Рост эффективности использования энергетических ресурсов напрямую связан с модернизацией технической базы сельского хозяйства. Современные энергетические мощности позволяют использовать ресурсный потенциал с максимальным эффектом. Ключевым стимулирующим фактором, направленным на модернизацию энергетической базы является государственная поддержка, которая реализуется в рамках различных программ. В сельском хозяйстве значительная государственная поддержка технико-технологической модернизации осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В статье проанализирована эффективность мер государственной поддержки, произведена оценка целей и задач госпрограммы, целевых индикаторов и показателей и их значений, структуры госпрограммы на предмет ее связи с проблемами в отрасли (сфере) реализации госпрограммы и потенциалом (резервами) развития отрасли (сферы), оценка уровня достижимости целей госпрограммы при реализации составляющих компонентов госпрограммы (проектов, подпрограмм, основных мероприятий) – структурная целостность госпрограммы, оценка причин отклонения фактически достигнутых значений индикаторов (показателей) госпрограммы от их целевых значений (как в отрицательную сторону, так и в положительную), Оценка рисков недостижения целевых значений индикаторов (показателей) госпрограммы в 2019-2020 гг., предложены возможные действия по снижению рисков недостижения целевых значений индикаторов (показателей) госпрограммы в 2019-2020 г. (кроме пересмотра целевых показателей), обоснованы предложения по сохранению или изменению целей, целевых индикаторов (показателей) госпрограммы, даны предложения по изменению финансирования (оптимизации) бюджетных ассигнований, основанные на экспертных оценках эффективности реализации госпрограммы, также разработаны предложения по включению в госпрограмму новых элементов (проектов, подпрограмм, основных мероприятий), в дополнение к имеющимся с целью повышения эффективности реализации госпрограммы.
В настоящее время отечественные товаропроизводители мало используют международный опыт применения инструментов повышения эффективности производства. Классический подход в данном направлении – это снижение себестоимости за счет приобретения более дешевого сырья, использования дешевой рабочей силы и внедрение инновационных технологий, автоматизация процессов производства. Для обоснования принятия управленческих решений по изменению технологических процессов, выстраиванию приоритетов в условиях кризисных явлений отечественными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции использование инструментария стратегического менеджмента остается на низком уровне. Именно поэтому представленная тема является актуальной и необходимой для внедрения в практическую деятельность организаций агропромышленного комплекса. Цель исследования заключается в обосновании необходимости использования процессного подхода для оценки эффективности функционирования сельскохозяйственных организаций. Применение процессного подходапозволяет оценить эффективность управленческих решений с учетом стратегического уровня. В ходе исследования было установлено, что чем выше стратегический уровень организации, тем шире поле возможностей в использовании процессного подхода и тем больше ответственности возлагается на руководителей предприятий относительно долгосрочной поддержки показателей эффективности организации на высоком уровне.
В рамках предлагаемого метода оценки надбавки за специфический риск для организации сельскохозяйственного сектора экономики, проведена идентификация основных рисков, специфичных для сельскохозяйственного бизнеса. Уточнен способ оценки вероятности и последствий наступления рискового события. Разработан метод оценки степени риска, учитывающий основные положения государственных стандартов в области управления рисками. Предложен формат и алгоритм расчета надбавки за специфический риск, в рамках Модифицированной модели оценки капитальных активов.
Провозглашенная политика по инновационному развитию экономики страны, включая и аграрный сектор, путем создания высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) потребовала разработки методических инструментов их идентификации. В работе на основе анализа применения различных приемов сопоставления и сравнения исследуемых значений доказано, что используемый официальной статистикой критерий выделения ВПРМ – пороговое значение доходности труда – ведет к значительным искажениям в определении количества таких мест, в особенности в сельском хозяйстве. Происходит так потому, что данный критерий не отражает многогранного содержания понятия ВПРМ. Его теоретическое осмысление и раскрытие с обобщением литературных источников, а также последующей количественной оценкой взаимосвязей между различными свойствами рабочего места позволили обосновать для аграрной экономики систему базовых критериев его идентификации. Способность предложенных критериев дифференцировать хозяйствующие субъекты на особенные группы продемонстрирована путем кластеризации их сельхозорганизаций. Полученные кластеры показывают разную степень адаптации регионов в области создания ВПРМ и характеризуют определенные стороны структурно-технологических сдвигов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что инновационное высокотехнологичное развитие агропромышленного производства нуждается в соответствующем кадровом обеспечении. Однако в вопросах кадрового обеспечения агропромышленного комплекса и стратегии развития кадрового потенциала для цифрового сельского хозяйства остается множество дискуссионных моментов. Выделение отдельного направления по формированию кадрового потенциала в программах цифровой экономики направлено на обеспечение цифровой экономики компетентными кадрами через институциональное совершенствование системы образования. Динамика занятости на рынке труда и увеличение доли высокотехнологичных высокопроизводительных рабочих мест показывает необходимость дополнительного институционального регулирования для прогнозирования экономического развития агропромышленного комплекса. Особое внимание уделяется формированию высокопроизводительных рабочих мест в условиях цифровизации сельскохозяйственного производства. Отмечена роль государства в совершенствовании рынка труда через нормативно-институциональную корректировку структуры посредством профессиональных стандартов и кадровой политики в агропромышленном комплексе во взаимосвязи и взаимозависимости. Цель статьи – определение тенденций количественно-качественных характеристик кадрового обеспечения агропромышленного комплекса и направлений стратегии кадровой политики агропромышленного комплекса. Исследование основано на системном, институциональном и междисциплинарном подходе к анализу статистических данных, а также зарубежному и отечественному опыту развития кадрового потенциала в условиях цифровой экономики.
В статье исследованы возможности и готовность деятельности российского агробизнеса в условиях цифровой экономики, в частности, выделены сдерживающие факторы внедрения цифровых технологий. Рассмотрены особенности IoT-проектов, являющихся технологической основой цифровизации агробизнеса, а также проанализирован мировой и российский рынки IoT-платформ и сервисов для сельского хозяйства. Предложены мероприятия по цифровизации российского агробизнеса для повышения его экономической эффективности.
Исследование проблемы привлечения инвестиций актуально в настоящее время, так как с их помощью активизируется деятельность производства и повышается эффективность. С помощью инвестиций сельхозпроизводитель может снизить риски, внедрять инновационные технологии и, таким образом, конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Целью исследования статьи явилось оценка инвестиционного климата в России и за рубежом, рассмотрение условий их привлечения и формулирование предложений по привлечению. Несмотря на распространенность темы, отсутствуют единые подходы к привлечению инвестиций в агроотрасль, также небольшое внимание уделяется сравнение с зарубежными странами. В статье рассмотрена тенденция изменения значений объема инвестиций в сельское хозяйство России, структура направлений их использования и источники формирования за трехлетний период (2015-2017 гг.), а также рассмотрена государственная поддержка инвестиций в агроотрасль третьих стран. Результатом написания статьи явились предложения по привлечению инвестиций в сельское хозяйство России с учетом опыта зарубежных стран и оценки текущего инвестиционного состояния отечественного сельского хозяйства.
В работе рассматриваются проблемы установления справедливой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения. Приведен анализ показателей кадастровой стоимости как аналога расчета стоимости земельного участка методом капитализации земельной ренты, который показывает, что результаты кадастровой оценки практически не сопоставимы со сложившимися рыночными ценами предложений и сделок с землей. Авторами представлена методика, разработанная для установления справедливой стоимости для сельскохозяйственных угодий, которая более пяти лет апробировалась аудиторско-консалтинговой компанией BEFL. Полученные результаты подтвердили, что результаты оценок сельскохозяйственной земли могут быть использованы как при планировании инвестиций в агробизнес, так и для совершения сделок с конкретными земельными активами. Настоящая методика позволяет: получить обоснованную величину стоимости независимо от фактического управления землей как фактором производства; формировать единое комплексное мнение о состоянии земельного рынка нескольких регионов и федеральных округов; с учетом большого территориального разделения зон активного сельскохозяйственного производства отраслевым аналитикам, кредитующим банкам, частным и институциональным инвесторам – формировать единое понимание вложений в землю, возвратности капитала и доходности агробизнеса.
Изучены специфические черты отечественной модели сельского развития. Определено, что в условиях нестабильности социально-экономической ситуации на селе актуальность проблемы воспроизводства человеческого капитала усиливается. Выявлено, что существующие подходы к моделированию формирования и использования человеческого капитала имеют макроэкономическую направленность, что обусловлено отсутствием необходимой информационной базы на региональном и муниципальном уровнях. Осмыслены теоретические подходы к построению моделей человеческого капитала, учитывающие инвестиции в его накопление. Обоснована необходимость комплексного подхода при моделировании воспроизводства сельского человеческого капитала, обуславливающего выбор и оценку факторов, связанных с его особенностями.
В настоящее время в сложившейся экономической ситуации эффективный управленческий учет деятельность любой сельскохозяйственной организации подразумевает регулярный мониторинг, с помощью целого комплекса традиционных и инновационных управленческих инструментов. На современном этапе экономических отношений между субъектами бизнеса, можно сказать, что успех любого сельскохозяйственного бизнеса, во многом зависит от управленческого учета, который должен указывать на преимущества, новизну и основные особенности бизнеса, отличающие его от конкурентов. В условиях современного рынка все больше возрастает потребность в исследовании теории и практики управленческого учета и ее особенностей применительно к конкретной целевой аудитории. Среди создавшегося многообразия сельскохозяйственных организаций наиболее важным является определение приоритетов в совершенствовании собственного бизнеса с целью повышения его эффективности и уникальности.