Яндекс.Метрика

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ЗОН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЗЕРНА

Дана оценка современному состоянию пространственного развития зернового хозяйства, размещению, специализации и концентрации производства отдельных видов зерна в стране. Выявлены группы зернопроизводящих регионов по всем основным видам производства зерна по их коэффициентам специализации с низким и высоким ее показателями, а также показана реальная возможность формирования и развития специализированных высокотехнологичных зон по отдельным группам регионов и возделываемым зерновым культурам в стране. Доказано, что их формирование и развитие – это закономерный и объективный процесс, присущий товарному производству, который усиливается по мере развития производительных сил и рыночных отношений, одновременно происходя под воздействием и взаимодействием сложного и разнонаправленного сочетания многих различных факторов пространственного развития зернового хозяйства, в числе которых в первую очередь следует отметить максимальное соответствие природных условий биологическим требованиям и особенностям возделывания каждой зерновой культуры, наиболее полное использование местных возможностей и производственных ресурсов. Основой выделения специализированной высокотехнологичной зоны являются материалы агроклиматического районирования и современные, с учетом использования достижений научно-технического прогресса, биоклиматические требования зерновой культуры к агротехническим условиям ее возделывания, а основными критериями – совокупность и благоприятность необходимых природных условий территории, ее экономические и производственные ресурсы. Для определения приоритетных направлений пространственного развития зернового хозяйства страны и роли ее отдельных регионов в системе территориально-отраслевого разделения труда можно использовать методический подход по обоснованию его пространственной организации, который основывается на совершенствовании существующих, формировании и развитии новых специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов зерна с учетом сложившихся экономических, агроэкономических и почвенно-климатических условий. Для этого важно разработать и реализовать долгосрочную схему размещения производства отдельных видов зерна, а также программу развития зернопродуктового подкомплекса страны, что вполне согласуется со многими ее директивными документами по функционированию отечественного агропромышленного комплекса и его отраслей.

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам обеспечения продовольственной безопасности, которая является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, основой сохранения ее суверенитета, важнейшей составляющей социально-экономической политики государства. Раскрыты основные принципы обеспечения продовольственной безопасности России в условиях современных вызовов и угроз. Изучены научные подходы различных авторов к экономическим категориям «механизм» и «экономический механизм». Дана авторская трактовка категории «экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности». Проведен анализ действующих инструментов обеспечения продовольственной независимости страны, а также экономической и физической доступности продовольствия. В настоящее время главными являются механизмы господдержки производства и переработки сельскохозяйственной продукции (в виде субсидирования), стимулирования инвестиционной деятельности, регулирования рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, администрируемые Минсельхозом России в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (Госпрограмма). В статье выявлены основные проблемы формирования экономического механизма по обеспечению продовольственной безопасности страны. Обоснована необходимость адаптации действующих инструментов с учетом глобальных вызовов и угроз, даны рекомендации по совершенствованию механизмов обеспечения продовольственной безопасности.

РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Успешная реализация государственной аграрной политики обеспечила внутренний рынок России пищевой продукцией различного назначения и теперь может решать и глобальные проблемы продовольственного обеспечения других стран, расширяя экспорт сельскохозяйственного сырья, рыбной и пищевой продукции. Сегодня российский экспорт сориентирован в основном на экспорт продукции глубокой переработки, что делает его более эффективным и конкурентоспособным, поднимает авторитет российских производителей на мировых рынках. Экспортный потенциал России при правильной организации управленческих решений может быть успешно реализован, а экспортные поставки российского продовольствия на зарубежные рынки могут успешно конкурировать с развитыми странами, обеспечивая пищевыми продуктами разные страны мира. Государству необходимо расширить свою деятельность по координации экспортных поставок на федеральном и региональном уровнях, повысить ответственность за принимаемые решения и тогда цели федерального проекта «Экспорт продукции АПК» будут достигнуты.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТЕХНИКОЙ И ЕЁ СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Статья посвящена изучению опыта организации обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой и её сервисного обслуживания в Кыргызской Республике и Республике Армения, которые являются странами, входящими в ЕАЭС. В статье проведено сравнение Кыргызской Республики и Республики Армения с Россией по следующим показателям: наличие производства сельскохозяйственной техники и зависимость от поставок импортной сельскохозяйственной техники; обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой и государственная поддержка, оказываемая в целях повышения обеспеченности такой сельскохозяйственной техникой; уровень организации сервисного обслуживания и виды межхозяйственного использования сельскохозяйственной техники. В результате проведенного анализа и экспертной оценки организации обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой и её сервисного обслуживания в Кыргызской Республике и Республике Армения выявлены основные направления решения данных проблем в этих республиках и возможность применения опыта этих стран в России.

РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СОВМЕСТНОМ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Статья посвящена рассмотрению вопросов макроэкономического управления размещением и специализацией отдельных подотраслей сельского хозяйства приграничного геостратегического Центрального макрорегиона Нечерноземной зоны России в контексте развитии общего агропродовольственного рынка в интеграционном процессе с Беларусью. Анализ состояния сотрудничества субъектов российско-белорусского приграничья показывает, что и те, и другие недостаточно используют логистическую близость для более эффективного управления специализацией и концентрацией сельскохозяйственного производства, поскольку показатели, характеризующие её не выше среднестрановых параметров. Одной из существенных особенностей функционирования белорусско-российского аграрного приграничья является радиационное загрязнение территорий рассматриваемых субъектов, что накладывает свой отпечаток на систему земледелия и ведения сельского хозяйства, требующие пристального макроэкономического управленческого вмешательства, недостаточного в настоящее время. Для изменения такого положения рекомендуется создать единый орган управления загрязненными территориями союзного государства, с формированием здесь своеобразной дезактивационной аграрной экономики. Разные результаты аграрного реформирования в России и Беларуси, в том числе на приграничных территориях, свидетельствуют о том, что в Беларуси выявляются, так называемые «точки опережающего роста», основу которых составляет социально-экономический механизм интеграционного характера. Когда аграрное производство товаров ряда отраслей достигло здесь экспортно-ориентированного уровня с вывозом этой продукции во все континенты мира. Такой научный макроэкономический подход является наглядным алгоритмом совершенствования управленческих отношений.

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МЕЛИОРАТИВНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Субсидирование аграрного производства в России основывается на государственном финансировании всех направлений. При этом для развития мелиоративного комплекса России в 2022 г. начала свою реализацию специальная государственная программа. Оптимальное распределение государственных субсидий между субъектами России имеет важное значение для повышения эффективности использования земельных угодий и мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение качества почвы. Кроме этого, применение государственного финансирования данного направления положительно влияет на результативность работы сельскохозяйственных организаций, так как увеличивает их финансовые возможности. В то же время целевой характер субсидирования и их ограниченность должны способствовать эффективному их использованию. Для этих целей представлена оценка нормативно-правовых актов, являющихся основой для развития мелиоративной отрасли и определяющих размер и направление субсидирования основных мероприятий. Проведенный анализ финансирования развития мелиоративной отрасли на примере ЦЧР и Белгородской области позволил определить положение каждой из областей по уровню субсидирования. При определении сумм финансирования мероприятий исходят из специфики региона и его специализации в аграрной сфере, уровня проблем с качественным составом и уровнем продуктивности сельскохозяйственных земель.

Векторы и ориентиры развития рынка плодов Центрального федерального округа

В статье, на основе проведенного анализа, выявлена существенная зависимость потребления фруктов и ягод в России от импортных поставок. Значительный рост производства за 2011-2021 гг. способствовал некоторому снижению объемов импорта. Однако отмечается, что отечественные объемы производства плодово-ягодной продукции все же не покрывают фактическое и рациональное потребление населением. В процессе исследования рассчитана структура производителей фруктов в России, выделены основные производители, обозначен их вклад в общероссийское производство. Рассмотрена структура производства плодов и ягод по их видам (семечковые, косточковые, ягоды, виноград), показаны их основные производители. В ходе анализа выделены лидеры производства в Центральном федеральном округе. Исследованием установлен рост потребления фруктов в России за период 2011-2021 гг. При этом наблюдается значительная дифференциация в потреблении плодово-ягодной продукции по регионам Центрального федерального округа. Расчетами установлен недостаточный уровень самообеспечения фруктами по стране в сравнении с установленным критерием в Доктрине продовольственной безопасности России, невысокая степень насыщения, высокая доля ввоза в товарном предложении, отрицательное сальдо ввоза-вывоза. Все это обосновывает необходимость поиска путей повышения результативности рынка плодов и ягод.