Статья подготовлена в рамках разработки темы ФАНО № 0569-2018-0042 «Усовершенствовать организационно-экономический механизм материально-технического обеспечения отраслей животноводства в условиях импортозамещения на ресурсных рынках». Система государственной поддержки сельского хозяйства находится в постоянном совершенствовании. Существенные изменения связаны с переходом с 2017 г. на предоставление субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса и льготное кредитование. Однако механизмы субсидирования товаропроизводителей продолжают оставаться малоэффективными, правила предоставления субсидий имеют отдельные недостатки при практическом применении, требуется корректировка механизмов распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Объёмы бюджетных ассигнований, выделяемые из федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства, недостаточны для стимулирования инвестиционной активности и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции. Основные риски для динамичного развития сельского хозяйства связаны с сокращением на 20172020 годы расходов федерального бюджета на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы (ред. от 13.12.2017) по сравнению с редакцией программы 2014г. на 369,8 млрд рублей или на 28,2‰. Проведен расчет необходимых объемов государственной поддержки молочного скотоводства на 2018-2020 годы с учётом достижения объёмов производства молока, предусмотренных государственной программой, и обеспечения условий воспроизводства в отрасли. Установлено, что необходимый объём субсидий на поддержку молочного скотоводства в 2018 г. должен составить 109,1 млрд руб., в т.ч. за счёт средств федерального бюджета - 70,9 млрд руб., что в 2,5 р. превышает объём бюджетных ассигнований, выделенных из федерального бюджета на поддержку молочного скотоводства в 2017г.
В настоящей статье затрагиваются проблемы повышения оперативности и эффективности принимаемых решений при управлении инновационными процессами агропромышленного комплекса с использованием экспертных систем поддержки принятия управленческих решений. Представлен механизм принятия управленческих решений в агропромышленном комплексе, на основе которого обоснована необходимость применения информационных систем поддержки Forecaster и принятие на их основе обоснованных решений по управлению деятельностью сельскохозяйственных предприятий, что является важным конкурентным преимуществом любой современной организации. Сделаны выводы о привлекательности использования экспертных систем поддержки принятия управленческих решений, которые позволяют спрогнозировать ситуацию и выбрать наилучший план действий при управлении инновационным развитием в АПК.
В статье рассматриваются основные вопросы возможности развития систем управления на уровне агропромышленного комплекса и сфере сельхозпроизводства Орловской области в пространстве цифровой экономики. Основное внимание уделено внутренним факторам проникновения инновационных технологий в региональные и локальные срезы народного хозяйства на уровне муниципальных образований. Внедрение цифровых технологий призвано стабилизировать взаимосвязи в системе АПК, оптимизировать затраты в сельскохозяйственном производстве, и в результате положительно сказаться на развитии агробизнеса в целом. Необходима устойчивая поддержка данных процессов институтами муниципальной власти.
Исследование посвящено федеральным и региональным косвенным мерам государственной поддержки технической и технологической модернизации кормовой базы животноводства в России. К таким мерам относятся: компенсация части затрат на транспортировку сельскохозяйственной продукции; несвязанная поддержка; субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение оросительных и осушительных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений и на проведение культуртехнических мероприятий; компенсация части затрат на энергоносители, приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений, оригинальных и элитных семян, кормов промышленного происхождения. В работе приведены данные: о федеральной поддержке, содержащиеся в принятых официальных документах - Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», федеральных целевых программах, постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхо-за России, Информационно-правового портала, ЗАО Крестьянские ведомости, Российской ассоциации производителей удобрений и Федеральной службы государственной статистики, а также материалы Всероссийского агрономического совещания, прошедшего в 2018 г. и Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2017 и 2018 годах.
В статье рассмотрены вопросы развития отрасли свиноводства РФ по формам хозяйствования в разрезе федеральных округов. Рассмотренная структура распределения произведенного мяса свиней по категориям хозяйств позволила отметить лидирующее положение крупных сельхозорганизаций. В качестве источника информационного материала использованы данные Экспертно-аналитического центра «Агробизнес» и официальной статистики. В данной работе представлены основные выводы структурного анализа свиноводства.
В статье дан обзор отечественного рынка производства и реализации продуктов пчеловодства, раскрыты возможности эффективного опыления пчелами энтомофильных культур России и их влияние на рост урожайности сельскохозяйственных культур. Приводятся результаты научных исследований, касающихся болезней и паразитов пчел, раскрываются причины массовой гибели пчел и распространения опасных болезней, которые влияют на качество меда. Даётся оценка системы управления отраслью со стороны государственных органов и обосновывается необходимость принятия закона «О пчеловодстве».
Наличие воды является определяющим фактором устойчивого развития сельского хозяйства. Глобальные изменения климата оказывают прямое и косвенное влияние на водообеспечение и водопользование в аграрном секторе, что, в свою очередь, сказывается на сельскохозяйственном производстве и, в конечном итоге, на мировой продовольственной безопасности. Изменение климата воздействует на состояние сельскохозяйственных угодий, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, причем это влияние по большей части носит негативный характер, хотя для различных регионов и стран степень воздействия различна. Для того, чтобы эффективно противостоять воздействию неблагоприятных климатических факторов, необходимо своевременно принимать меры адаптации, основным звеном которых должны стать стратегии устойчивого развития водного и сельского хозяйства.
Экономика агропромышленного комплекса страны в наше время должна базироваться на внедрении интенсивного метода расширения сельскохозяйственного производства, который зарекомендовал себя в качестве эффективного, повышающего ключевые показатели отрасли в хозяйственной деятельности на селе. Это важный процесс в развитии сельскохозяйственного производства, при котором мощность сельскохозяйственного производства повышается благодаря использованию прогрессивных методов, постоянно растущих и модернизирующихся [6]. Интенсификация, как основная форма расширенного воспроизводства, зависит от уровня интенсификации земледелия и осуществляется путем совершенствования системы ведения сельскохозяйственного производства в регионе. На ее основе происходит увеличение выхода продукции с единицы площади, повышение производительности труда и снижение издержек на единицу продукции. Интенсивный метод создает условия для непрерывного роста урожайности сельскохозяйственных культур, что приводит к более эффективному использованию ресурсов. Концентрация капитала на одной и той же единице земли дает увеличение объемов растениеводческой продукции в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий.
В статье рассматриваются особенности, характеризующие рабочее место в сельском хозяйстве, обусловленные спецификой отрасли в целом. В сельском хозяйстве потребность в технике (тракторах, сельскохозяйственных машинах и установках) и в рабочей силе должна рассчитываться одновременно с учетом имеющихся рабочих мест. Помимо этого периодически необходимо проводить аттестацию рабочих мест, в ходе которой оценивать их технико-технологический и организационно-экономический уровни, условия труда и техники безопасности, а также разрабатывать мероприятия по рационализации рабочих мест.
В статье обосновано значение маркетинга и определены условия формирования инфраструктуры агропродовольственного рынка, выделены ее функциональные подсистемы и факторы, обозначены направления совершенствования информационной подсистемы.