В процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности сельхозорганизации сталкиваются с проблемой формирования и функционирования оборотного капитала, участвующего в агробизнесе, что требует поиска стратегических подходов в построении систем управления оборотными фондами. В статье приводятся основные критерии к разработке стратегии управления оборотным капиталом на различных стадиях производственно-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций.Выделены подходы к управлению капиталом на основе построения цепочек планирования и целевых установок для принятия решений в системе управления. Сформулированы основные этапы принятия стратегических решений, а также построена модель системы управления, на основе элементов прогнозирования в сельскохозяйственных организациях.
Основными производителями товарной сельскохозяйственной продукции среди субъектов аграрного предпринимательства являются сегодня сельхозорганизации (СХО). Это стало возможным благодаря ратификации положительной мотивации их предпринимательской деятельности со стороны государства в ходе реализации программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 и на 2013-2020 гг. (Госпрограмм), которые позволили сельскохозяйственным организациям коренным образом изменить свое хозяйственное поведение: модифициро-вать характер управления агробизнесом, повысить финансовую ответственность за его результаты, более адекватно реагировать на рыночные сигналы, учитывать спрос, искать выгодные каналы сбыта продукции,отладить процесс технико-технологического перевооружения, освоить актуальные профессии, найти новые подходы к людям, к их запросам, а самое главное - выработать стратегию и тактику по созданию условий для расширенного воспроизводства, интенсификации производственных процессов, повышения эффективности коммерческой деятельности. Чтобы удержать достигнутые положительные результаты на долгосрочный период, сельскохозяйственным организациям необходим наиболее конструктивный подход к эффективному регулированию процесса предпринимательства, адекватный сложившимся условиям хозяйствования.
В статье обоснована необходимость совершенствования организационно-экономического механизма эффективного функционирования малых форм хозяйствования в АПК. Проанализирован их вклад в продовольственное обеспечение населения.
Статья посвящена актуальной проблеме учета фактора изменения климата при формировании стратегии научно-технологического развития АПК в долгосрочной временной перспективе. Предлагаемая методология исходит из оценки дифференциальных эффектов, возникающих в процессе технологического развития аграрного сектора экономики по сравнению с инерционным вариантом прогноза. Выбор стратегии или их сочетания базируется на оценках по критериям коммерческой, бюджетной, социальной, экономической и экологической эффективностей.
В статье сформулированы проблемы развития аграрных территорий России. Высказана гипотеза, что агротуризм может стать драйвером формирования человеческого капитала, толчком к повышению освоенности сельских территорий, обеспечивая условия как для развития агропромышленного комплекса,так и для расширения рынков сбыта продуктов и услуг производителей в сельской местности. Исследованы существующие подходы по формированию понятийного аппарата, изучаемого явления, предложено авторское определения агротуризма. Определены направления создания турпродукта с использованием термина«агротуризм». Сделан вывод, что исследуемый вид туризма в Российской Федерации находится на начальной ступени своего развития. Охарактеризован спектр причин, способствующих развитию агротуризма и повышению спроса на него со стороны отечественных туристов.
В статье рассматриваются основные направления развития социально-экономического мониторинга рынка продукции органического сельского хозяйства. Особое внимание при этом уделено информации и методологии анализа развития социально-экономических процессов и явлений, их измерения, экономико-статистического анализа, моделирования и прогнозирования системы статистических наблюдений и обработки данных.
В статье проанализировано, как используемые механизмы государственного регулирования отражаются на продовольственной безопасности РФ. Проведен краткий исторический обзор государственного регулирования сельскохозяйственного производства в России. Проанализированы правовые основы и основные инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в РФ на современном этапе, а также структура расходов средств Федерального бюджета на подпрограммы государственной поддержки сельского хозяйства.
В статье раскрываются подходы к практической реализации Стратегии эффективного партнерства государства и бизнеса в сфере аграрного рынка ЕАЭС. Предлагаются модели стратегического партнерства государства и бизнеса. Дается оценка его эффективности и особенностей построения на аграрном рынке ЕАЭС.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время агропромышленный комплекс государств-членов ЕАЭС находится перед системным вызовом, обуславливающим необходимость обновления технической, технологической и научно-информационной базы агропромышленного комплекса на качественно новой инновационной основе, которая позволит решить проблемы продовольственной безопасности, здорового питания населения и рационального природопользования. Следовательно, целью настоящей работы явилось исследование современного состояния инновационного развития аграрного сектора стран Союза и его роль в построении и развитии единого рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса государств-членов ЕАЭС, как важнейшего экономического механизма, обеспечивающего актуализацию, разработку, коммерциализацию и использование в сельскохозяйственном производстве создаваемых в сфере науки результатов научно-технической деятельности. Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития рынка научно-технической продукции. В статье представлено авторское определение рынка научно-технической продукции агропромышленного комплекса; определены общие причины низкого инновационного развития аграрной отрасли; рассмотрено современное состояние инновационного развития аграрного сектора стран Союза; рассмотрены нормативно-правовые документы (программы, стратегии), принятые в странах ЕАЭС, характеризующие дальнейшее инновационное развитие агропромышленного комплекса;сформулированы основные направления организационно-экономического механизма создания и развития рынка научно-технической продукции сельского хозяйства, которые будут являться общими для всех стран Союза.
В связи с утверждением государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2035 года, и завершением разработки в 2018 г. отраслевой подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство», Минсельхозу России и органам управления всех иерархических уровней предстоит большая работа по созданию новых систем управления, цель которых переход от управления «в режиме пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков, что позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для снижения себестоимости сельхозпродукции за счет цифровых бизнес-проектов в хозяйствах, обеспечить прозрачность рынков для потребителей [1]. Вместе с тем, текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную озабоченность из-за отсутствия достаточного количества ИТ-специалистов, недостатка научно-практических знаний по инновационным агротехнологиям и методологии, отсутствия глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию на мировом рынке, неразвитости логистики и другим причинам. Лишь небольшое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают необходимыми финансовыми ресурсами для закупки новой техники, использования ИТ-технологий и управленческих платформ. По данным Росстата, в 2017 г. инвестиции в ИТ-технологии в нашей стране составили 0,85 млрд руб. или 0,2 ‰ от суммы инвестиций во всех отраслях России [15]. Актуальность исследования зарубежного опыта использования местными органами самоуправления (на муниципальном уровне и в фермерских хозяйствах) обусловлена возможностью адаптации некоторых его элементов к российским условиям, что будет способствовать ускорению выполнения государственной и отраслевой программ по цифровой экономике. Целью работы является анализ состояния местных органов самоуправления аграрными секторами США, Китая, Франции, Германиии других стран и их подходов при внедрении и использовании средств цифровой экономики в аграрном производстве. При изложении результатов исследования использовался метод экономико-статистического анализа совокупности показателей наличия и цифровизации управленческой деятельности органов самоуправления за рубежом.