Яндекс.Метрика

Влияние цифровизации на формирование человеческого капитала в сельском хозяйстве

В данной статье рассмотрены факторы устойчивого социально-экономического развития АПК в условиях вступления России в эпоху цифровой экономики. Проанализирована обозначенная Правительством Российской Федерации задача обеспечения продовольственной безопасности, которая может быть достигнута за счет достижения модернизации агропромышленного комплекса, увеличения эффективности государственной поддержки сельхозорганизаций. Авторами выделены основные реалии развития агропромышленного комплекса, изучены основные направления информационного обеспечения на примере аграрного сектора экономики, выявлены первопричины замедления инновационного развития сельского хозяйства в России, подробно рассмотрены особенности использования информационных технологий в АПК. Описана структура государственных расходов консолидированного бюджета Новосибирской области, включающая в себя удельный вес расходов на технологические инновации. Указано влияние инновационного производства на продовольственную безопасность государства.

Совершенствование системы мотивации в управлении апк региона

В работе дана оценка современному состоянию потенциала сельского хозяйства Орловской области. Рассмотрена организационно-функциональная структура основного ведомства, отвечающего за реализацию государственной политики в сфере развития АПК региона - Департамента сельского хозяйства. Представлена и обоснованная система мотивации, основанная на методике оценки эффективности и результативности деятельности руководителя Департамента сельского хозяйства Орловской области. Она представляет собой алгоритм оценочных технологий, процедур и методов, которые позволят получить быструю оценку профессиональной деятельности, а также содержит порядок организации и проведения комплексной оценки и учет результатов оценки в деятельности в системе материального стимулирования труда. Предложена система материальной мотивации руководителя Департамента сельского хозяйства, способствующая реализации стратегических задач по развитию региона и установлению связи между эффективностью их деятельности по развитию АПК региона и системой мотивации и стимулирования их труда.

Особенности аграрной политики республики молдова

Сельское хозяйство Республики Молдова продолжает оставаться одним из основных секторов экономической деятельности и является источником основного дохода для значительной части населения страны. Молдову принято считать аграрной страной, однако сельскохозяйственный потенциал республики эффективно не используется. Политические и организационно-экономические преобразования последних лет не привели к серьезным изменениям в сельскохозяйственном комплексе, к улучшению финансово-экономического положения сельских товаропроизводителей, несмотря на полученный в 2016 году максимальный сбор зерновых (530 тыс. тонн). Одним из основных результатов аграрной реформы считается появление большого числа индивидуальных фермерских хозяйств и различных форм сельскохозяйственных предприятий кооперативного типа. Положительный эффект этих изменений заключается в формировании конкурентной среды в аграрном секторе, которая способствует выявлению самых эффективных производителей и ведет к росту эффективности сельскохозяйственного производства в целом.

Формат госпрограммы развития сельского хозяйства нуждается в корректировке

В статье обоснована целесообразность совершенствования формата государственной программы развития сельского хозяйства, а также методика ее подготовки и оценка выполнения. Необходимость этого вызвана многими факторами: в реализации госпрограммы участвуют органы власти и хозяйствующие субъекты, что требует четкого обозначения роли и ответственности сторон; решающая роль в выполнении плановых показателей принадлежит правилам игры, однако в госпрограмме не предусмотрена полноценная система мер по их оптимизации; плановые показатели госпрограммы должным образом не привязаны к потенциалу сельских территорий; методика оценки выполнения госпрограммы не предусматривает принятие мер наказания в отношении лиц, не обеспечивших достижение плановых показателей и т.д. Отмечено, что странам, занимающим лидирующие позиции в сфере сельской экономики и качества жизни сельского населения, удалось достичь высоких результатов лишь после замены отраслевой модели развития сельских территорий на территориальную, предполагающую рассмотрение и решение проблем села в едином комплексе. Исходя из этого, сделан вывод о том, что рост эффективности и конкурентоспособности сельского хозяйства в госпрограмме должен рассматриваться лишь как одно из условий социально-экономического развития села. Даны предложения, направленные на совершенствование формата, методики разработки и оценки выполнения государственных программ развития сельского хозяйства.

Оценка конкурентоспособности регионов с сельскохозяйственной специализацией (на примере южного федерального округа)

В статье обосновано, что принятие решений об оказании регионам государственной поддержки следует осуществлять на основе анализа динамики конкурентоспособности территорий. Предложена методика расчета интегрального показателя конкурентоспособности регионов, в том числе обоснован выбор и определен вес потенциалов, характеризующих сельскохозяйственную специализацию. Дана оценка динамики конкурентоспособности регионов Южного федерального округа в 2008-2016 гг., показавшая, что перспективы их устойчивого развития в значительной степени обусловлены потенциалом реализации внутренних источников экономического роста, в качестве которых выступает сельскохозяйственный комплекс регионов. На основе проведенных расчетов составлен рейтинг регионов Южного федерального округа по интегральному показателю конкурентоспособности. Выделены три группы регионов по специфике реализации потенциала регионального сельскохозяйственного комплекса: центры экспорта продовольствия; центры роста сельскохозяйственного производства; центры обеспечения внутреннего спроса. Для каждой группы территорий разработаны приоритетные направления дифференцированной региональной политики, обеспечивающей превращение регионов с сельскохозяйственной специализацией в центры экономического роста,осуществляющие значительный вклад в социально-экономическое развитие Южного федерального округа и Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий пространственного развития России и ее субъектов, а также государственных программ, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности регионов с сельскохозяйственной специализацией.

Оценка развития сельских муниципальных образований в орловской области

В данном исследовании предпринята попытка типологизации муниципальных районов Орловской области для целей поиска вектора их развития и совершенствования систем управления функционирования территорий. Выявлены административно-территориальные аспекты в развитии муниципальных районов Орловской области. Представлены основные социально-экономические показатели развития муниципальных образований в Орловской области с одновременной оценкой динамики численности работников, занятых в аграрной сфере. Определены направления индикативной оценки развития муниципальных образований, а также система показателей оценки устойчивого развития и уровня жизни населения в сельских территориях. На базе построенной матрицы индикаторов развития сельских территорий произведен расчет их интегрального агрегированного показателя, на основе которого произведено ранжирование муниципальных районов Орловской области по типу развития сельских территорий и уровню жизни населения для поиска на-правлений усиления работы управления муниципальными образованиями, обеспечивающих равномерное региональное развитие.