В статье дана оценка налоговой нагрузке в аграрном секторе экономики и ее влиянию на финансовое состояние сельхозпроизводителей. Рассмотрены системы налогообложения в сельском хозяйстве и даны перспективы их дальнейшего развития, оценена эффективность применения каждой из действующих систем налогообложения применительно к сельскому хозяйству, затронуты основные направления изменения в налогообложении и дана оценка влияния этих изменений на сельское хозяйство. Намечены пути повышения эффективности сельского хозяйства за счет оптимизации налогообложения и грамотной налоговой политики.
В статье показана роль и значение кооперации в совершенствовании системы управления агропромышленным комплексом муниципального района, укреплении экономики сельского хозяйства на районном и поселенческом уровнях, создании благоприятных условий для устойчивого развития сельских территорий. Определены необходимость и значение в современных условиях активного участия муниципальных властей в организации сельскохозяйственной кооперации. Исследованы особенности организации и развития различных видов сельскохозяйственных кооперативов. Подчеркнута необходимость государственной поддержки сельхозкооперации на начальной стадии организации.
В данной статье рассмотрены факторы устойчивого социально-экономического развития АПК в условиях вступления России в эпоху цифровой экономики. Проанализирована обозначенная Правительством Российской Федерации задача обеспечения продовольственной безопасности, которая может быть достигнута за счет достижения модернизации агропромышленного комплекса, увеличения эффективности государственной поддержки сельхозорганизаций. Авторами выделены основные реалии развития агропромышленного комплекса, изучены основные направления информационного обеспечения на примере аграрного сектора экономики, выявлены первопричины замедления инновационного развития сельского хозяйства в России, подробно рассмотрены особенности использования информационных технологий в АПК. Описана структура государственных расходов консолидированного бюджета Новосибирской области, включающая в себя удельный вес расходов на технологические инновации. Указано влияние инновационного производства на продовольственную безопасность государства.
Данная статья посвящена изучению проблем технологического развития отрасли сельского хозяйства и экономической оценке его уровня. С помощью корреляционного анализа проведено исследование значений производительности труда с другими экономическими показателями, отражающими происходящие изменения в технологиях производственной деятельности сельскохозяйственных организаций. Доказывается тот факт, что производительность труда является основным критерием при проведении экономической оценки технологического развития сельскохозяйственного производства.
В работе дана оценка современному состоянию потенциала сельского хозяйства Орловской области. Рассмотрена организационно-функциональная структура основного ведомства, отвечающего за реализацию государственной политики в сфере развития АПК региона - Департамента сельского хозяйства. Представлена и обоснованная система мотивации, основанная на методике оценки эффективности и результативности деятельности руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области. Она представляет собой алгоритм оценочных технологий, процедур и методов, которые позволят получить быструю оценку профессиональной деятельности, а также содержит порядок организации и проведения комплексной оценки и учет результатов оценки в деятельности в системе материального стимулирования труда. Предложена система материальной мотивации руководителя Департамента сельского хозяйства, способствующая реализации стратегических задач по развитию региона и установлению связи между эффективностью их деятельности по развитию АПК региона и системой мотивации и стимулирования их труда.
В статье рассмотрены аспекты развития производства мяса говядины в сельскохозяйственных предприятиях Республики Таджикистан.
Сельское хозяйство Республики Молдова продолжает оставаться одним из основных секторов экономической деятельности и является источником основного дохода для значительной части населения страны. Молдову принято считать аграрной страной, однако сельскохозяйственный потенциал республики эффективно не используется. Политические и организационно-экономические преобразования последних лет не привели к серьезным изменениям в сельскохозяйственном комплексе, к улучшению финансово-экономического положения сельских товаропроизводителей, несмотря на полученный в 2016 году максимальный сбор зерновых (530 тыс. тонн). Одним из основных результатов аграрной реформы считается появление большого числа индивидуальных фермерских хозяйств и различных форм сельскохозяйственных предприятий кооперативного типа. Положительный эффект этих изменений заключается в формировании конкурентной среды в аграрном секторе, которая способствует выявлению самых эффективных производителей и ведет к росту эффективности сельскохозяйственного производства в целом.
В статье обоснована целесообразность совершенствования формата государственной программы развития сельского хозяйства, а также методика ее подготовки и оценка выполнения. Необходимость этого вызвана многими факторами: в реализации госпрограммы участвуют органы власти и хозяйствующие субъекты, что требует четкого обозначения роли и ответственности сторон; решающая роль в выполнении плановых показателей принадлежит правилам игры, однако в госпрограмме не предусмотрена полноценная система мер по их оптимизации; плановые показатели госпрограммы должным образом не привязаны к потенциалу сельских территорий; методика оценки выполнения госпрограммы не предусматривает принятие мер наказания в отношении лиц, не обеспечивших достижение плановых показателей и т.д. Отмечено, что странам, занимающим лидирующие позиции в сфере сельской экономики и качества жизни сельского населения, удалось достичь высоких результатов лишь после замены отраслевой модели развития сельских территорий на территориальную, предполагающую рассмотрение и решение проблем села в едином комплексе. Исходя из этого, сделан вывод о том, что рост эффективности и конкурентоспособности сельского хозяйства в госпрограмме должен рассматриваться лишь как одно из условий социально-экономического развития села. Даны предложения, направленные на совершенствование формата, методики разработки и оценки выполнения государственных программ развития сельского хозяйства.
В статье обосновано, что принятие решений об оказании регионам государственной поддержки следует осуществлять на основе анализа динамики конкурентоспособности территорий. Предложена методика расчета интегрального показателя конкурентоспособности регионов, в том числе обоснован выбор и определен вес потенциалов, характеризующих сельскохозяйственную специализацию. Дана оценка динамики конкурентоспособности регионов Южного федерального округа в 2008-2016 гг., показавшая, что перспективы их устойчивого развития в значительной степени обусловлены потенциалом реализации внутренних источников экономического роста, в качестве которых выступает сельскохозяйственный комплекс регионов. На основе проведенных расчетов составлен рейтинг регионов Южного федерального округа по интегральному показателю конкурентоспособности. Выделены три группы регионов по специфике реализации потенциала регионального сельскохозяйственного комплекса: центры экспорта продовольствия; центры роста сельскохозяйственного производства; центры обеспечения внутреннего спроса. Для каждой группы территорий разработаны приоритетные направления дифференцированной региональной политики, обеспечивающей превращение регионов с сельскохозяйственной специализацией в центры экономического роста,осуществляющие значительный вклад в социально-экономическое развитие Южного федерального округа и Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий пространственного развития России и ее субъектов, а также государственных программ, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности регионов с сельскохозяйственной специализацией.
В данном исследовании предпринята попытка типологизации муниципальных районов Орловской области для целей поиска вектора их развития и совершенствования систем управления функционирования территорий. Выявлены административно-территориальные аспекты в развитии муниципальных районов Орловской области. Представлены основные социально-экономические показатели развития муниципальных образований в Орловской области с одновременной оценкой динамики численности работников, занятых в аграрной сфере. Определены направления индикативной оценки развития муниципальных образований, а также система показателей оценки устойчивого развития и уровня жизни населения в сельских территориях. На базе построенной матрицы индикаторов развития сельских территорий произведен расчет их интегрального агрегированного показателя, на основе которого произведено ранжирование муниципальных районов Орловской области по типу развития сельских территорий и уровню жизни населения для поиска на-правлений усиления работы управления муниципальными образованиями, обеспечивающих равномерное региональное развитие.