Яндекс.Метрика

Экономическая основа пространственного развития аграрных территорий

В представленной статье рассматриваются проблемы пространственного развития аграрных территорий Российской Федерации, при этом основной упор делается на экономическую основу пространственного развития. Автором выдвигается и обосновывается предположение, что для комплексного развития аграрных территорий недостаточно учитывать лишь социально-экономические показатели развития, важно учитывать комплексное влияние социальных, экологических и экономических факторов. С точки зрения сельхозпроизводителя, экономическая эффективность производства крупного - гораздо выше, чем мелкотоварного. Однако следует рассматривать оценку производства не только с точки зрения собственника, а и с учетом интересов всех жителей аграрной территории. В качестве одной из важнейших проблем обозначено не правильное размещение крупных животноводческих комплексов, негативно сказывающихся на экологической ситуации в сельской местности, а также эпизоотическом благополучии территории. Автор предполагает, что снизить негативное влияние эффекта масштаба можно за счет развития оптимальных по размерам средних и мелких предприятий. Это положительно скажется как на экологической обстановке аграрных территорий, так и на качестве сельскохозяйственной продукции, увеличении рабочих мест на селе, а также сохранении сельской инфраструктуры.

Научно-технологическое развитие апк государств-членов еаэс на основе евразийской сельскохозяйственной технологической платформы

Актуальность исследования обусловлена возрастающей технологической трансформацией и развитием мирового агропромышленного комплекса (далее, АПК). В условиях экономической глобализации, увеличение субсидирования сельского хозяйства в развитых странах ведет к прямому подавлению роста АПК развивающихся стран, усилению их зависимости как от импорта сырья и готовой продукции, так и технологий и оборудования. В складывающихся условиях, дальнейшее развитие АПК государств-членов Евразийского экономического союза (далее, ЕАЭС) должно базироваться на внедрении новейших достижений, таких как информационные технологии, биотехнологии и других. По нашему мнению, объединение государств в рамках ЕАЭС при компетентном выстраивании экономических отношений на основе кооперации, концентрации ресурсов и применения долгосрочного планирования дает значительные преимущества в решении вопросов научно-технологического развития и обновления АПК государств-членов ЕАЭС, содействию коммерциализации и внедрению результатов научно-технической деятельности. Таким образом, агропромышленный комплекс государств-членов ЕАЭС сегодня находится перед системным вызовом, обуславливающим необходимость обновления технической, технологической и научно-информационной базы АПК на качественно новой инновационной основе, которая позволит решить проблемы продовольственной безопасности, здорового питания населения и рационального природопользования. Решение вопросов научно-технологического развития АПК государств-членов ЕАЭС представляется возможным на основе создания интегрированных инновационных формирований в рамках Союза, одним из которых является Евразийская сельскохозяйственная технологическая платформа (далее, ЕСХТП) созданная с целью проведения системной работы по аккумулированию передовых национальных и мировых достижений научно-технического развития в сфере АПК, мобилизации научного потенциала государств-членов для совместного решения прикладных задач в сельском хозяйстве стран ЕАЭС, разработке инновационных продуктов и их внедрению в агропромышленный комплекс. Дальнейшее развитие ЕСХТП позволит стать ей эффективным инновационным механизмом разработки и внедрения результатов научно-технической деятельности в сельское хозяйство Евразийского экономического союза. Следовательно, целью настоящей работы явилось исследование Евразийской сельскохозяйственной технологической платформы, как одного из механизмов научно-технологического развития АПК государств-членов ЕАЭС. Основными результатами проведенного исследования является авторское обобщение взглядов ведущих отечественных и зарубежных ученых по вопросам научно-технологического и инновационного развития агропромышленного комплекса, а также формирования и эффективного функционирования технологических платформ в сфере сельского хозяйства. По результатам проведенного исследования: представлено авторское определение понятия технологических платформ и организационно-экономического механизма ЕСХТП; представлен перечень евразийских технологических платформ по утвержденным направлениям; сформулированы основные задачи ЕСХТП и представлены основные направления ее развития.

Использование средств цифровизации местными органами самоуправления в зарубежном сельском хозяйстве

Минсельхозу России и органам управления всех иерархических уровней предстоит большая работа в связи с утверждением государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», рассчитанной до 2035 года, и завершением разработки в 2018 г. отраслевой подпрограммы «Цифровое сельское хозяйство» по созданию новых систем управления, цель которых переход от управления «в режиме пожарной команды» к управлению на основе планирования и прогнозирования рисков, что позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов, создать условия для снижения себестоимости сельхозпродукции [1]. Следует отметить, что текущий уровень цифровизации отечественного сельского хозяйства вызывает серьезную озабоченность из-за отсутствия достаточного количества ИТ-специалистов, недостатка научно-практических знаний по инновационным агротехнологиям и методологии, отсутствия глобального прогноза по ценам на сельхозпродукцию на мировом рынке, неразвитости логистики и другим причинам. В настоящее время лишь небольшое количество сельскохозяйственных товаропроизводителей обладают необходимыми финансовыми ресурсами для закупки новой техники, использования ИТ-технологий и управленческих платформ. В 2017 г., по данным Росстата, инвестиции в ИТ-технологии в нашей стране составили 0,85 млрд руб. или 0,2‰ от суммы инвестиций во всех отраслях России [14]. Актуальность данного исследования зарубежного опыта использования средств цифровизации местными органами самоуправления на муниципальном уровне и в фермерских хозяйствах обусловлена возможностью адаптации некоторых его элементов к российским условиям, что будет способствовать ускорению выполнения государственной и отраслевой программ по цифровой экономике. Анализ состояния местных органов самоуправления в сельском хозяйстве США, Китая, Франции, Германии и других стран и их подходов при внедрении и использовании средств цифровой экономики в аграрном производстве являлся основной целью данной работы. При изложении результатов исследования использовался экономико-статистический анализ совокупности показателей, характеризующих наличие элементов цифровизации в управленческой деятельности органов самоуправления сельхозпроизводством за рубежом.

Экономическая оценка потребления энергоресурсов в сельском хозяйстве российской федерации

Интенсивное развитие сельского хозяйства в условиях роста цен на энергоносители возможно лишь при освоении энергосберегающих технологий производства продукции. Сформировать энергоэффективное сельское хозяйство реально лишь при наличии организационно-экономических методов управления энергосбережением. Энергосбережение в сельском хозяйстве представляет собой реализацию научных, организационных, технико-технологических мер, направленных на рационализацию использования энергетических ресурсов (энергетических мощностей, топлива, электроэнергии). В сельском хозяйстве используется большой перечень энергетических ресурсов: самоходная техника (тракторы, комбайны, транспорт), стационарные энергетические мощности (оборудование животноводческих ферм, мелиоративное оборудование), электроэнергия, топливно-смазочные материалы (бензин, дизельное топливо, масло), топливо (газ, уголь, торф, дрова и т.д.), возобновляемые источники энергии (солнечная, водная, ветровая энергия). Энергосбережение представляет собой процесс эффективного использования материально-технических, топливно-энергетических, финансовых и других ресурсов. Цель энергосбережения в агробизнесе - производство сельскохозяйственной продукции с лучшими качественными показателями при минимуме совокупных затрат энергетических ресурсов и повышение экономической отдачи. Проблема организационно-экономического механизма энергосбережения в последние годы стало особенно актуальной. Следует указать, что энергосбережение не сводится только к экономии топлива и электричества, ключевыми направлениями энергосбережения также являются снижение потребности в энергетических мощностях (техника и оборудование), снижение энергоемкости производства в целом, использование в производстве альтернативных источников энергии. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства оказывает непосредственное влияние на энергоемкость производства. В статье представлен детальный анализ расходования энергетических ресурсов в аграрной отрасли, и проанализированы меры государственного нивелирования роста цен на энергоносители.

Перспективы развития крупнотоварного сельскохозяйственного производства на примере зернового подкомплекса белгородской области

В работе показаны преимущества и недостатки крупнотоварного сельскохозяйственного производства в зерновом подкомплексе. Выявлены тенденции развития зернового хозяйства Белгородской области. Доказано, что в Белгородской области имеются все условия для дальнейшего увеличения объемов производства зерна на основе использования биологической системы земледелия. Обоснована высокая эффективность производства зерна при использовании биологической системы земледелия в Белгородской области. В частности она характеризуется низкими издержками производства по сравнению с интенсивной системой земледелия, более высоким качеством зерна, способность воспроизводить плодородие почв. Показано, что значительный объем производства зерна приходится на агропромышленные формирования холдингового типа. В исследовании обоснованы параметры производства зерновых культур и представлен расчет количества зерновых хозяйств необходимых для обеспечения потребности продовольственным и фуражным зерном до 2025 года, исходя из специализации хозяйствующих субъектов.