В настоящее время продовольственный рынок России представлен широким ассортиментом пищевых продуктов различного назначения. В отличие от советского периода он не испытывает товарного дефицита. Однако сформированный продовольственный рынок пока не отвечает всем критериям развитых рынков ведущих стран. Остается много вопросов экономического характера, а качество поставляемой на рынок продукции оставляет желать лучшего. Улучшение качества пищевых продуктов сложный и многофакторный процесс, начало которого определяет качество исходного сырья, поступающего на промышленную переработку, а также применяемые технологии и квалификация кадров. Указ Президента России «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» определяет увеличение ожидаемой продолжительности жизни. В решении этой ключевой задачи качество и безопасность пищевых продуктов играют важнейшую роль. На протяжении последнего времени формировалась и создавалась новая законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая качество и безопасность пищевой продукции. Сложившиеся природно-климатические и экономические условия вполне обеспечивают решение указанных задач. Вместе с тем, новые условия производства сырья и выработки пищевой продукции требуют создания базового документа, где должны найти отражение весь комплекс вопросов по повышению качества и безопасности пищевой продукции. Таким документом должна стать национальная система управления качеством пищевой продукции, где будут установлены конкретные требования к показателям качества и безопасности пищевой продукции.
Одним из ключевых направлений обеспечения национального суверенитета страны является достижение ею продовольственной безопасности. Политика обеспечения продовольственной независимости государства основывается на импортозамещении сельскохозяйственной продукции. В соответствии с этим в статье проведен анализ динамики импорта и внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, а также осуществлена сравнительная оценка вклада импорта и уровня самообеспечения по основным видам продовольствия. На основании данных анализа дана оценка произошедшим изменениям в показателях производства и ввоза сельскохозяйственной продукции, а также выявлены основные товарные позиции, по которым достигнуто импортозамещение.
В современном мире набирает обороты процесс развития цифровых технологий, который затрагивает основы всей мировой экономической системы, меняя парадигмы ее развития. Главным фактором, от которого зависят темпы развития цифровой экономики, является уровень защищенности прав на результаты интеллектуальной собственности (РИД). Ныне, отсутствует концептуальная основа проблем защиты РИД ИИ. Ни в одной стране мира нет четкого законодательства, которое позволяло бы регламентировать применение ИИ. Данные проблемы в сфере развития цифровых технологий делают актуальными вопросы разработки стратегий управления интеллектуальной собственностью в технологических компаниях, являющихся центрами новой экономики знаний. В процессе исследования доказано, что создание эффективной системы защиты продуктов ИС является основным условием функционирования цифровой экономики. Установлено, что в развитии цифровой экономики развивающихся государств существуют новые системные риски, которые связаны с ростом уровня цифрового пиратства, трансграничными нарушениями, появлением объектов охраны ИС, которые ранее не были известны. Доказана необходимость разработки компаниями стратегий в сфере интеллектуальной собственности, основная цель которых заключается в выявлении активов и их согласовании по стоимости с общими целями компании. Предложен механизм реализации стратегических подходов в области ИС для российских компаний, который заключается в осуществлении процесса выбора компанией соответствующего вида стратегии в области ИС, ее разработки и реализации, что существенно повышает уровень эффективности принимаемых управленческих решений. Особенность предлагаемого механизма состоит в уточнении фактической стоимости актива и ее сравнении с заявленной на этапе разработки стратегии. Предложена для ООО «Стартап-студия ГГНТУ» модель системы по систематизации потенциальных каналов утечки организационных, экономических и правовых ноу-хау, которая позволит сократить степень утечки информации для технических и технологических ноу-хау, в основе которой выявлена двойственная природа возникновениям конфликтов между сотрудниками и владельцами бизнеса, разрешение которой в организациях будет способствовать созданию эффективной корпоративной культуры.
Статья посвящена анализу современного состояния производственной инфраструктуры птицепродуктового подкомплекса России. В ней приведены данные об уровне самообеспечения продукцией птицеводства, производстве этой продукции в хозяйствах всех категорий за последние 5 лет. Рассмотрены вопросы развития инфраструктуры птицепродуктового подкомплекса по ключевым элементам, входящим в данную инфраструктуру, а также меры государственной поддержки. В результате проведенного анализа состояния инфраструктуры птицепродуктового подкомплекса, а также существующей государственной поддержки выявлены основные меры, необходимые для повышения эффективности функционирования этой инфраструктуры.
В статье уделено внимание функциональным особенностям транспортной подсистемы инфраструктурного обеспечения АПК и её роли в функционировании транспортных коридоров. Дана оценка протяженности путей сообщения в России и проведён анализ объемов транспортировки грузов и грузооборота по видам транспорта. Определены основные сферы транспортной подсистемы инфраструктурного обеспечения АПК, а также описана система транспортировок различных видов агропродовольственной продукции Проведён анализ динамики структуры транспортировки отдельных видов грузов различными видами транспорта. Дан анализ динамики количества объектов автодорожной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения Выявлена динамика индексов тарифов на услуги транспортировки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Определено место России в международных евразийских транспортных коридорах, а также направления реализации стратегии развития инфраструктуры «Один пояс – один путь». Обозначен региональный аспект вовлеченности России в функционирование международных транспортных коридоров.
Логистические организации внедряют новые технологии, такие как автоматизация, робототехника, искусственный интеллект и другие, чтобы удовлетворять растущий спрос на быструю и эффективную доставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Инновации позволяют компаниям оптимизировать свои цепочки поставок, снизить затраты, а также повысить скорость товародвижения. Еще одно значимое направление в логистике – аналитика данных и отслеживание в реальном времени потоков с помощью датчиков и других цифровых средств. Интегрировав эти технологии, организации успешно прослеживают и управляют поставками, собирая данные о местонахождении, состоянии и движении товаров для быстрого выявления проблем и реагирования на них. Операторы, ориентированные на экспорт, пользуются глобальными цифровыми платформами для рационализации грузопотоков, фиксирования изменений в маршрутах и сокращения времени доставки грузов в пункт назначения. В условиях растущей глобальной взаимосвязанности логистика имеет решающее значение для упрощения сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечения рационального товародвижения, основанного на технологическом прогрессе.
В статье рассматриваются современное экологическое состояние и характер использования пойменных земель в Центре России, а также в Рязанской Мещере. Представлены основные виды эффективности и место в них эколого-экономической эффективности как составляющей части экологической эффективности. Изложено научное видение более целесообразного территориального использования заливных лугов в растениеводстве, кормопроизводстве, животноводстве, птицеводстве (разведение водоплавающей птицы), в охотничьем, заповедном, рыбном хозяйстве, в пчеловодстве, в заготовках дикоросов, в экологическом туризме и дизайне, в создании эталонных экологических участков и так далее. Мониторинг элементов экологических систем и пути приведения их в соответствие нормам и нормативам по предельным дозам концентрации (ПДК) загрязняющих окружающую среду веществ. Применительно к луговодству, рассмотрена возможность производства сена на природных и улучшенных пойменных сенокосах с использованием современных технологий. Приведена методика расчета сравнительной эколого-экономической эффективности. Изложены перспективы возможного, более рационального использования пойменных территорий Рязанской области в различных сферах деятельности с соблюдений требований и норм экологической безопасности.
В данной статье рассматривается проблема электроснабжения удаленных малонаселенных пунктов России, где несколько десятков миллионов человек сталкиваются с трудностями доступа к электричеству. Анализируются причины, включая низкую плотность населения, географическую удаленность и отсутствие централизованного энергоснабжения, что приводит к высоким тарифам и периодическим отключениям. В качестве решения предлагается внедрение автономных гибридных энергетических установок, которые могут значительно снизить стоимость электроэнергии и повысить стабильность энергоснабжения. Приводится пример успешного пилотного проекта в селе Менза Забайкальского края, где автономные гибридные энергетические установки обеспечили жителей качественной электроэнергией без перебоев. Целями исследования являются: выявление основных проблем электроснабжения удаленных населенных пунктов, оценка эффективности внедрения автономных гибридных энергетических установок и разработка рекомендаций по модернизации энергетической инфраструктуры. Методы исследования включают анализ статистических данных по электроснабжению, а также изучение успешных практик внедрения автономных систем в других регионах. Работа подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению текущих проблем в удаленных регионах России, предлагая инновационные решения, которые могут улучшить качество жизни местного населения и способствовать устойчивому развитию этих территорий.
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты стратегического планирования. Выполнен анализ подходов к организации стратегического планирования, принятых в разных страна мирах, включая Россию. Особое внимание уделено опыту государств, в которых стратегическое планирование реализуется посредством достижения коммуникации государственных и общественных институтов. Определены условия формирования системы стратегического планирования и взаимосвязь стратегий по основным уровням власти и стратегической направленности. Проанализированы виды ответственности за результаты стратегического планирования, принятые в Сингапуре, и меры, предпринимаемые при недостижении целей на предмет их введения в России. Сформулированы рекомендации по развитию стратегического планирования в России.
В материалах Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 г. с прогнозом до 2036 г. обоснованы подходы, которые обеспечат эффективное и планомерное развитие производственно-экономических и социально-бытовых направлений за счет расширения стратегических межотраслевых и региональных взаимодействий и совершенствование системы управления производственно-экономическим ростом агропромышленного комплекса. Современный этап управления агропромышленным комплексом в новой геополитической обстановке во многом зависит от эффективно действующего производственного, экономического и социального потенциалов, а также играет огромное и перспективное значение в развитии и структурировании социально-экономических систем в сфере приоритетности производственно-экономического роста. Стратегические направления обеспечат динамичное и комплексное развитие, а также управление производственно-экономическим ростом, используя для этого эффективные механизмы, методы и процедуры при принятии стратегических управленческих решений, связанных с устойчивой управляемостью и динамичностью развития отдельных отраслей агропромышленного бизнеса. При реализации данных направлений современные формы и методы хозяйствования в новой геополитической обстановке не должны противоречить уже действующим целям и задачам социально-экономического роста отраслей АПК и сельских территорий с учетом их специфических особенностей, сложностей и неравномерностей в развитии.