Яндекс.Метрика

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АГРАРНОГО СЕКТОРА КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ COVID-19

Вспышки болезней и глобальные пандемии представляют собой наибольшую угрозу для человечества и устойчивости мирового экономического развития. В 2019 г. мир столкнулся с пандемией, вызванной коронавирусом (COVID-19). Учитывая экстраординарный характер ситуации, связанной с необходимостью преодоления последствий пандемии, правительства принимали меры по поддержке как населения, так и экономики своих стран в целом. Основные меры, ограничивающие распространение вируса, включали социальное дистанцирование, самоизоляцию населения и ограничения на поездки. Все эти меры по борьбе с пандемией оказали значительное воздействие на основные сектора экономики, в том числе и на аграрный сектор. Сельское хозяйство является наиболее важным сектором экономики, обеспечивающим продовольственную безопасность страны. Социальные и экономические ограничения в период пандемии COVID-19 создали сбои в цепочке поставок продовольствия на мировом рынке, приводя к нарушению производства и распределения агропродовольственной продукции, усугубляя дефицит рабочей силы и ресурсов. В рамках реализации мер по преодолению последствий пандемии, страны оказывали государственную поддержку производителям агропродовольственной продукции, ряд стран ввел ограничения на экспорт продовольствия с целью поддержки внутренних производителей. В статье рассмотрены эффекты от воздействия вируса COVID-19 на продовольственные системы, приведены механизмы государственной поддержки производителей агропродовольственной продукции в период пандемии коронавирусной инфекции. Дана оценка состояния аграрного сектора России в условиях пандемии, рассмотрены меры, принятые правительством для защиты отечественного сельского хозяйства в условиях COVID-19. Особое внимание уделяется механизмам государственной поддержки сельского хозяйства в разных странах мира. Кризис, связанный с преодолением последствий пандемии доказал необходимость дополнительных мер государственной поддержки аграрного сектора, в том числе через прямое финансирование производителей агропродовольственной продукции

РОЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

В статье рассмотрены особенности антикоррупционного контроля в сфере государственных закупок на этапе формирования требований к предмету закупки для обеспечения экономической эффективности субъектов России. В исследовании авторы приходят к выводу, что на прозрачность государственных закупок влияет сложность обоснования ссылок на стандарты и технические условия в описаниях самой продукции, что отражается на потерях в экономическом развитии регионов страны. Предлагается развитие целостной системы мониторинга в рамках прозрачности антикоррупционного контроля за качеством разработки и применения стандартов организаций и технических условий, используемых в госзакупках, основанной на интеграции в механизмы «электронного государства».

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

Статья посвящена выявлению сущности понятия «качество жизни населения» (КЖН) и методологии его оценки в целях мониторинга и рейтинговых международных и внутригосударственных сопоставлений. Проведен исторический экскурс в генезис и эволюцию понятия. Обобщены и проанализированы различные концептуальные подходы к его трактовке, методологии измерения и эмпирическим исследованиям в международной и отечественной практике. Сделан вывод о том, что существующие концепции конструкта качества жизни представляют собой конгломерат сущностных признаков категории с детерминирующими их факторами и социально-демографическими последствиями. Поэтому аморфное понятие «качество жизни населения» необходимо трансформировать в социально-экономическую категорию, четко ограниченную перечнем адекватных направлений, компонентов оценки и характеризующих их групп показателей. Дана авторская трактовка качества жизни населения как социально-экономической категории, определены основные направления и компоненты его характеристики на первом, втором и третьем уровнях дезинтеграции, которые образуют базовую систему оценки для использования с учетом национальных систем счетоводства и других особенностей в межстрановых сопоставлениях, региональных и внутрирегиональных мониторингах и рейтингах качества жизни в отдельных странах. Систематизированы факторы и социально-демографические последствия качества жизни, к которым отнесены в первом случае – природно-географические, экономические, социальные, институциональные и политические факторы, во втором – продолжительность жизни, состояние здоровья, уровень образования, индексы численности населения, естественного прироста (убыли) населения и миграционного прироста (убыли) населения

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

В статье рассматриваются вопросы формирования и совершенствования экономического механизма развития аграрной экономики Республики Южная Осетия с учетом вызовов и возможных угроз, обусловленных, в том числе, ростом геополитической нестабильности в мире. На основе анализа использования отдельных элементов экономического механизма сделан вывод об их недостаточности для решения проблемы вывода сельского хозяйства республики на траекторию роста и решения проблемы продовольственного обеспечения населения региона. Особый акцент делается на анализе института финансирования и субсидирования части процентных ставок по кредитам и займам аграрным товаропроизводителям Республики Южная Осетия. Отмечается, что применяемый механизм субсидирования аграрных товаропроизводителей требует совершенствования в части постоянного обеспечения притока ресурсной базы для повышения возможности стабильного функционирования. Выдвигается положение о необходимости формирования и развития экономического механизма развития аграрной сферы, пищевой и перерабатывающей промышленности и повышения занятости населения республики на основе концепции экономики предложения. Предлагается использование системы налогового регулирования для распределения и перераспределения аккумулируемых в бюджете Республики Южная Осетия средств на нужды пополнения института субсидирования части процентных ставок товаропроизводителям различных форм хозяйствования. Потенциальным источником пополнения института субсидирования могут быть средства от налогов на ввозимые на территорию республики товары как непродовольственные, так и продовольственные, в том числе, поступающие из России. Отмечается, что применение таможенных тарифов на импортируемые товары важно регулировать с целью изменения баланса между ввозимым продовольствием и продукцией, которую можно производить на территории самого региона, исходя из научно обоснованных программ развития сельского хозяйства, в том числе оптимального размещения производства

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Анализ развития хозяйств населения (ХН) и других мелких предприятий аграрного сектора, их место в системе продовольственного обеспечения. Исследуются тенденции развития хозяйств населения. Вскрываются резервы увеличения производства сельскохозяйственной продукции путем кооперации малых форм в сфере заготовок с потребительской кооперацией. Выявляется потенциал роста производства, предлагаются направления повышения эффективности работы хозяйств населения. Предложены меры по активизации работы малого аграрного бизнеса. Рекомендованы направления внедрения прогрессивных проектов в сельском хозяйстве. Предлагается активизировать предпринимательство семейных ферм, повысить роль ХН в увеличении производства продовольствия. Рекомендуется расширить помощь ХН на селе для повышения их конкурентоспособности. Обоснована актуальность и значимость потенциала кооперации хозяйств населения. Раскрывается роль потребительской кооперации в формировании продовольственных ресурсов, её роль в развитии хозяйств населения. Обосновывается роль потребкооперации в закупках сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения и К(Ф)Х, как важный вектор повышения конкурентоспособности на продовольственном рынке, улучшении жизни сельского населения. Цель работы – выявить роль и место хозяйств населения и потребительской кооперации в системе продовольственного обеспечения. Определить перспективы и потенциал развития хозяйств населения. Выявить резервы наращивания производства с помощью потребкооперации и малого аграрного бизнеса. Материалы и методы исследования. Применялись методы экспертных оценок, сравнительные, экономического анализа, дедукции, статистические данные, научные отчеты, труды ученых по данной проблеме. Результат работы. В процессе исследования развития аграрного сектора Республики Татарстан, ХН в условиях санкций выявлены особенности и раскрыты резервы наращивания производства продукции сельского хозяйства для обеспечения продовольственной безопасности. Предложены направления повышения эффективности формирования ресурсов в системе продовольственной безопасности.

ПРЕДПОСЕВНАЯ ОБРАБОТКА СЕМЯН ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ПОЛЕМ СВЕРХВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

По мнению советника министра сельского хозяйства, Юрия Косована, последствием «зерновой сделки», заключенной 22 июля 2022 г. в Стамбуле между Правительствами России, Турции, Украины и ООН должно было стать увеличение роли России среди ключевых поставщиков аграрной продукции в страны Европейского Союза, Африки и Латинской Америки [1]. Реализация сделки на условиях, обозначенных отечественными экономистами и представителями Минпромторга должна способствовать увеличению доходной части бюджета России. При этом Россия смогла на 11,6% увеличить экспорт зерновых и зернобобовых в июле – декабре 2022 года [2]. Возобновление исполнения обязательств по условиям исполнения сделки со стороны России 02.11.2023 г. обусловлено гарантиями, реализация которых предполагает увеличение экспорта отечественного зерна и удобрений. После выхода России из сделки 17 июля 2023 г. ее роль, как потенциального поставщика зерна, по мнению американских аналитиков, возросла по причине возможности роста цен на продовольствие [3]. В сложившейся ситуации могут быть увеличены требования, предъявляемые к качеству отечественного зерна экспертами международного сообщества, в первую очередь, по причине его дефицита на фоне продовольственного кризиса, назревшего за последние десятилетия [3]. В свою очередь, для обеспечения и повышения заданного качества продаваемого зерна в сельском хозяйстве необходимо использовать соответствующие технологии. Как показывают результаты анализа, выполненного специалистами в предметной области [4-8], наиболее результативной с точки зрения соблюдения требований к качеству зерна и необходимости интенсификации его производства является технология сверхвысокочастотной обработки семян, применение которой позволяет ингибировать всхожесть и обеспечить наибольшую длину ростков после проращивания. В свою очередь, реализация вышеуказанной технологии предполагает использование различных технических средств, применение каждого из которых предполагает получение различных результатов. Следовательно, определение лучшего из вышеуказанных технических средств и его применение после организации государственных закупок может сначала способствовать повышению качества зерна, производимого отечественным поставщиком, а потом и повышению доходов отечественного бюджета. К сожалению, методическое обеспечение [9-11] и современные теоретические исследования, посвященные отбору технических средств из исследуемой совокупности, не содержат такого математического аппарата и рекомендаций, применение которых бы позволило сделать однозначную технико-экономическую оценку результативности закупки одного технического средства относительно другого. При этом потребности государственного заказчика, которые сформулированы в государственном задании в виде значений конкретных количественных показателей результатов производства зерна, могут быть не удовлетворенным в полной мере. Противоречие между потребностями государственного заказчика и возможностями современных руководящих документов, а также результатов теоретических исследований, используемых для обоснования решений о выборе лучших технических средств из числа потенциально возможных свидетельствует об актуальности проблемного вопроса определения метода выбора лучшего технического средства для сверхвысокочастотной обработки семян. В статье аргументирована актуальность решения проблемного вопроса создания методического обеспечения, предназначенного для выбора лучших средств сверхвысокочастотной обработки семян, применение которого позволит закупать для обработки семян лучшие технические средства, в результате чего должна повыситься эффективность расходования бюджетных средств, обоснованы и сформулированы предложения по его уточнению

ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ

Производство и реализация алкогольной продукции оказывает влияние не только на экономическую составляющую страны, но затрагивает и социальные аспекты. Для определения уровня экономической доступности алкогольной продукции необходимо проанализировать размещение производства данного вида продукции по округам, а также определить степень влияния на потребление продукции уровня дохода населения. Для этого необходимо использовать возможности корреляционного анализа. Размещение производства алкогольной продукции на территории России неравномерно, наибольшее количество предприятий (более 65%) размещено в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, но производство сосредоточено в Приволжском и Центральном федеральных округах. Реализация алкогольной продукции также достаточно неравномерна на территории страны, при этом уровень доходов населения на том или ином федеральном округе влияет на объём продаж конкретного вида алкоголя. Но, если рассматривать влияние среднемесячной заработной платы на уровень продажи алкогольной продукции в пересчете на 1 л чистого спирта, связь между показателями умеренная. Представленный рейтинг экономической доступности алкогольной продукции определил тройку федеральных округов  Приволжский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ и Центральный федеральный округ, в которых, помимо этого, самые высокие коэффициенты социальной доступности и социальной эффективности. Проведенный анализ указывает на необходимость более детальной оценки доступности и потребления в разрезе отдельных групп продукции для определения влияния на социальные аспекты развития региона.

СОСТОЯНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ НА АГРОПРОМЫШЛЕННОМ РЫНКЕ РОССИИ

В статье авторами предлагаются к рассмотрению состояние вопросов конкурентоспособности продукции отечественного сельскохозяйственного машиностроения и пути ее повышения. Проблема конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного машиностроения очень сложная и включает в себя большой комплекс задач. В первую очередь конкурентоспособность предполагает сравнительный анализ параметров продукции зарубежных конкурентов и нашей, отечественной продукции, что позволяет правильно расставить ориентиры и векторы движения к выпуску отечественной продукции, обладающей конкурентными преимуществами перед зарубежными аналогами. Уровень «отставания» от аналогов в конечном итоге должен определять и уровень затрат, необходимых для устранения этого отставания. Естественно, чем больше отставание, тем больше необходимо усилий и средств для его преодоления. Не имея такого рода информации, нельзя правильно решить задачу повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного машиностроения. Важным моментом для правильного выбора направления развития отечественного машиностроения в рыночных условиях и формирования основных предпосылок стратегии повышения конкурентоспособности является объективный анализ причин ее потери российскими предприятиями. В технически развитых странах используется фирменная система жизнеобеспечения продукции, которая предполагает, что все затраты на производственных и постпроизводственных этапах компенсирует потребитель. Это обеспечивает предприятиям постоянный уровень повышения их фактических возможностей.

МЕЛИОРАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Современная сельскохозяйственная мелиорация необходима для реализации задач, стоящих перед аграрным производством каждого региона. Опыт реализации мероприятий по мелиорации в Белгородской области вызывает интерес по той причине, что этот процесс был основан в большей степени на государственно-частном сотрудничестве из-за развития интеграционных процессов в сельскохозяйственной сфере региона. В области достаточно проблем, связанных не только с первоначальным «качеством» почвы, но и с ситуацией, которая возникла из-за чрезмерно интенсивного использования земельных угодий. В регионе реализуются программы, связанные с субсидированием различных мер, необходимых для защиты основного ресурса сельского хозяйства  земли. Но при этом необходимо искать компромисс, который будет работать в рамках проблемы импортозависимости. Скачкообразный характер финансирования программы «Развитие мелиоративного комплекса России» в Белгородской области не будет способствовать оптимизации процесса интенсификации в растениеводстве

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ И ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ОРЕХОВ И ПРОДУКЦИИ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

Работа посвящена проблемам оценки экономической эффективности функционирование рынка орехов и продукции их переработки. В условиях рыночной экономики при производстве, переработке и распределении орехов и продукции их переработки на всех этапах товародвижения присутствуют разные экономические интересы (производители, организации по промышленной переработке, оптово-розничной торговли, ретейлеры и другие). Несмотря на то, что эффективность отдельных сегментов функционирования рынка должна аккумулироваться и быть сопоставимой с общеотраслевой, зачастую сравнение показателей отдельных организаций-участников рынка с интегральными показателями подотрасли приводит к противоречивым выводам. В этой связи автором предлагается система критериев поэтапного расчёта экономической эффективности как на уровне отрасли, так и отдельных участников рынка на основе дифференцированного подхода. Базовые показатели оценки экономической эффективности (рентабельность, валовой доход, прибыль) предлагается корректировать критериями, отражающими специфику хозяйственной деятельности на конкретном этапе товаропроводящей цепи. Автором даются рекомендации по оценке эффективности использования производственного потенциала, в частности основных средств и трудовых ресурсов с учетом отраслевых особенностей.