В статье рассмотрены размер и виды государственной поддержки садоводства, ее результаты, экономическая эффективность производства плодов и обоснованы направления дальнейшего развития подотрасли в Тамбовской области. Бюджетная поддержка садоводства в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах региона резко возросла, что позволило увеличить производство плодов и ягод в них на 4,3 тыс. т, или на 37,1 процента. В хозяйствах населения, которым не оказывалась господдержка, произошел спад их производства на 3,3 тыс. т, или на 12,4 процента. Темпы увеличения государственной поддержки садоводства были значительно выше, чем темпы прироста валового сбора фруктов, что свидетельствует о нерациональном использовании бюджетных средств. Урожайность заложенных интенсивных садов находится на низком уровне. Достигнутый уровень экономической эффективности производства плодов не позволяет вести расширенное воспроизводство, а, следовательно, не способствует повышению инвестиционной привлекательности подотрасли. Дальнейшему развитию садоводства в регионе будет способствовать совершенствование государственной поддержки подотрасли, укрепление базы хранения плодов в местах их производства при компенсации части понесенных затрат на строительство плодохранилищ, концентрация производства фруктов в специализированных хозяйствах, создание потребительских кооперативов, которые будут заниматься заготовкой, переработкой и реализацией плодово-ягодной продукции.
The article substantiates the relevance of the development of efficiency-oriented labor relations between the employer and employees of production organizations of the agro-industrial complex in the context of transformations of the labor market and the labor sphere associated with the development of the information network society, flexible and remote forms of labor activity. The need to increase labor productivity and reduce the cost of agricultural production is substantiated. The author's definition of the concept is proposed and the political economic essence of the concepts “effectiveness-oriented activity” and “effectiveness-oriented labor relations” is revealed. The organizational and economic conditions for the formation and development of efficiency-oriented labor relations between the employer and employees of agricultural organizations are theoretically substantiated. The principles and organizational and economic mechanism for the formation and development of efficiency-oriented labor relations between the employer and employees of agro-industrial complex organizations are proposed based on the development of efficiency-oriented values, value attitudes, norms of employee behavior, personalized incentives, motivation of employees to develop and implement the program increasing efficiency, improving the system of planning, organization and control of labor. The results of an empirical study of the influence of the type of labor relations and the level of development of workers' labor potential on the effectiveness and efficiency of the implementation of programs to improve the efficiency of activities and development of organizations are presented.
В статье рассматриваются вопросы формирования организационно-экономического механизма в агропромышленном комплексе России. Отмечается, что под влиянием общественных потребностей в достижении продовольственной безопасности страны, технико-технологической модернизации отрасли и развития импортозамещения необходима разработка организационно-экономического механизма в АПК, обеспечивающего устойчивое расширенное воспроизводство. В настоящее время фиксируется ряд негативных макроэкономических и отраслевых тенденций: бюджетные ограничения, высокая ключевая ставка Банка России, снижение доходности организаций АПК, усиление диспаритета цен в АПК, низкая динамика инвестиционной активности в отрасли, снижение численности занятых в сельском хозяйстве и депопуляция сельских территорий, невысокий уровень оплаты труда в сельском хозяйстве. В 2024 г. к этим факторам добавилась корректировка бюджетной и кредитной политики в агропродовольственном секторе: произошла перегруппировка направлений субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей (вместо двух субсидий компенсирующей и стимулирующей ввели одну «объединенную»); изменился механизм льготного кредитования – вводится плавающая ставка по кредитам. Кроме изменений в механизме кредитования наблюдаются трансформации в аграрном страховании. Что касается ценовой ситуации, то практически ежегодно ценовые диспропорции возникают то в одном сегменте агропродовольственного рынка, то – в другом. Авторами подчеркивается, что главными функциями организационно-экономического механизма в настоящее время становятся: воспроизводственная, стимулирующая и формирования оптимального баланса между спросом на агропродовольственную продукцию и ее предложением. Главной задачей формирования оптимального организационно-экономического механизма является создание такой системы мотивации, при которой выигрывает каждый экономический субъект и в целом повышается эффективность всей экономики. Формирование такой системы стимулов – задача, в большей степени, государства, которая выполняется им на основе развития необходимых институтов и институциональной инфраструктуры, позволяющей реализовывать установленные нормы и правила. При этом необходимо не забывать о важности саморегулирования товаропроизводителей, и формирования равновесного поведения экономических субъектов в соответствии со стимулами.
Название статьи в определенной мере раскрывает её содержание, в которой рассматриваются сложные мало исследованные вопросы по научному обоснованию формирования и управления сельскими агломерациями. Дано авторское определение сущности категории «сельская агломерация», её истоки, характеризуется современное состояние агломерационных отношений в аграрном секторе, доказывается необходимость развития этого процесса по соответствующим направлениям, как ключевого условия повышения привлекательности аграрного труда и образа жизни на селе, для преодоления столь неблагоприятной демографической ситуации на пространствах сельских территорий страны.
В современных условиях функционирования российской экономики перед агропромышленными холдингами встает необходимость достижения значительной доли рынка, расширения производства, внедрение новых технологий и покрытия возрастающего спроса. Увеличение объемов выпуска продукции, поиск новых торговых партнеров и поставщиков оборудования требует значительных инвестиций. Для повышения эффективности инвестиций необходима грамотная оценка инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных компаний, учитывающая быстрые изменения внешней среды. Целью данной работы является развитие методики анализа инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных организаций России, с учетом изменений значимости факторов на нее влияющих. Уточнено понятие инвестиционной привлекательности и усовершенствована методика ее оценки. В ходе работы на основе российских и зарубежных источников, проведенного опроса был сформулирован список факторов, оказывающих различное по силе влияние на выбор инвестора. В ходе работы была определена интегральная оценка инвестиционной привлекательности компаний сельскохозяйственного сектора России, на основе авторской методики анализа. Исследование показало, что в зависимости от состояния развития страны меняется сила влияния различных факторов на инвестиционную привлекательность. Для учета силы влияния рекомендуется использовать весовые коэффициенты.
Экономическая теория призвана давать ответы на поиски справедливого распределения создаваемых общественных благ, в процессе материального производства между всеми участниками хозяйственной деятельности. Глубина и объективность теоретико-методологического обоснования лежит в основе раскрытия закономерности смены технологических укладов, оказывающих влияние на развитие общественного производства, соответственно социально-экономического и научно-технического прогресса. Экономический анализ вносит определенный порядок и смысл в обобщении и правильном истолковании складывающихся факторов, связывая их воедино и устанавливая взаимосвязь между ними для получения объективных и правильных выводов, позволяющих понять природу того или иного явления социально-экономического, исторического и культурного характера. Определяя цели и задачи исследования теоретико-методологических основ развития рыбной отрасли, применяя для этого различные концепции, стратегии, прогнозы необходимые для проведения всестороннего анализа важно применять их к основным структурным элементам всей иерархии хозяйственных отношений в рыбохозяйственном комплексе.
Земельная реформа, инициированная и проводимая правительством России последние тридцать лет, сопровождается изменением законов и правил, которые призваны, с одной стороны, создать условия для перераспределения земель сельскохозяйственного назначения и обеспечить создание и развитие многообразных форм собственности в АПК, а с другой вовлечь указанные земли в систему рыночных отношений. На современном этапе в законодательстве закреплены следующие виды прав на землю: собственность, аренда земельных участков, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, безвозмездное срочное пользование, сервитут. В рамках проведенного исследования рассмотрено, как действие рыночного механизма позволяет на практике: а) трансформировать государственное и муниципальное право собственности в частную собственность, б) реализовать право аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и муниципальной собственности субъектами земельных отношений.
В статье дана оценка современного уровня инновационной деятельности в производстве пищевых продуктов страны. Большое внимание уделено анализу инновационной активности, удельному весу инновационных товаров в общем объёме отгруженных товаров, затратам организаций производства на инновационную деятельность, а также расчёту интегрального показателя инновационного развития производства пищевой продукции по регионам страны. Расчёт интегрального показателя позволил выявить регионы-лидеры по инновационному развитию отрасли.
Для повышения уровня оказания информационно-консультационной поддержки в агропромышленном комплексе в научной статье предлагается применение комплекса принципов, состоящего из трех взаимосвязанных блоков: «Принципов, определяющих содержание и качество оказываемой поддержки»; «Принципов, регламентирующих экономические отношения субъектов и объектов системы информационно-консультационной поддержки»; «Принципов, определяющих необходимость достижения эффективности оказания поддержки». Использование этих принципов активно способствует обеспечению достижения стратегических целей государства по интенсивному развитию аграрного производства на инновационной основе современных научных разработок. Оперативность и доступность получаемой консалтинговой поддержки обеспечивают повышение эффективности производства и переработки сельскохозяйственной продукции за счет высокого уровня качества оказания услуг. Специалисты, организующие и непосредственно осуществляющие информационно-консультационную поддержку, должны обладать необходимыми компетенциями в различных сферах агробизнеса. В статье акцентируется внимание на необходимости обязательного учета отраслевой и региональной специфики хозяйственной деятельности субъектов агропромышленного комплекса на примере ведущих аграрных регионов Сибирского федерального округа. Отдельным блоком выделена группа принципов, определяющих экономику исследуемого вида поддержки: полностью или частично безвозмездное получение услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими организациями; целевой характер расходования средств; необходимость создания финансовой возможности для компенсации затрат на консалтинг получателям услуг. На основании девяти положений, формирующих первую и вторую группу принципов, предложен блок эффективности, включающий достижение результирующих показателей в части расходования бюджетных средств и обеспечения развития сельских территорий. Предложенный комплекс принципов может быть применен для разработки критериев оценки эффективности структур информационно-консультационной поддержки агропромышленного комплекса.
В статье рассматриваются вопросы формирования новой модели трансфера научных разработок в хозяйственную практику субъектов АПК. В процессе исследования были выделены основные элементы организационно-экономического механизма трансфера научных разработок. Рассмотрены отдельные элементы Института инновационной инфраструктуры. В том числе более подробно показана деятельность города-наукограда Мичуринска Тамбовской области. В качестве важных элементов инновационной инфраструктуры в том числе рассмотрены научно-образовательные центы мирового уровня, инжиниринговые центры, отраслевые центры прогнозирования, Институты развития. С целью формирования элементов инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер научных разработок в аграрное производство, предложено создание отраслевых инновационных формирований, а также дополнение практики нормативно-правового обеспечения АПК.