Статья посвящена вопросам накопления и потребления в сельском хозяйстве. Был изучен опыт двух регионов, один из которых Пензенская область, которая развивается относительно эффективно, другой - Костромская область, которая развивается менее эффективно. Исследования показали, что при росте валовых инвестиций, в анализируемых регионах, роста чистых инвестиций, нормы накопления основного капитала и нормы потребления не происходит. Причинами низкой эффективности инвестиционных процессов является то, что инвестиции, направляемые на расширенное воспроизводство основного капитала, фактически используются на простое воспроизводство фондов, в связи с недофинансированием его за счет такого источника как амортизация. В процессе исследования выявлено, что в условиях недостаточности собственных источников финансирования накопления – чистая прибыль используется неэффективно, более половины чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организаций, направляется на покрытие убытков прошлых лет и выплату дивидендов, а на накопление остается менее половины.
Россия имеет природную базу для успешного развития рыболовства и рыбоводства, окружена морями и океанами и обладает значительными внутренними водоемами. При этом продукция рыболовства и аквакультуры в рационе россиян занимает недостаточное место. Поставленная авторами цель – рассмотреть тенденции производства рыбной продукции и водных биоресурсов в России и в мире, была решена с использованием классических методов исследования: анализ, сравнение, индукция, дедукция, абстрактно-логический и монографический. Изучив отчеты различных отечественных и международных организаций, проанализировав статистические данные сборников Федеральной службы государственной статистики, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и др. авторы пришли к следующим выводам: на современном этапе отечественный рыбохозяйственный комплекс находится в стадии развития, наметились некоторые положительные тенденции, однако проблемы отрасли носят комплексный характер. Выделены основные проблемы развития отрасли: низкая конкурентоспособность продукции, низкая эффективность использования водных биологических ресурсов, ограничение доступа к финансовым инструментам, невозможность привлечения долгосрочного финансирования на приемлемых условиях, недофинансирование науки и др. Как следствие, снижается количество организаций, занимающихся рыболовством и рыбоводством, падает численность занятых в отрасли, не хватает судов, оснащенных современными средствами лова и перерабатывающими рыбу в море и т.д. Для достижения плановых показателей Доктрины продовольственной безопасности необходимо совершенствовать механизм развития отрасли в целом и, в частности, производства рыбной продукции и водных биоресурсов: создать отечественный морской и рыбный фонд, оказывать более существенную господдержку рыбной отрасли, ускорить темпы развития инфраструктурных элементов рынка по всей территории страны для стабильного снабжения населения рыбной продукцией.
Основная цель исследования – объективная экономическая оценка динамики относительных показателей эффективности сельского хозяйства на уровне государства. По результатам исследования в статье представлен глубокий анализ и представлена оценка динамики урожайности основных сельскохозяйственных культур, продуктивности животных, объем продаж сельскохозяйственной продукции, уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях по всей деятельности на уровне государства. Сформулированы и обоснованы следующие выводы: основными показателями интенсивности аграрного производства является уровень производительности труда занятых в отрасли, для снижения себестоимости продукции растениеводства, прежде всего, следует рационально использовать семена и посадочные материалы, экономить расходы на нефтепродукты и запчасти, повысить эффективность минеральных удобрений и ядохимикатов, совершенствовать экономические отношения с оказывающими услуги сторонними организациями. В животноводстве главный резерв снижения себестоимости продукции - рациональное использование кормов. Итоговая эффективность сельхозорганизаций зависит не только от реализационных цен на товарную продукцию растениеводства и животноводства, но также от цен на приобретаемые ими промышленные товары и услуги других организаций, без которых невозможно производство сельхозпродукции.
Благодаря научному поддержанию и развитию селекции и семеноводства в отрасли соеводства, эффективность отечественных сортов сои по сравнению с иностранными в Краснодарском крае заметно выросла. При этом сохраняется тенденция интенсивного расширения иностранного сегмента рынка сои. Так, за период с 2013 г. по 2017 г. наибольший рост занимаемой иностранным материалом доли в структуре посевов культуры был отмечен в северной зоне, и к 2017 г. этот показатель составил более 37‰. Однако, наряду с ростом доли иностранных сортов в посевах культуры, в северной зоне за анализируемый период средняя урожайность зарубежных сортов сои снизилась на 3,7 ц/га, а отечественных, напротив, – увеличилась на 1,0 ц/га. Аналогичная тенденция наблюдается во всех зонах возделывания культуры. В связи со сложившейся ситуацией, в рамках государственной стратегии импортозамещения и поддержки отечественных селекционных программ в работе была предложена проектная модель оптимизации сортовых комплексов сои в разрезе природно-климатических зон Краснодарского края с учетом биологического потенциала перспективных отечественных сортов и уровня устойчивости урожайности.
Представлен анализ и прогноз демографической и трудоресурсной базы развития агропромышленного комплекса. Дана характеристика типологии сельских территорий по уровню и динамике социально-экономического развития. Анализируется практика применения в России программно-целевого подхода к социальному развитию сельских территорий и региональному регулированию этого процесса, в том числе в рамках Государственной программы комплексного развития сельских территорий на 2020-2025 годы.
В настоящей статье автором рассмотрены стратегические документы Российской Федерации, непосредственно касающиеся проблематики научно-технологического обеспечения современного российского агродела и социальных аспектов сельского развития. В этой связи еще раз подчеркивается авторская позиция в отношении научной интерпретации таких базовых и до сих пор, не нашедших однозначного дефинирования категорий как «агросфера» и «сельские территории». Фрагментарно в статье анализируется современное состоянию социального потенциала агросферы, что позволило автору выявить факторы, тормозящие сельское социальное развитие. Наибольшее внимание уделено анализу важнейшего, по мнению автора, стратегического документа - Государственной программы комплексного развития сельских территорий. На основании анализа программных положений, личных рассуждений и мнений, высказанных представителями субъектов Российской Федерации, автор обоснует ряд концептуальных предложений, относительно совершенствования духа, содержания и текста как Госпрограммы в целом, так и отдельных ее программных мероприятий.
Необходимость совершенствования аграрной политики России является одной из важнейших задач в целях достижения продовольственной безопасности страны, создании резервов продовольствия и перехода к экспортно-ориентированному аграрному сектору. Изучение происходящих процессов реформирования АПК с помощью монографического, расчетно-конструктивного, экономико-статистических методов, метода сравнения и экспертных оценок позволило авторам выявить тенденции и перспективы аграрных преобразований, обосновать пути преодоления кризисных явлений в отрасли на основе уточнения научно обоснованных принципов совершенствования аграрной политики. Установлено, что при благоприятных экономических условиях (достаточных инвестиционных возможностях, осуществлении эффективных мер государственной поддержки и пр.) среднегодовой темп прироста производства сельскохозяйственной продукции может составить за 2017-2020 гг. 1,7‰, а за период 2021-2030 гг. – около 3‰.
Низкая эффективность расходов средств федерального и региональных бюджетов на реализацию мероприятий государственных программ диктует необходимость поиска дополнительных путей выхода из сложившейся ситуации. Проектные методы представляют собой развитие методов программно-целевого планирования и управления. В статье приведен анализ основных нормативно-правовых актов, обеспечивающих переход Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [5] на проектное управление. Проектное управление рассматривается как комплекс взаимосвязанных работ, направленных на достижение запланированной цели и имеющих однократный, неповторяющийся характер. Это планирование, организация и контроль временных, трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, направленных на достижение цели проекта. Проектный формат управления поможет мобилизовать и структурировать ресурсы, направленные на достижение целей проектов. Применение принципов проектного управления наряду с традиционным управлением на практике позволяет наиболее эффективно организовать взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов.
В статье дана характеристика занятости населения в Краснодарском крае, выявлена причинно-следственная связь между социально-экономическим развитием региона и состоянием рынка труда. Проведен анализ деятельности Центров занятости населения муниципальных образований Краснодарского края и выявлены проблемы современного рынка труда. Сделан вывод о развитии новых форм занятости населения, связанных с цифровизацией. Развитие сферы дистанционной занятости требует активизации государственной поддержки. Обосновано, что регулирование «дистанционных отношений» между работодателем и сотрудниками целесообразно возложить на центры занятости населения муниципальных образований.
Агропромышленный комплекс одновременно является одним из уникальных и ключевых элементов национальной экономики, формирующий существенную часть как валового внутреннего продукта, так и продукции, произведенной на территории большинства субъектов нашей страны. Его исключительность обусловлена непосредственным взаимодействием с природно-климатическими условиями и биологическими особенностями выращивания животных и растений. Подобное взаимодействие порождает возникновение множества различных труднопрогнозируемых и трудноуправляемых факторов, способных привести к формированию и развитию рисков. В свою очередь риски способны существенно снижать эффективность функционирования как отдельного субъекта системы, так и в целом дестабилизировать всю систему агропромышленного комплекса посредством совместного мультипликативного эффекта. При этом в настоящее время должного внимания со стороны научного и практического сообщества к развитию риск-ориентированных подходов к управлению в АПК не уделено. В этой связи в настоящей статье предложено обновленное понятие агропромышленного комплекса, акцентирующее внимание не только на существующих рисках, но и на необходимости включения в структуру системы АПК органов государственной и муниципальной власти – выступающих регулятором данной системы, но также обладающих определенным уровнем риск-нагрузки. Кроме того, обоснована авторская структура участников обновленной системы АПК, проведено их ранжирование по уровню рисков на основе предложенной бальной оценки.