Яндекс.Метрика

Адаптация стандартов достойной заработной платы в системе организации оплаты труда сельскохозяйственных работников

В статье рассматривается содержание и роль Стандартов достойной заработной платы работников сельского хозяйства в повышении доходности их труда в свете реализации концепции Достойный труд. Автором проводится анализ и оценка адаптации указанных стандартов в нормативно-правовых документах по социально-трудовым отношениям. В работе особое внимание уделяется порядку установления минимального уровня оплаты труда (МРОТ), как основного зарплатообразующего показателя. Исходя из результатов исследования, делается вывод, что, если бы за прошедший период времени были отмечены подвижки по адаптации данных Стандартов в отрасль, многие вопросы организации оплаты труда на микроуровне удалось бы решить и, таким образом, несколько продвинуться по пути реализации концепции Достойного труда. А это, в свою очередь, могло оказать большое влияние на продвижение других групп стандартов, и, в первую очередь, - Стандартов достойного труда в сфере занятости - то есть переход от «просто занятости» к «эффективной занятости».

Технико-технологическая модернизация и ее влияние на профессионально-квалификационное разделение труда в сельском хозяйстве

В статье проанализированы динамика высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве, основные показатели обеспеченности и оснащенности техникой сельскохозяйственных организаций, исследованы тенденции в разделении сельскохозяйственного труда. Делается вывод о том, что в настоящее время технико-технологическая модернизация аграрного производства осуществляется на низком уровне. Поэтому всем хозяйствующим субъектам сельского хозяйства (сельскохозяйственные организации. крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения) приходится адаптироваться к сложившимся условиям, в том числе и к происходящим технико-технологическим сдвигам. Наиболее распространенными инструментами подобной адаптации в сфере труда являются профессионально-квалификационное разделение труда, заработная плата и др.

Роль и место информационно-консультационного обслуживания хозяйствующих субъектов апк в цифровой экономике

Усиление конкуренции на международных рынках аграрной продукции, вызванное изменениями в производстве и в национальных системах поддержки производителей сельскохозяйственной продукции стран-лидеров, по экспорту продовольствия и сельскохозяйственного сырья, обусловленное применением цифровых технологий, требует разработки адекватных мер со стороны отечественного АПК. В этой связи важную роль играют институты инфраструктурного характера, конечным результатом которых является предоставление услуг. К таким институтам в аграрной сфере относится информационно-консультационная служба. Важнейшей проблемой информационно-консультационной службы России является ограниченность спроса на услуги организаций информационно-консультационной службы, связанная с недальновидной, во многих вопросах применения цифровых технологий в экономике, политикой государства, с настороженно- стью субъектов сельского предпринимательства к раскрытию информации, в т.ч. коммерческой. Цель на- стоящего исследования заключается в определении роли и места информационно-консультационной службы в системе экономических отношений, возникающих в рамках цифровой экономики. Основным специальным методом исследования из области социологических наук явился метод глубинного интервью и метод вторичной интерпретации результатов исследования. Автор проводил социологические исследования в составе на- учно-исследовательской группы под руководством академика А.Н. Семина. Роль информационно- консультационного обслуживания хозяйствующих субъектов АПК в цифровой экономике заключается в инфраструктурном обеспечении использования технологий (элементов) цифровой экономики субъектами хозяйствования АПК. Место информационно-консультационного обслуживания хозяйствующих субъектов АПК в цифровой экономике определяется институционально-инфраструктурным характером ИКС. Можно констатировать, что ИКС одна из платформ функционирования цифровой экономики, создающая и развивающая специфические экономические отношения. ИКС России сегодня недооценена как со стороны органов управления, так и со стороны потенциальных потребителей. Информационно-консультационное обслуживание в цифровой экономике носит системообразующий характер специфических экономических отношений. ИКС, основой функционирования которой является доверие, позволяет формировать доверительность хозяйствующих субъектов АПК к цифровым технологиям и осваивать их с целью повышения конкурентоспособности.

Производство и использование энергии из возобновляемых источников на сельских территориях зарубежных стран

Освоение возобновляемых источников энергии (ВИЭ) наиболее быстро развивающееся направление мировой энергетики. За десять лет (2007-2017 гг.) мировое потребление ВИЭ для производства электрической энергии (без учета гидроэнергии) увеличилось в 4,5 раза, тогда как общее потребление всех первичных топливно-энергетических ресурсов, используемых для этих целей - только на 17‰. Мировое производство жидкого биотоплива (биоэтанол, биодизель) возросло более чем вдвое, что также существенно опережало рост производства традиционного моторного топлива. Основная часть возобновляемой энергии в зарубежных странах производится на сельских территориях. На сельских территориях потребляется также значительная часть этой энергии, если учитывать не только сельскохозяйственное производство, но также коммунально-бытовые потребности сельского населения, местную торговлю, социальную инфраструктуру, транспорт, строительство, горнодобывающую промышленность. ВИЭ, как фактор устойчивого развития, имеют большое значение для сельских территорий. Во многих случаях они являются источниками автономного энергоснабжения, оказывают существенно меньшее негативное влияние на окружающую среду по сравнению с традиционными невозобновляемыми источниками энергии, способствуют созданию дополнительных рабочих мест и часто являются существенным альтернативным источником доходов для фермеров и других сельских жителей. В статье рассматриваются потенциально наиболее привлекательные для использования на сельских территориях ВИЭ (энергия солнца, ветра, биотопливо и отходы). Анализируется соответствующий зарубежный опыт с учетом социально-экономических, технических и экологических факторов. Намечены основные направления поддержки развития производства и использования ВИЭ на сельских территориях России.

Новый тренд в мировой экономике

Мировая экономика развивается достаточно успешно. Однако, риски и неопределенности последнего времени чрезвычайно велики и многообразны. Негативно влияет на мировую экономику нестабильность политических процессов в мире. В настоящее время выгоды от либерализации торговли и финансовой либерализации все чаще рассматриваются в качестве причин усиления неравенства по доходам и богатству внутри стран, уменьшения возможностей для справедливого политического действия, а в некоторых случаях и подрыва национального суверенитета. В мире все более растет ощущение и понимание того, что выгоды от роста экономической интеграции не распределяются между странами и внутри стран на справедливой основе. Для сокращения масштабов нищеты и разрыва между городом и деревней первоочередным является развитие сельской инфраструктуры посредством государственных инвестиций в транспорт, сельское хозяйство и энергетику. Директивные органы стран и международных организаций должны прилагать максимальные усилия для того, чтобы не допустить роста краткосрочных рисков, связанных с финансовыми трудностями, обострением торговых споров, и направить все усилия на достижение экономических, социальных и экологических целей в рамках дальнейшего осуществления долгосрочной стратегии развития. Необходимо сделать все возможное для поддержания мира на земле и создания условий оптимального, устойчивого развития национальных экономик и мировой экономики в целом.

Вопросы транспортной доступности в развитии сельских территорий: зарубежный опыт

Состояние дорожно-транспортной системы имеет большое значение для Российской Федерации в процессе реализации национальных планов социально-экономического развития. Задачи, стоящие перед российским АПК, в том числе по стимулированию агропромышленного экспорта, требуют эффективных подходов к развитию села с точки зрения формирования и закрепления тенденций устойчивого развития сельскохозяйственного производства. Трудно переоценить значение транспорта для экономики и реализации социальных потребностей жителей села. В этой связи целесообразно изучать и, по возможности, внедрять в России соответствующий зарубежный опыт и лучшие практики. Статья содержит оценку и анализ состояния и мер по совершенствованию сельских дорожно-транспортных систем ряда североамериканских, европейских и азиатских странах.

Государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции

Исследование посвящено государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мере повышения энергетической эффективности в процессах производства агро-продовольственной продукции в России. Рассмотрены ранее действовавшие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам и субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно -климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональный опыт государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещания и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.; XXIX съезда АККОР.

Анализ влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов апк в госзакупках

В статье представлены результаты исследования возможностей взаимодействия - экономического партнерства сельских предпринимателей и организаций информационно-консультационной службы АПК в рамках удовлетворения муниципальных и государственных нужд. Цель исследования заключается в определении содержания влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов АПК в госзакупках. Результаты получены в ходе многолетнего эксперимента изучения экономических и правовых отношений в рамках федеральной контрактной системы России, при непосредственном участии автора. Также представлен анализ современного положения поставщиков сельскохозяйственного профиля в отраслевой структуре участников конкурсных процедур по удовлетворению нужд органов власти и местного самоуправления. Авторской разработкой является определение содержания влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов АПК в госзакупках. Видением автора механизма реализации рассмотренного партнерства ИКС и агробизнеса является создание агрополисов. В статье высказывается идея актуализации философии хозяйствования всех участников института государственных закупок, в целом, и федеральной контрактной системы, в частности. Результаты исследования, представленные в статье, интересны для изучения и применения специалистами информационно-консультационной службы АПК и субъектами хозяйствования АПК всех форм собственности.