В статье обосновывается необходимость применения форсайт-технологий при стратегическом планировании социально-экономического развития сельских территорий на региональном уровне. Показана методология форсайта, которая используется как системный инструмент формирования и реализации стратегии развития сельских территорий. Рассмотрен алгоритм стратегического планирования социально-экономического развития сельских территорий региона на основе форсайт-технологий и механизм его реализации на муниципальном уровне. Характер муниципального форсайта определяется, с одной стороны, необходимостью учета интересов ключевых субъектов регионального развития и, с другой стороны, обусловлен обязательной взаимоувязкой стратегических приоритетов развития сельских территорий в долгосрочной перспективе. Обосновывается необходимость использования форсайт-технологий для разработки дорожной карты и стратегии развития сельских территорий Республики Башкортостан на период до 2030 года.
В данной статье проведен анализ системы управления АПК на муниципальном уровне, государственного, хозяйственно-экономического управления и местного (муниципального) самоуправления. Проводимые реорганизации структур управления на этих уровнях привели к резкому снижению качества управления в системе муниципального АПК. Поэтому развитие института управления на «низовом» муниципальном уровне является очень актуальным и без него нельзя успешно осуществлять аграрную реформу, в частности, обеспечить политическую и экономическую защиту свободы хозяйственной деятельности аграрных организаций различных форм собственности, соблюдение прав сельских предпринимателей, арендаторов, совладельцев и наемных работников организаций, а также эффективное их функционирование в новых экономических условиях. Противоречивость и неэффективность управления аграрной сферой экономики местным самоуправлением во многом объясняется неполнотой правового регулирования вопросов эффективной организации и деятельности муниципального (районного) АПК. Определены направления развития взаимодействия муниципального АПК на основе совершенствования системы управления государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления с хозяйствующими субъектами в сфере АПК муниципалитета. Намечены мероприятия по совершенствованию системы управления в сфере муниципального АПК и взаимодействия его субъектов в организационном и экономическом направлениях. Сформулирован комплекс мероприятий по повышению эффективности функционирования и развития объектов аграрных взаимоотношений в сфере АПК на муниципальном уровне.
В исследовании проанализировано состояние и функционирование системы продовольственной безопасности Пермского края, проведен стратегический анализ развития аграрной отрасли. Задача обеспечения продовольственной безопасности включает в себя стабильное продовольственное обеспечение населения, а также устойчивый рост объемов сельскохозяйственной продукции, обеспечивающих продовольственную независимость региона. В соответствии с проведенным анализом состояния и функционирования системы продовольственной безопасности Пермского края можно выделить следующие основные задачи ее развития на ближайшую перспективу: освоение внутреннего рынка сбыта за счет развития ресурсного потенциала отраслей сельского хозяйства; повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства и инновационного развития; привлечение квалифицированных специалистов в отрасль, повышение качества трудовых ресурсов. Необходимо разработать методику оценки продовольственной безопасности в регионе и скорректировать совокупность показателей для ее мониторинга. В данной статье рассмотрен проведенный комплексный анализ системы продовольственной безопасности Пермского края, учитывающий такие критерии как физическая, экономическая доступность, уровень независимости и самообеспеченности.
Преобразование экономических отношений в России, структурные изменения в различных отраслях экономики привели к серьезным кризисным процессам в сельском хозяйстве в целом, и в подотрасли животноводства, в частности. Результатом кризисных процессов в животноводстве стало значительное уменьшение поголовья сельскохозяйственных животных и резкое сокращение производства всех видов продукции отрасли. Необходимо заметить, что от эффективного развития животноводческой подотрасли во многом зависит жизненный уровень и благосостояние населения: структура и размер питания, потребление товаров и услуг, социальные условия жизни. Именно поэтому рентабельная животноводческая подотрасль и сельское хозяйство в целом являются основой для стабильной экономики страны. Этим можно объяснить интерес государства к ведению высокоразвитого сельского хозяйства и животноводческого комплекса в частности. Анализ животноводческой подотрасли и его оценка в условиях современной рыночной экономики ставят новые требования к созданию системы статистических показателей, полноте и достоверности информационной базы, обоснованию приемов и методов исследования, интерпретации получаемых результатов, качеству построенных моделей и надежности прогнозов. В этих условиях прогнозирование динамики производства продукции животноводства является актуальной задачей, которая имеет и теоретический, и практический интерес, поскольку государственным органам власти различного уровня важно иметь информацию о текущем состоянии подотрасли и перспективах ее развития. Это, прежде всего, необходимо для повышения эффективности функционирования животноводческой подотрасли как в регионах, так и в стране.
В статье анализируется производство зерна в динамике на фоне значительной волатильности валовых сборов и урожайности зерновых. Возросший экспорт зерна в закончившемся сельскохозяйственном сезоне 2017/2018 превысил объем предыдущего сезона в 1,5 раза. По экспорту пшеницы параметры оказались еще выше, и Россия по этому показателю второй раз в своей истории стала крупнейшим мировым экспортером. Указывается на введение правительством льготных тарифов на перевозку зерна железнодорожным транспортом, а также на начавшееся развитие экспортной инфраструктуры. Рассматриваются тенденции отправки зерна за рубеж, прежде всего, через порты Черного, а также Балтийского и Каспийского морей. По железным дорогам отгрузки зерна на экспорт значительно возрастали. Обращается внимание на формирование субрегиональных производственных зерновых кластеров в различных регионах. Представлен рейтинг крупнейших стран - импортеров российского зерна.
В статье рассматривается необходимость комплексного решения широкого круга вопросов,связанных с обоснованием приоритетных направлений развития птицеводства на основе инновационных процессов, являющихся эффективным инструментом для решения производственных, экономических и социальных проблем аграрной сферы экономики страны.
В последние годы происходят значительные изменения в регулировании деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК), которые существенным образом влияют на их текущую деятельность. Цель работы - на основе анализа и оценки доступности финансовых услуг в сельской местности обосновать и предложить меры, способствующие устойчивому развитию СКПК в современных условиях. В статье показан анализ данных Росстата, включая Всероссийскую сельскохозяйственную перепись 2016 г.,Банка России и личных наблюдений автора. В результате предложены актуальные меры, связанные с совершенствованием нормативно-правового обеспечения СКПК, их интеграцией в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы; созданием системы защиты сбережений членов кооперативов; поддержкой институтов развития(инфраструктуры) сельскохозяйственной кредитной кооперации.
Как показывает практика, одним из важных механизмов обеспечения социального и экономического развития сельских территорий выступает формирование системы сельскохозяйственной кооперации. Анализ изменения количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов в АПК России за 2010 -2017 гг. показывает высокую степень неравномерности их распределения по территориям субъектов РФ и Федеральным округам. К наиболее успешным регионам следует отнести Липецкую область, где сформирована трехуровневая система управления развитием кооперации на основе реализации областных целевых программ и функционирования институтов развития кооперации. В статье проведена оценка влияния мероприятий программы «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» на показатели деятельности сельскохозяйственных сбытовых, перерабатывающих и кредитных потребительских кооперативов, а также вклада кооперативов в реализацию продукции, произведенной малыми формами хозяйствования. В рамках исследования разработаны рекомендации по дополнительным мероприятиям, способствующим развитию логистических кооперативов второго уровня, созданию социальных и обслуживающих кооперативов, взаимодействию кооперативов с учебными учреждениями по вопросам подготовки кадров. В целом распространение опыта Липецкой области, может придать очередной импульс развитию кооперативного движения в сельской местности регионов России.
Актуальность темы настоящего исследования определяется необходимостью изучения, характеристики, анализа и оценки эффективности внедряемых аспектов цифровизации в практику розничной торговли продовольственныгми товарами. Целью настоящего исследования являлся анализ и оценка эффективности существующих элементов цифровизации, используемых основными участниками рынка продовольственной торговли потребительскими товарами. Среди основных участников данного рынка автор рассматривает торговые сети федерального и регионального уровня, Интернет операторов продовольственной розницы, нишевые продовольственные компании и агрологистических операторов. Автор пришел к выводу,что дальнейший рост объема рынка Интернет торговли в России будет происходить за счет активного участия в продажах продовольственной категории товаров. Внедрение в практику торговых бизнес-процессов адекватных цифровых технологий и инструментов способно оказать положительное влияние на повышение эффективности торговой деятельности в целом. К методам настоящего исследования относятся такие как группировка, систематизация и классификация.
Бедность в современной России является приоритетной социально-экономической проблемой,нуждающейся в углубленном исследовании в разрезе отдельных социально-демографических и социально-экономических групп социума, населения, проживающего в различных регионах, в городских и сельских поселениях. При этом наряду с официальной оценкой уровня бедности, основанной на сравнении среднедушевых денежных доходов домохозяйства с величиной прожиточного минимума, определенной как черта бедности,необходимо использование других методических подходов, широко применяемых в международной практике:относительного метода, основанного на оценке соответствия доходов или расходов населения их медианным значениям в стране, метода материальных лишений (деприваций), метода Энгеля, определяющего уровень бедности по доле расходов домохозяйства на питание, субъективного метода, предусматривающего самооценку респондентами своего материального положения. Это позволит повысить обоснованность и эффективность принимаемых федеральными, региональными и местными органами власти управленческих решений в области занятости населения, заработной платы, пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми и других социально уязвимых слоев населения, инвестиционной, кредитной, налоговой политики, направленных на повышение материального достатка российских граждан и снижение рисков скатывания в бедность. Результаты многомерного сравнительного анализа распространения бедности в городских и сельских поселениях, несмотря на неоднозначные оценки, свидетельствуют о локализации российской бедности на сельских территориях, что требует разработки целенаправленных первоочередных мер по решению этой проблемы в сельских поселениях.