Статья посвящена изучению проблем цифровизации процессов производства продукции животноводства в России. В статье приведены данные о производстве продукции животноводства, а также наличии техники и оборудования в организациях, занимающихся таким производством. Рассмотрены вопросы цифровизации этой отрасли сельского хозяйства и существующие меры государственной поддержки обеспечения сельскохозяйственных организаций техникой и оборудованием, необходимых для цифровизации животноводства, и их производства в стране. Предложены новые виды государственной поддержки производства такой техники и оборудования.
В условиях складывающейся в мировом масштабе экономической, политической и демографической ситуации все большую актуальность приобретает проблема ценообразования на минеральные удобрения, выступающие основой развития сельскохозяйственной отрасли, обеспечивающей население продуктами питания. На основе комплексного анализа в работе определены основные группы факторов, оказывающих влияние на спрос на минеральные удобрения, выявлены особенности формирования цен на минеральные удобрения в современных экономических условиях. Дана оценка мировых цен на минеральные удобрения, а также проанализированы средние цены российских производителей на основные виды удобрений, реализуемые на внутреннем рынке и поставляемые на экспорт. В разрезе основных отечественных продуцентов туков (ПАО «ФосАгро», ПАО «Акрон», ПАО «Уралкалий» и АО «Еврохим») проведен сравнительный структурно-динамический анализ себестоимости реализуемой продукции, выступающей в качестве определяющего величину отпускных цен на удобрения фактора. В заключении дан прогноз на ближайшую перспективу относительно ожидаемой динамики цен на азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения на глобальном рынке.
Одним из важных составляющих бесперебойного сельскохозяйственного производства является своевременное обеспечение производителей материально-техническими ресурсами. Российское сельское хозяйства в определенной мере характеризуется как мелкотоварное, что усложняет его модернизацию из-за слабой финансовой устойчивости малых сельскохозяйственных организаций, К(Ф)Х, ИП и хозяйств населения. В мире практикуется кооперативная модель для наращивания масштаба, а также для консолидации интересов членов при покупке дорогостоящего оборудования. Так, например, в Германии, Австрии, Бельгии, Канаде и других странах действуют кооперативы по совместному использованию техники, которые очень быстро приспосабливаются к рыночным функциям в изменяющейся экономической среде, характеризующейся технологическими сдвигами, индустриализацией сельскохозяйственного сектора и индивидуальным сельским хозяйством. В настоящее время они диверсифицировали свою деятельность и обеспечивают членов также и ГСМ, семенами, пестицидами, удобрениями и прочими ресурсами. В России же снабженческие и обслуживающие кооперативы играют несущественную роль в обеспечении аграриев факторами производства. Зарубежный опыт может помочь в построении работоспособной кооперативной системы в России.
В статье уделено внимание вопросам обеспечения информационной безопасности в организациях аграрного бизнеса. Определены основные объекты воздействия со стороны потенциальных угроз информационной безопасности в организациях аграрного бизнеса. Выявлены наиболее распространённые способы появления угроз информационной безопасности в организациях аграрного сектора, а также приведены потенциальные негативные последствия при реализации угроз информационной безопасности в организациях аграрного бизнеса. Обосновывается необходимость формирования и функционирования отдела информационной безопасности, как структурного элемента управления, в организациях аграрного бизнеса, особенно у крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей и в холдинговых структурах. Представлены основные элементы функционирования отдела информационной безопасности в организациях агробизнеса, кроме того предложена методика сравнительной оценки информационной безопасности, с последующей возможностью определения уровня информационной безопасности в сельскохозяйственной организации.
Информация традиционно играет важнейшую роль в системе принятия управленческих решений. Получение исчерпывающей, надежной и релевантной информации невозможно без инициативы хозяйствующего субъекта, раскрывающего ее. В современной отечественной практике не редки случаи качественного раскрытия интегрированной и ESG-отчетности. За качеством раскрытия, применением «лучших практик» следят рейтинговые агентства, регулярно формируя отчеты, рейтинги и рэнкинги организаций-эмитентов отчетности. Однако, нефинансовая информация раскрывается лишь крупными хозяйствующими субъектами, ориентирующимися преимущественно на международные инвестиционные структуры. Остальные хозяйствующие субъекты не заинтересованы в раскрытии дополнительной информации, что является проблемой для их устойчивого развития, так как оно невозможно без учета требований стейкхолдеров, касающихся информационных потоков организации. Целью проводимого исследования являлось изучение количества и качества информации, раскрываемой сельскохозяйственными организациями (на примере системообразующих организаций Самарской области). В статье описано, что требования стейкхолдеров в части информации сельскохозяйственных организаций шире, имеет специфические черты. Таким образом, именно сельскохозяйственным организациями следует ответственно относиться к публикации интегрированной отчетности. В статье использовалась авторская методика оценки состава, количества и качества раскрываемой хозяйствующими субъектами информации о своей деятельности. Апробация была проведена на сельскохозяйственных организаций Самарской области. Результатом исследования явилась количественная оценка, характеризующая раскрытие информации сельскохозяйственными системообразующими организациями Самарской области, которая дополняет региональным аспектом существующую на сегодняшний день дискуссию в научной среде о современном состоянии отчетности об устойчивом развитии сельскохозяйственных организаций.
В статье рассматриваются теоретические вопросы государственно-частного партнерства в условиях действующей модели экономического механизма развития АПК. Проблема государственно-частного партнерства многими учеными рассматривается без диалектической взаимосвязи явления и формы ее реализации. Тогда как по нашему убеждению именно производственные отношения, складывающиеся в обществе, определяют те или иные формы реализации взаимодействия бизнеса и государства, бизнеса и общества и, как следствие, развитие государственно-частного партнерства и общественно-частного партнерства, как института, представляющего интересы общества.
В научной статье даётся оценка состояния и управления земельными ресурсами в сельском хозяйстве Орловской области. Проведен экономико-статистический анализ состояния земельных ресурсов в сельскохозяйственном производстве Орловской области, в ходе которого установлено, что территория региона отличается высокой сельскохозяйственной освоенностью. Дана оценка эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственных организациях региона, которая позволила выявить ряд проблем в использовании земель. В частности, была выявлена тенденция снижения доли используемых земель сельскохозяйственного назначения в общей площади сельскохозяйственных угодий региона. В работе определены основные пути вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, что прямым образом скажется на повышении уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях. Всё это способствует созданию действенного механизма целенаправленного регулирования земельных отношений и управления землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с происходящими изменениями в экономике
Статья посвящена насущным вопросам государственного регулирования и существенно отличающимся земельным отношениям по отдельным субъектам России. Приведены и проанализированы региональные законодательные акты, регулирующие оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения в разрезе экономических районов России. Установлены отличия между экономическими районами и закономерности между субъектами одного экономического района в системе нормативных актов по землепользованию, их управление на разных уровнях (федеральном, субъекта России и муниципальном) в области земельной политики, в частности по распоряжению земельными ресурсами нескольких регионов России. Обращено внимание на отдельные вопросы регулирования, в частности: предельные размеры земельных участков, ценообразование по договорам купли-продажи и аренды, аукционный порядок распоряжения собственностью субъектов России и земельных участков, собственность на которые не разграничена, сроки приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в государственной или муниципальной собственности. Внесены предложения по увеличению ставки земельного налога на сельскохозяйственные угодья из обобщения авторитетных специалистов в области земельного рынка и многолетнего опыта их исследований по данному вопросу с целью сохранения почвенного плодородия, ценности сельскохозяйственных угодий, предотвращение деградации земельных участков и стимулирования к долгосрочным, стабильным экономическим отношениям в аграрной сфере производства.
Для упорядочения содержания консалтинговой поддержки предложена классификация информационно-консультационной поддержки в агропромышленном комплексе по 15 классификационным признакам, в том числе по четырем, предложенным автором: по участию государства в оказании поддержки; по степени возмездности информационно-консультационной поддержки; по субъектам поддержки; по видам поддержки. Применение данных классификационных признаков отражает актуальную ситуацию в оказании косвенной поддержки субъектам аграрного бизнеса как инструмента аграрной политики государства. Содержащиеся в исследовании классификационные признаки также отражают объекты поддержки, отраслевую специфику агропромышленного комплекса, уровень поддержки, виды деятельности, физическое присутствие человека в процессе консалтингового сопровождения, частоту, формат и форму получения информационно-консультационной поддержки. Также сделан акцент на этапы жизненного цикла, на которых производится консультационная помощь, ее содержание, а также место оказания. Принципиально новыми для классификации консалтинговой поддержки в отраслях агропромышленного комплекса являются классификационные характеристики, определяющие государственную и негосударственную поддержку; консультационную, образовательную, маркетинговую, координационную поддержку, а также выделение обеспечения доступа к информационным ресурсам как отдельного вида консалтинговой помощи субъектам аграрного бизнеса. В качестве практической иллюстрации применения классификационных признаков и характеристик отражены современные направления информационно-консультационной поддержки: сопровождение получения и освоения субъектами агробизнеса прямой государственной поддержки для развития сельскохозяйственного производства; повышение производительности труда; обучение начинающих фермеров и сельских предпринимателей; продвижение реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, произведенных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и фермерскими хозяйствами. Предложенная классификация впоследствии может быть трансформирована и расширена в соответствии с реалиями актуальной экономической ситуации в аграрном секторе экономики.
В статье выполнен прогноз достижения порогового уровня продовольственной независимости России по фруктам и ягодам с использованием различных инструментов анализа. Проведён сравнительный анализ достоверности аппроксимации различных линий тренда. По линии тренда с наибольшей величиной достоверности аппроксимации осуществлён прогноз, позволяющий установить календарный год, в который, как ожидается, произойдёт превышение порогового уровня «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» по фруктам и ягодам. Осуществлен прогноз достижения порогового значения продовольственной независимости России по фруктам и ягодам на основе экстраполяции значений приростов самообеспеченности за пяти- и десятилетний периоды. Проанализированы возможности хронологически более раннего достижения продовольственной безопасности в условиях формирования подконтрольного и/или «дружественного» импорта, ранее не определявшиеся в академической среде. Выполнен обзор потенциала формирования подконтрольного и дружественного импорта в рамках членства России в различных интеграционных формированиях. Статья направлена на решение научной проблемы ускорения достижения порогового значения продовольственной независимости по наиболее отстающей позиции продовольствия – фруктам и ягодам, что может представлять интерес для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов, научных работников, государственных служащих, а также других лиц, занимающихся проблемами продовольственного обеспечения.