Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что к 2020 г. несмотря на положения Доктрины продовольственной безопасности, уровень обеспеченности населения большинства регионов страны собственными продуктами питания остается на весьма низком уровне. Так в Вологодской области собственное производство овощей ниже рекомендованных норм на 60‰ в расчете на душу населения, такая же ситуация и по мясу. Повышение уровня продовольственной безопасности в регионе и доведение норм потребления овощей до рекомендованных за счет собственных ресурсов возможно при переходе отрасли на инновационный путь развития. В исследовании представлена методика прогнозирования развития овощеводства, учитывающая его специфику, основанная на методе экспертных оценок, регрессионном и когнитивном анализе. Дана характеристика одного из инновационных сценариев развития отрасли «глобальный прорыв» по пяти критериям: государственная поддержка, образовательная деятельность, социальное развитие, инновационная деятельность и общая динамика развития сельского хозяйства. Приведено описание этапов развития овощеводства в рамках рассматриваемого сценария. Построен прогноз производства овощей в области в целом и на душу населения, а также уровень их потребления.
В статье описываются основные изменения, произошедшие на российском рынке сыра за 5 лет, прошедшие с момента введения западными странами экономических санкций и продуктового эмбарго, введенного руководством страны в 2014 г. в качестве ответных мер. Описана динамика состояния импорта, внутреннего производства и потребления на российском рынке сыров, а также основные проблемы, стоящие перед участниками рынка.
Освещается опыт поддержки местных сообществ в развитии сельских территорий из общего бюджета Евросоюза в рамках программ LEADER и CLLD. Дан критический анализ применения данного метода сельского развития в России в рамках ФЦП устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года (ФЦП УРСТ) и Государственной программы комплексного развития сельских территорий на 2020-2025 годы (ГПКРСТ). Изложены предложения по оптимизации вклада федерального бюджета в реализацию проектов, подготовленных по местным инициативам, повышению экономической эффективности этих ассигнований в плане привлечения на цели развития сельских территорий ресурсов субъектов РФ, предупреждению финансовых рисков реализации ГПКРСТ.
В статье рассмотрены вопросы рационального использования лесных ресурсов в Канаде. Пока- зана роль лесопромышленного комплекса страны в обеспечении доходов и занятости сельского населения. Рассмотрены меры, предпринимаемые для повышения конкурентоспособности лесного сектора Канады, создания новых рабочих мест, повышения доходов местного населения.
Импортозамещение в условиях обострения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки в России все чаще рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назрела давно, российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях. Концепция импортозамещения полностью укладывается в идею доктрины продовольственной безопасности России. Импортозамещение отрасли сельского хозяйства стало инструментом решения задач, поставленных в доктрине. Авто- рами б^гла рассмотрена реализация стратегии импортозамещения в АПК в двух смежных регионах с разной воспроизводственной структурой - в Курской и Орловской областях. В статье б^тли исследованы особенно- сти региональной структуры агропроизводства и потребления продуктов питания рассматриваемых регионов. Представлен прогноз производства продукции сельского хозяйства и возможности интеграции в процесс реализации стратегии импортозамещения. При разработке прогноза б^гли использованы общероссийские сценарные условия, такие как базовый, консервативный, целевой и индексы-дефляторы. Учитывая это, пред- стоит обстоятельная работа по совершенствованию механизмов государственной поддержки аграрного предпринимательства, способствующих выводу отечественного производителя на качественно новый уровень конкурентоспособности и импортозамещения.
Необходимость реформирования аграрного сектора экономики России является одной из главных проблем в достижении продовольственной безопасности и создании резервов продовольствия в стране. На основе динамики показателей экономического развития АПК дана оценка сложившимся условиям хозяйствования и обоснованы возможные перспективы экономического роста в агарном секторе. Выявлена необходимость развивать, одновременно с крупным производством, средний и малый бизнес, оказывать ему государственную и частную поддержку в возрастающем объеме.
Работа посвящена проблеме построения оптимизированной системы управления пространст- венн^1м размещением и специализацией сельскохозяйственных производств. Дана оценка динамики производ- ства и потребления продукции сельского хозяйства и его переработки, указаны основные показатели государ- ственной поддержки АПК в России. Выявлены основные проблемы, стратегические и технологические подхо- ды в развитии сельскохозяйственного производства. Проведена оценка объемов государственного субсидиро- вания в разрезе мер поддержки агропромышленного производства с последующим анализом роли субсидирова- ния в результатах экономической деятельности организаций занятых в сельском хозяйстве, для целей состав- ления рейтинга субъектов России по уровню государственной поддержки. Разработана концептуальная мо- дель организационного механизма формирования и функционирования координационной транс- макрорегиональной системы управления размещением отраслей АПК.
Поставленная Президентом России задача прорыва научно-технологического и социально- экономического развития требует проведения комплексной макроэкономической политики нацеленной на стимулирование инвестиционной деятельности для повышения производительности экономики на принципах расширенного воспроизводства. Для высоких темпов роста нужны инвестиции в объеме не менее 25‰ ВВП, в настоящее время - 21‰, в промышленно развитых странах эта цифра составляет 30 и более процентов. При этом должны быть не только и не столько бюджетные деньги, но и финансовые средства бизнеса. Наряду с реализацией инфраструктурных проектов, значительным долгосрочным макроэкономическим эффектом, необходимым для роста экономики продовольственного комплекса, обладают проекты по развитию сфер образования, науки и здравоохранения. Факторы, вызывающие торможение развития, связаны с низким уровнем технико-технологического развития многих предприятий, занятых в пищевом подкомплексе страны, недостатком современных траулеров и орудий лова для ведения рыбного промысла в Конвекционных районах и акваториях Мирового океана, а также отсутствием современной инфраструктуры хранения и логистики. Нарастающее технологическое отставание, следствием чего является низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов неизбежно ведет к снижению конкурентоспособно- сти российского агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Императивом экономического роста в современных условиях выступает процесс расширения и доступности кредита в целях финансирования ин- вестиций для расширения промышленного производства. Применение имеющегося ресурсного и научно- технического потенциала позволит обеспечить достижение целевых установок по темпам роста экономики и решения задач по повышению благосостояния народа только при условии создания государством комплекс- ных стимулирующих мер по внедрению достижений научно-технического прогресса в развитие пищевого подкомплекса России.
Раскрывается потенциал молочного скотоводства и молочной промышленности Республики Татарстан, сформировавшаяся сеть каналов сбыта молока и молочной продукции, создающие объективные предпос^глки и условия для развития рынка молока и молочной продукции. Отмечен поступательный рост валового производства и объемов реализации молока и молочной продукции, продуктивности коров, товарно- сти молокосырья, производительности труда, качества продукции и рентабельности молочной отрасли. Вскрыты причины и сдерживающие факторы развития рынка молока и молочной продукции в Республике Татарстан: скудная нормативно-правовая база по регулированию рынка молока и молочной продукции по осуществлению стандартизации, сертификации и маркировке молока. Выявлены факторы, способствующие развитию рынка молока и молочной продукции: объемы и качество кормовых ресурсов, традиции населения в ведении молочного скотоводства, ограниченное использование минеральных удобрений, повышенный спрос на качественное молоко и молокопродукты, отсутствие конкуренции на рынке поставщиков экологически безо- пасного молока, внимание потребителей к экологической молочной продукции. Установлена роль закупочно- сбытовых кооперативов в повышении товарности производимого в хозяйствах населения молока.
В современных условиях, развитие сферы АПК, в связи с тем, что данная отрасль, считается рискованной и дотационной, в большей степени нуждается в государственной поддержке. При этом, государственная поддержка перерабатывающих предприятий молочной отрасли практически не осуществляется, государственная поддержка реализуется с перевесом в сторону сельхозтоваропроизводителей, а перерабатывающие предприятия молочной промышленности, вынуждены в полной мере осуществлять свою производственно-финансовую деятельность без финансирования, то есть вынуждены искать инвестора самостоятельно, с учетом изменяющихся факторов внешней среды на различных стадиях экономического развития. Сложившаяся ситуация, бесспорно, требует внимания и определения приоритетных направлений в решении вопросов развития финансовой сферы, финансирования, кредитования и государственной поддержки в виде субсидирования. В связи с этим, для роста молочной отрасли на различных стадиях экономического развития, автором предлагается в процессе реализации Государственной программы разработать подпрограмму финансовой поддержки перерабатывающих предприятий молочной отрасли, в которой будет предложен механизм финансирования перерабатывающих предприятий молочной отрасли в рамках реализации государственно-частного партнерства.