Обеспечение глобальной продовольственной безопасности и выполнение целей устойчивого развития (ЦУР) требует комплексного подхода и объединения усилий в этой сфере всех заинтересованных сторон. Стратегической целью таких организаций как ФАО и МФСР является планомерная борьба с голодом и стабильным недоеданием во всех мировых регионах. В рамках своих стратегий данные организации осуществляют финансовую, техническую, консультационную помощь развивающимся странам, где эти проблемы стоят наиболее остро. Одним из основных направлений их деятельности является стимулирование инновационной деятельности в аграрном секторе стран, с которыми они сотрудничают. Россия, являясь членом данных организаций, вносит свой вклад в устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, борьбу с глобальной проблемой голода.
Проведен анализ современного состояния наиболее важных отраслей сельского хозяйства Бразилии, представлена товарная структура экспорта сельскохозяйственной продукции, указаны факторы, оказывающие влияние на развитие агропродовольственного сектора страны. Проведена оценка вклада Бразилии в обеспечение мировой продовольственной безопасности. Сельское хозяйство Бразилии на современном этапе развития - наукоемкая отрасль с высоким потенциалом, которая способна оказать положительное воздействие на всю экономику страны.
За период действия специальных налоговых режимов произошла существенная трансформация налоговых льгот, условий и сферы их применения. Налоговые преференции при применении единого сельхозналога сравнялись с общим режимом, предусмотренным для сельхозтоваропроизводителей. Сельхозтоваропроизводители (СХТ) при выборе налогообложения должны сопоставлять фактические показатели с критериями, установленными для конкретного налогового режима и определять целесообразность его применения. Специальные налоговые режимы (СНР), за некоторым исключением, ориентированы для применения субъектами малого и среднего предпринимательства. В аграрной сфере, прежде всего в сельском хозяйстве, преимущественное развитие получили два режима: общий для СХТ и специальный - ЕСХН. В связи с расширением зоны действия ЕСХН и введением уплаты НДС усиливается влияние налогового фактора на финансовые результаты хозяйствующих субъектов.
В работе уделено внимание проблемам размещения и специализации сельскохозяйственного производства в аспекте реализации Стратегии пространственного развития России. Проанализированы взаимодействия Стратегии с другими нормативно-правовыми документами регламентирующими пространственное развитие регионов и стратегическое планирование. Определено пространственное деление России на макрорегионы в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. На основе общих принципов пространственного развития Российской Федерации, указанными в Стратегии, были разработаны основные принципы размещения и специализации сельскохозяйственного производства. Произведена группировка регионов России по принципу отнесения отраслей сельскохозяйственного производства к перспективной эффективной экономической специализации и отраслям неэффективной специализации, но критически важным для экономики регионов. Определены основные приоритеты государственной поддержки и результаты развития эффективных отраслей сельскохозяйственного производства в аспектах экономической специализации субъектов Российской федерации.
Сохраняющиеся дисбалансы в развитии агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса указывают на низкий уровень планирования как в производстве продукции, так и в ее продвижении на внутренние и внешние рынки. В статье раскрывается одно из основных направлений решения данной проблемы -развитие экспорта продукции на мировые рынки продовольствия. На основе исследования внутреннего и внешних рынков аграрной и рыбной продукции выявлены причины, сдерживающие развитие отрасли, в том числе экспортно-сырьевой режим работы. Подчеркивается необходимость: проведения активной экспортной политики, включая преференции создания конкурентных преимуществ на перспективные для российских производителей рынки по примеру крупнейших стран-экспортеров сельскохозяйственной и рыбной продукции, пользующихся режимами наибольшего благоприятствования при экспорте своей продукции, что дает им дополнительные конкурентные преимущества; развития инфраструктуры рынка рыбы и рыбной продукции; разработки методической базы по контролю качества рыбы и рыбной продукции. Государственное участие в решении этого вопроса, по мнению автора, может быть реализовано путем установления тарифных квот на экспорт рыбной продукции и изменения механизма распределения квот на добычу водных биологических ресурсов.
В научной статье рассмотрены базовые принципы, методы и подходы к системе организации, управления и планирования формирующего развития отечественного мясопродуктового подкомплекса. Особый акцент был сделан на изучение структурированности и организацию межхозяйственных связей, а также уровней взаимодействия хозяйствующих субъектов различных отраслевых секторов подкомплекса. Было установлено, что современный народно-хозяйственный комплекс страны имеет весьма сложную и многоуровневую структуру. Его содержательная часть включает большое количество предприятий, отраслей и комплексов. Теме не менее, стоит отметить, что во всем имеющемся многообразии хозяйствующих субъектов экстраординарную роль играет именно сельское хозяйство и перерабатывающий сектор. Данные отраслевые сегменты призваны выполнять концептуальную роль в обеспечении населения продуктами питания, продовольствием и сельскохозяйственным сырьем в необходимом количестве и требуемого качества. Как доказывает практика исследований, данная установка и в ретроспективе, и в текущий момент, и в перспективном будущем является ключевым критерием обеспечения национальной безопасности РФ.
В статье рассматриваются проблемы развития отечественного мясного птицеводства на основе технико-технологической модернизации. Проанализирована динамика количества новых, модернизированных и реконструированных объектов птицеводства и оценены объемы прироста производства птицы на убой на этих предприятиях. Оценено влияние модернизационных процессов на формирование рынка мяса птицы. Предложены меры государственной поддержки в части модернизации отрасли, реализация которых, по мнению автора, будет способствовать достижению полного обеспечения внутреннего рынка птицепродуктов и превращение подотрасли в экспортно ориентированный бизнес.
Интенсивный рост посевных площадей сои в России привел к активизации интервенции иностранных компаний на отраслевой рынок семян сои, что уже в ближайшей перспективе может негативно сказаться на развитии российского соевого рынка. Проникновение сортов культуры иностранных фирм усиливается и тем, что они не только поставляют готовые семена, но и занимаются промышленным семеноводством на территории нашей страны. Несмотря на имеющиеся проблемы внутреннего и внешнего характера, селекционно-семеноводческое звено осуществляет бесперебойные поставки на рынок семян высокотехнологичных конкурентоспособных сортов сои.
Исследование посвящено государственной поддержке перехода сельхозмашин на газомоторное топливо как одного из направлений повышения энергетической эффективности в процессах производства агропродовольственной продукции в России. Рассмотрены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по инвестиционному кредиту и приобретение через механизм федерального лизинга машин, работающих на компримированном природном газе; вопросы развития рынка газомоторного топлива для сельхозтоваропроизводителей; региональный опыт перехода сельхозтехники на газомоторное топливо. Представлены данные о результатах перехода на компримированный природный и сжиженный углеводородный газ сельхозтехники на данный период времени. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», АО «Росагролизинг», Ассоциации «Росспецмаш», ТАСС, ЗАО Крестьянские ведомости.
В работе предпринимается попытка провести анализ использования земельных долей их собственниками с использованием анкетирования, обобщения полученной информации.