Яндекс.Метрика

Формирование стратегии управления оборотным капиталом в сельскохозяйственных организациях

В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности сельхозорганизации сталкиваются с проблемой формирования и функционирования оборотного капитала, участвующего в агробизнесе, что требует поиска стратегических подходов в построении систем управления оборотными фондами. В статье приводятся основные критерии к разработке стратегии управления оборотным капиталом на различных стадиях производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций.Выделены подходы к управлению капиталом на основе построения цепочек планирования и целевых установок для принятия решений в системе управления. Сформулированы основные этапы принятия стратегических решений, а также построена модель системы управления, на основе элементов прогнозирования в сельскохозяйственных организациях.

О результатах предпринимательской деятельности сельхозорганизаций орловской области в периоды реализации госпрограмм развития сельского хозяйства

Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции среди субъектов аграрного предпринимательства являются сегодня сельхозорганизации (СХО). Это стало возможным благодаря ратификации положительной мотивации их предпринимательской деятельности со стороны государства в ходе реализации программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и на 2013-2020 гг. (Госпрограмм), которые позволили сельскохозяйственным организациям коренным образом изменить свое хозяйственное поведение: модифициро-вать характер управления агробизнесом, повысить финансовую ответственность за его результаты, более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта продукции,отладить процесс технико-технологического перевооружения, освоить актуальные профессии, найти новые подходы к людям, к их запросам, а самое главное - выработать стратегию и тактику по созданию условий для расширенного воспроизводства, интенсификации производственных процессов, повышения эффективности коммерческой деятельности. Чтобы удержать достигнутые положительные результаты на долгосрочный период, сельскохозяйственным организациям необходим наиболее конструктивный подход к эффективному регулированию процесса предпринимательства, адекватный сложившимся условиям хозяйствования.

Особенности становления понятийного аппарата в сфере агротуризма

В статье сформулированы проблемы развития аграрных территорий России. Высказана гипотеза, что агротуризм может стать драйвером формирования человеческого капитала, толчком к повышению освоенности сельских территорий, обеспечивая условия как для развития агропромышленного комплекса,так и для расширения рынков сбыта продуктов и услуг производителей в сельской местности. Исследованы существующие подходы по формированию понятийного аппарата, изучаемого явления, предложено авторское определения агротуризма. Определены направления создания турпродукта с использованием термина«агротуризм». Сделан вывод, что исследуемый вид туризма в Российской Федерации находится на начальной ступени своего развития. Охарактеризован спектр причин, способствующих развитию агротуризма и повышению спроса на него со стороны отечественных туристов.

Перспективы и тенденции развития рынка научно-технической продукции аграрного сектора в государствах-членах еаэс

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время агропромышленный комплекс государств-членов ЕАЭС находится перед системным вызовом, обуславливающим необходимость обновления технической, технологической и научно-информационной базы агропромышленного комплекса на качественно новой инновационной основе, которая позволит решить проблемы продовольственной безопасности, здорового питания населения и рационального природопользования. Следовательно, целью настоящей работы явилось исследование современного состояния инновационного развития аграрного сектора стран Союза и его роль в построении и развитии единого рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС, как важнейшего экономического механизма, обеспечивающего актуализацию, разработку, коммерциализацию и использование в сельскохозяйственном производстве создаваемых в сфере науки результатов научно-технической деятельности. Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития рынка научно-технической продукции. В статье представлено авторское определение рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса; определены общие причины низкого инновационного развития аграрной отрасли; рассмотрено современное состояние инновационного развития аграрного сектора стран Союза; рассмотрены нормативно-правовые документы (программы, стратегии), принятые в странах ЕАЭС, характеризующие дальнейшее инновационное развитие агропромышленного комплекса;сформулированы основные направления организационно-экономического механизма создания и развития рынка научно-технической продукции сельского хозяйства, которые будут являться общими для всех стран Союза.

Зарубежный опыт использования средств цифровой экономики местными органами самоуправления в аграрном секторе

В связи с утверждением государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2035 года, и завершением разработки в 2018 г. отраслевой подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство», Минсельхозу России и органам управления всех иерархических уровней предстоит большая работа по созданию новых систем управления, цель которых переход от управления «в режиме пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков, что позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для снижения себестоимости сельхозпродукции за счет цифровых бизнес-проектов в хозяйствах, обеспечить прозрачность рынков для потребителей [1]. Вместе с тем, текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную озабоченность из-за отсутствия достаточного количества ИТ-специалистов, недостатка научно-практических знаний по инновационным агротехнологиям и методологии, отсутствия глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию на мировом рынке, неразвитости логистики и другим причинам. Лишь небольшое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают необходимыми финансовыми ресурсами для закупки новой техники, использования ИТ-технологий и управленческих платформ. По данным Росстата, в 2017 г. инвестиции в ИТ-технологии в нашей стране составили 0,85 млрд руб. или 0,2 ‰ от суммы инвестиций во всех отраслях России [15]. Актуальность исследования зарубежного опыта использования местными органами самоуправления (на муниципальном уровне и в фермерских хозяйствах) обусловлена возможностью адаптации некоторых его элементов к российским условиям, что будет способствовать ускорению выполнения государственной и отраслевой программ по цифровой экономике. Целью работы является анализ состояния местных органов самоуправления аграрными секторами США, Китая, Франции, Германиии других стран и их подходов при внедрении и использовании средств цифровой экономики в аграрном производстве. При изложении результатов исследования использовался метод экономико-статистического анализа совокупности показателей наличия и цифровизации управленческой деятельности органов самоуправления за рубежом.