Яндекс.Метрика

РАЗВИТИЕ АГЛОМЕРАЦИЙ: ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ

Основные направления пространственного развития страны традиционно охватывают многие проблемы совершенствования системы расселения. На их решение ориентирована и принятая Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. В соответствие с ней целью пространственного развития страны является обеспечение ее устойчивого и сбалансированного функционирования, направленного на сокращение межрегиональных социально-экономических различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также достижение национальной безопасности государства. В этой связи предстоит усилить и систему стратегического управления, прогнозирования и планирования пространственным развитием страны. Ее реализация должна стать гарантией того, что не вся социально-экономическая жизнь будет сконцентрирована только в ограниченном количестве крупных и крупнейших городских агломерациях, а ее развитие будет более или менее равномерно происходить на всей огромной и слабо заселенной территории страны. В конечном счете, это во многом позволит максимизировать рациональное использование социально-экономического потенциала каждого региона страны, более объективно учитывать исторические и современные реалии его развития.

АГЛОМЕРИРОВАНИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ЗА И ПРОТИВ

В статье исследуется дискуссионный вопрос целесообразности агломерирования сельских территорий России путем формирования сети опорных населенных пунктов (ОНП), в том числе со статусом городов с численностью населения до 50 тыс. человек, и прилегающих к ним территорий, включая поселки городского типа и рабочие поселки, постановка которого мотивируется опасениями перетока ресурсов сельского развития в городскую среду. Изложены результаты проведенного авторами регионального анализа распределения ОНП сельских агломераций по типу населенного пункта (город, село) и удельному весу поселков городского типа и рабочих поселков на прилегающих территориях. Рассмотрены две модели сельского агломерирования: реализуемая в настоящее время центростремительная модель, которая предусматривает концентрацию ресурсов развития в опорных пунктах, и модель сбалансированного развития, основанная на принципе сочетания интенсивного развития опорных пунктов с обеспечением минимальных социальных гарантий всему населению прилегающих территорий. Обоснована целесообразность реализации второй модели, которая, несмотря на большую затратность, является единственным способом сохранения жизнеспособности основного массива сельской поселенческой сети. Представлен адекватный данной модели опыт организации социального обслуживания сельского населения в Республике Беларусь на базе агрогородков и нормативного перечня объектов социальной инфраструктуры для райцентров, агрогородков первого и второго типа, рядовых населенных пунктов. Сделан вывод о том, что взаимоувязанное сбалансированное развитие центров межселенного обслуживания и населенных пунктов прилегающих территорий позволит повысить эффективность размещения в сельской местности рабочих мест, объектов социальной, инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры и бюджетирования расходов на эти цели.

ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ДОКТРИНЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Целью данного исследования является обоснование системы показателей, позволяющих дать объективную оценку состоянию продовольственной безопасности России. В исследовании сделана попытка обоснования наиболее значимых показателей (регистрируемых Росстатом, ФТС России, Минсельхозом России и другими организациями), применимыми для осуществления государственного мониторинга Доктрины продовольственной безопасности России. Представленная система показателей, а также нормативные показатели аргументированы с учетом негативно изменяющейся геополитической и экономической ситуации, и предполагают необходимость внесения изменений в Доктрину продовольственной безопасности России в части введения показателей уровня самообеспеченности отечественными материально-техническими ресурсами. Представленное исследование, равно как и перечень показателей не претендуют на их исчерпывающую полноту, объективность и системность. В этой связи, просим читателей данной публикации, по возможности дать свои отзывы на представленную систему показателей (в порядке дискуссии).

ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ САХАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Одним из условий экономического роста государства является эффективность финансово-хозяйственной деятельности и финансовая устойчивость субъектов-участников экономики (регион, отрасль, предприятие, человек). Вклад каждого субъекта в экономические процессы, протекающие в стране, оказывает значительное влияние на уровень экономической безопасности государства. Анализ финансовой устойчивости предприятий, производящих социально значимую продукцию, позволяет оценить влияние результатов финансово-хозяйственной деятельности отдельных субъектов на уровень экономической безопасности России. Необходимо отметить, что в научной литературе недостаточно исследован вопрос взаимосвязи финансовой устойчивости организаций и экономической безопасности государства. Данная работа демонстрирует необходимость анализа финансовой устойчивости лидеров сахарной отрасли с применением коэффициентной и балльной методики. Результаты проведенного анализа могут быть использованы для формирования аграрной политики на уровне как региона, так и страны. Выявление факторов, оказывающих негативное влияние на финансовую устойчивость крупнейших производителей сахара в стране, позволит не только выработать меры государственной поддержки, но и определить зоны риска, которые несут в себе угрозы для экономической безопасности России. Одним из важных моментов является использование нефинансовой информации для выявления дополнительных факторов, определяющих уровень финансовой составляющей экономической безопасности предприятий сахарной промышленности.

ОСОБЕННОСТИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ⃰

С учетом того, что сегодня остро стоит задача трансформации сельского хозяйства в высокотехнологичный конкурентоспособный элемент продовольственной системы, то такая постановка задачи повышает необходимость активизации внедрения инноваций во всех сферах агропромышленного комплекса. Реализация указанных направлений возможна только при условии соответствующего кадрового обеспечения отрасли, которое должно быть не только высококачественным, но и достаточно адаптивным в соответствии с высокой динамикой, происходящих изменений на рынке. Так как данные изменения сегодня во многом связаны с технологическим прогрессом, то, как следствие, значительно повышается спрос на научное обеспечение многих процессов в аграрной сфере экономики, а это в свою очередь накладывает отпечаток на новые профессиональные компетенции, формирующиеся на аграрном рынке труда.

МНОГОМЕРНЫЕ МЕТОДЫ В МОДЕЛИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА В АГРАРНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В современных условиях развития страны, сельские территории играют важную роль в достижении прогресса эффективности производства. Развитие сельских территорий предполагает наличие основного капитала и его соответствие современному производству. Для повышения сельскохозяйственного производства необходимо обеспечение и эффективность использования всех ресурсов производства, в том числе основного капитала, также особенно важным является применение современных цифровых технологий. Цифровая трансформация в аграрном секторе даст толчок для повышения производительности труда, устойчивости и экономической эффективности производства. Она позволяет принимать более информированные решения, оптимизировать процессы и ресурсы, а также повысить качество и безопасность продукции. В статье рассмотрены показатели эффективности использования основных фондов в сельском хозяйстве в регионах Приволжского и Центрального федеральных округов России. Проведена многомерная группировка по показателям состояния и эффективности использования основных средств, построена модель зависимости фондоотдачи от основных факторов. На основе методов сравнительного анализа и обобщения, классификации, логического, семантического и функционального моделирования, стоимостной оценки выявлены основные взаимосвязи в эффективности использования основного капитала в аграрном производстве регионов России.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗНАЧИМЫЕ ФАКТОРЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме по разработке мер, направленных на повышение уровня рентабельности отечественной сельскохозяйственной продукции. Дана краткая характеристика современного состояния сельскохозяйственного производства. Отмечено, что уровень рентабельности сельского хозяйства в 2023 г. снизился на 1,2% в сравнении с 2022 г. и составил с учетом различных видов субсидий 19,1%, а без них – только 15,8 процента. Проведенный анализ показал, что такая ситуация в отрасли связана с рекордным урожаем основных культур и прежде всего – зерна в 2022 г. и ростом издержек на производство сельскохозяйственной продукции в 2023 году. Для решения проблем, связанных с низкой ценой на зерно и нарастающим диспаритетом цен между промышленной и сельскохозяйственной продукцией в Государственной Думе создана рабочая группа, которая предложит Правительству России механизм обеспечения паритета цен в аграрном секторе. В работе раскрыты основные факторы, влияющие на повышение рентабельности производства сельскохозяйственной продукции, которые можно разделить на 2 большие группы: внешние – по отношению к отдельной организации и внутренние, которые связаны, непосредственно, с ее деятельностью. К первой группе относятся природно-климатические условия, санкции недружественных стран, политика государства: нормативно-правовое обеспечение, дотации, компенсации, налогообложение, приоритеты развития аграрного сектора. Ко второй группе следует отнести факторы эффективности производства, имеющиеся у самих предприятий: земельные, материальные и трудовые ресурсы. Особое внимание в работе уделено сохранению и развитию научного потенциала АПК, и трансферу научных разработок в хозяйственную практику, в целях увеличения уровня рентабельности при производстве сельскохозяйственной продукции. По мнению автора, для ускоренного решения проблем, связанных с диспаритетом цен, а также снижением себестоимости производимой продукции, необходимы совместные усилия государства, науки и бизнеса, а также обеспечить финансирование 5 государственных программ по их исходному паспорту.

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК

В статье рассматриваются вопросы совершенствования государственной поддержки инновационного развития АПК. В процессе исследования были проанализированы темпы роста производства основных видов животноводческой продукции на новых и модернизированных объектах в разрезе: по количеству введенных новых и реконструированных объектов, по объему производства, полученному на таких объектах и его доле в общем объеме производства. Рассмотрены основные положения использования поискового, организационно-технологического и ресурсного подходов в контексте решения проблемы формирования полного инновационного цикла в агропромышленном комплексе. С целью стимулирования инноваций в АПК для формирования новой парадигмы инновационного развития аграрного сектора экономики предложена реализация комплекса мер по различным направлениям, таким как совершенствование нормативно-правовой базы, создание региональных фондов поддержки инноваций в сельском хозяйстве, формирование целостной и эффективной инновационной инфраструктуры и другим.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА РОССИИ

Устойчивое обеспечение материально-техническими ресурсами является необходимым условием эффективного функционирования агропродовольственного сектора. В период обострения внешней политической и экономической ситуации и связанным с этим интенсивным санкционным давлением материально-техническое обеспечение становится важнейшим фактором обеспечения продовольственной безопасности России. В статье данная проблема рассматривается комплексно как по материально-техническому обеспечению в целом, так и в разрезе основных видов ресурсов, в том числе сельскохозяйственной техники, топливно-энергетических ресурсов, удобрений, средств защиты растений и семян. Показана роль материально-технических ресурсов в формировании затрат на основное производство в сельском хозяйстве, а также складывающаяся в период 2017-2022 гг. тенденция динамики цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию и приобретаемые виды материально-технических ресурсов. Отмечено, что в экономических условиях России материально-технические ресурсы, используемые при производстве и товародвижении агропродовольственной продукции, можно условно разделить на импортозависимые ресурсы и ресурсы слабо зависимые от внешних поставок. К первой группе относятся сельскохозяйственная техника, средства защиты растений и семена. Ко второй – топливно-энергетические ресурсы и удобрения (минеральные и органические). Основная часть статьи включает аргументацию комплексного междисциплинарного и мультидисциплинарного подхода к анализу материально-технического обеспечения производства и товародвижения агропродовольственной продукции в условиях новых вызовов. Структура этого подхода включает предложения по совершенствованию системы управления материально-техническим обеспечением на федеральном уровне, включающую как институциональные изменения, так и новую философию анализа, включающую совместный анализ проблем ресурсного обеспечения и эффективного использования материально-технических ресурсов. При рассмотрении прорывных направлений материально-технического обеспечения основной акцент сделан на раскрытии потенциала прикладных информационно-коммуникационных технологий, в частности в сфере управления (электронное обеспечение межотраслевого баланса), формирования снабженческих кооперативов, а также в сфере технического обеспечения рыболовства.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ

Статья посвящена изучению проблем развития производства сельскохозяйственной техники в России в условиях санкционного давления. В статье приведены данные о наличии сельскохозяйственной техники у сельскохозяйственных товаропроизводителей и производстве отечественной сельскохозяйственной техники, а также рассмотрены вопросы замещения попавшей под санкции зарубежной сельскохозяйственной техники на отечественные аналоги. Также рассмотрены факторы, тормозящие развитие отечественного сельхозмашиностроения и меры государственной поддержки производства сельскохозяйственной техники в стране. В результате проведенного анализа и экспертной оценки современного состояния производства сельскохозяйственной техники в России выявлены основные меры, необходимые для увеличения производства такой техники и замещения зарубежной сельскохозяйственной техники на отечественные аналоги.