей, переработчиков сельхозпродукции, предприятий сферы логистики и торговли в целом демонстрируют свою эффективность. Система субсидирования российского АПК стратегически нацелена на достижение целей и выполнение задач, определенных в Доктрине продовольственной безопасности, поддержание устойчивости и доходности сельскохозяйственного производства. Применяемый организационно-экономический механизм включает набор действий, методов и инструментов, учитывающих проблематику замещения импорта в условиях антироссийских санкций, особенности региональных АПК, необходимость гармонизации действий всех участников агропродовольственного рынка при сбалансированном учете их интересов. Важным направлением совершенствования господдержки является минимизация современных рисков и угроз для продовольственной безопасности страны. Большое значение имеет оптимизация оценки эффективности принимаемых мер господдержки.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Цель исследования заключается в научном обосновании определяющей роли и значения формирования кластеров инновационного типа при разработке стратегических направлений устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса. В статье актуализируется, что использование кластеризации и внедрение кластерных технологий способствует формированию механизма стратегического планирования и прогнозирования устойчивого развития АПК на уровне федеральных субъектов. Создание агрокластерных структур представляется перспективным направлением исследований с учетом реализации основных положений концепции циркулярной экономики. Внедрение кластерных технологий и выработка кластерных решений позволяют устранить негативные санкционные последствия и ограничения, эффективно проводить политику импортозамещения в аграрном секторе экономики. Представлены сформированные кластеры развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в федеральных субъектах нашей страны. В рамках исследования выделены наиболее значимые агрокластерные структуры Свердловской области в региональном масштабе. Показано, что производство инновационной продукции является эффективным на базе кластерного взаимодействия и сотрудничества, сформированных при реализации цикла «наука – технологическое освоение – опытное производство – серийное производство». Сформированы перспективные направления эффективности кластеризации агропродовольственной сферы сельских территорий. Отражены практические результаты расчета индексов локализации по отдельным инновационным агропромышленным кластерам Уральского федерального округа. Основным фактором при проведении научных исследования выступает определяющая роль и значение инновационных кластеров в региональном масштабе. Активное стимулирование процессов создания и развития инновационных агропромышленных кластеров будет способствовать расширению и наращиванию производственных мощностей, вспомогательных производств и реализации возможностей и стратегического потенциала агроформирований. Авторами резюмируется, что в результате кластеризации возникает мультипликационный эффект, непосредственно направленный на достижение устойчивого развития регионального агропромышленного комплекса, позитивное функционирование сельских территорий и поселений, повышение уровня жизни сельского населения

О РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ В ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ЦЕПОЧКАХ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ

Сетевая розничная торговля продовольственными товарами является высокоэффективной отраслью экономики. Она высокотехнологична, удобна для покупателей, но некоторые аспекты её деятельности воспринимаются как настораживающие и даже нежелательные. В структуре собственности значительна доля иностранного капитала. Все крупные сети имеют офшорные подразделения, а чистая прибыль большей частью выводится за границу. Традиционные формы розничной продовольственной торговли не выдерживают конкуренции, разоряются. Это, в свою очередь, негативно отражается на мелкотоварном сельскохозяйственном производстве. Вызывают обеспокоенность конфликтные отношения с производителями (поставщиками) по поводу цен поставки и бонусных платежей. В розничном сегменте деятельности неоднозначно воспринимается практика установления чрезмерно высоких торговых наценок. Не вполне обоснованными представляются средние уровни торговых наценок, почти вдвое превышающие аналогичные показатели зарубежных торговых сетей. В статье излагаются меры по усилению административной регламентации деятельности сетевой продовольственной торговли, включая ограничения её дальнейшей экспансии, регулирование цен и торговых наценок. Возможное снижение эффективности торговых сетей повысит конкурентоспособность несетевых форм торговли и мелкотоварных сельскохозяйственных предприятий

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА ЗЕРНА В СТРАНЫ АФРИКИ

В статье анализируется состояние и потенциал рынка зерна стран Африки, возможности наращивания российского экспорта зерна в новых радикально изменившихся условиях экспортной деятельности российского бизнеса. Состояние и перспективы российского зернового бизнеса в Африке рассмотрены во взаимосвязи трех блоков: место Африки как крупного импортера на мировом рынке зерна (объемы, структура, перспективные направления развития под углом интересов российского бизнеса), состояние российского зернового экспорта в страны Африки (структура, география поставок, специфика работы), развитие экспорта зерна из России в Африку в условиях санкционного давления и санкционных ограничений, с учетом экспортного потенциала России по видам зерновых культур (балансы производства и потребления, экспортный потенциал, государственная поддержка, проблемы, механизмы и методы развития)

СОВРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ

Современный отечественный рынок сельскохозяйственных машин и оборудования глобально развивался, поэтому на него оказывают влияние как внутренние, так и внешние обстоятельства. Введенные санкции заставляют участников рынка перестраиваться и искать пути дальнейшего развития. По своему составу рынок сельхозтехники многосложен и многослоен, но подчиняется действию экономических законов, что требует изучения разнонаправленных траекторий, во многом взаимозависимых. Особенностью отечественного сельскохозяйственного производства является значительное количество небольших хозяйств, не обладающих финансовой устойчивостью и стабильной платежеспособностью, но нуждающихся в пополнении своего парка различными видами современной техники. Этот аспект, к сожалению, не учитывается при разработке государственных программ поддержки сельскохозяйственных производителей техники и продовольствия. Расширение научно-исследовательских разработок, создание экономически благоприятных условий помогут образованию центров локализации производства в России. В интересах фермеров, малых производителей и хозяйств населения необходимо создавать машинно-технологические станции и выдавать гранды для создания сервисных кооперативов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Работа посвящена проблемам обеспечения продовольственной независимости, а также экономической и физической доступности продовольствия как основам формирования национальных интересов продовольственной безопасности России. Дана оценка уровней продовольственной независимости по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырью и продовольствию в России и представлены их оптимальные структурные уровни. Представлена критическая оценка перечня показателей в сфере обеспечения продовольственной безопасности России по направлениям экономической и физической доступности, а также устойчивого развития сельских территорий для их своевременного корректирования и оценки возможности применения дополнительных индикативных групп и отдельных видов показателей. Дополнен перечень приоритетных стратегических национальных интересов России в сфере обеспечения продовольственной безопасности

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА – ОСНОВА ЕГО ЕДИНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ

В условиях складывающейся новой геополитической реальности и ее неопределенности, обострения межгосударственных отношений, а также усиления санкционного давления возрастает необходимость ускоренной адаптации аграрной сферы экономики к разного рода возможным рискам, угрозам, вызовам и форс-мажорным обстоятельствам, что объективно вызывает необходимость более тесного взаимодействия России и Беларуси в рамках Союзного государства. В первую очередь это, безусловно, касается надежного обеспечения национальной продовольственной безопасности, создания экспортных ресурсов сельскохозяйственной и продовольственной продукции и объективно требует более тесного сотрудничества России и Беларуси. В рамках Союзного государства реализуются совместные программы и проекты, ориентированные на импортозамещение в семеноводстве, животноводстве, расширение наименований производимой агропродукции, экономическое регулирование отдельных продуктовых сегментов агропродовольственного рынка, укрепление и расширение торгово-экономических отношений в аграрной сфере экономики, а также в других сферах экономической деятельности. Все они прямо или косвенно сориентированы на обеспечение продовольственной безопасности двух стран, которая является одной из ключевых задач Союзного государства не только в современных условиях, но и останется по-прежнему в ближайшей и более отдаленной перспективе. Поскольку ключевой задачей развития Союзного государства является надёжное обеспечение продовольственной безопасности двух стран, то, безусловно, важную роль в её решении должна сыграть единая аграрная политика Союзного государства. Ее формирование объективно обусловлено относительно длительным периодом тесного взаимодействия России и Беларуси в аграрной сфере экономики. Новые геополитические реалии и объективная необходимость дальнейшего укрепления и расширения сотрудничества России и Беларуси в аграрной сфере экономики требуют совместной разработки Стратегии и механизмов обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства. В ней должны быть определены основные направления максимальной интеграции отечественных АПК и совместные векторы развития единой аграрной политики Союзного государства. Она должна содержать систему эффективных мер и механизмов, ориентированных на наращивание производственного, социально-экономического и особенно аграрного потенциала Союза, развитие агропромышленной кооперации, интегрированных импортозамещающих и экспортно-ориентированных производств. В конечном счете все это должно гарантировать продовольственную безопасность Союзного государства продовольственная безопасность, Союзное государство, единая аграрная политика, сельскохозяйственная и продовольственная продукция, совместные крупномасштабные программы и проекты, аграрная сфера экономики, интеграция, организационно-экономический механизм, предпосылки и условия, стратегическое планирование, экспортная политика, обеспечение продовольственной безопасности Союзного государства