ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАКШЕВСКИЙ ГЕОРГИЙ, РИСИН ИГОРЬ
DOI 10.33938/211-101
УДК 338.43.02:332.1
Выпуск № 1, Январь 2021 г., статья № 11, стр. 101-106
Рубрика: Аграрная политика и государственное регулирование АПК
Ключевые слова: ПРАКТИКА СТРАТЕГИРОВАНИЯ, СТРАТЕГИИ, РЕГИОНЫ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ, МЕРЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Аннотация: В статье дана оценка современной практики стратегирования процессов развития сельского хозяйства регионов. Для ее получения использован метод контент-анализа актуализированных стратегий социально-экономического развития регионов, дополненный методом сравнительного анализа представленных в них ключевых задач развития сельского хозяйства, мер, которые органы публичной власти намерены реализовать, и ожидаемых ими результатов. Объектная база анализа включает субъекты России, представляющие разные федеральные округа и имеющие ярко выраженную аграрную направленность. В их числе: Воронежская и Тамбовская области, Краснодарский край, Республики Алтай, Башкортостан, Татарстан. К сильным сторонам практики отнесены: постановка соответствующих стратегическим векторам развития экономики России ключевых задач, связанных, в том числе, с цифровизацией сельскохозяйственного производства, освоением интенсивных технологий, базирующихся на применении нового поколения сельскохозяйственных машин и технологического оборудования, развитием производства экологически чистой продукции, экспортно-ориентированного производства, разработкой и коммерциализацией конкурентоспособных инновационных продуктов и технологий, снижением воздействия производства на окружающую среду; установление востребованных в решении задач мер, реализация которых сопряжена с обновлением механизма государственного управления экономикой (использование проектного управления, создание селекционно-генетических центров сельскохозяйственных культур, инновационных кластеров); ввод новых показателей результатов (объем производства экологически чистой продукции, объем экспорта сельскохозяйственной продукции, количество инновационных разработок, внедренных в сельском хозяйстве и др.). Слабой стороной практики является ограниченность инвариантного (общего доя разных регионов) состава новых задач развития сельского хозяйства и востребованных в их реализации мер, сопряженных с вводом новых форм и инструментов государственного управления.
Авторы:
Закшевский Георгий Васильевич, НИИ экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района – филиала ФГБНУ «Воронежский федеральный аграрный научный центр им. В.В. Докучаева»
Рисин Игорь Ефимович, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Закшевский, Г. В. Оценка региональной практики стратегирования процессов развития сельского хозяйства / Г. В. Закшевский, И. Е. Рисин. – DOI 10.33938/211-101. – Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 1. – (Аграрная политика и государственное регулирование АПК). – С. 101-106.
ASSESSMENT OF REGIONAL PRACTICE OF STRATEGIZING AGRICULTURAL DEVELOPMENT PROCESSES
DOI 10.33938/211-101
Issue № 1, 2021, article № 11, pages 101-106
Section: Agricultural policy and state regulation of the agro-industrial complex
Keywords: PRACTICE OF STRATEGIZING, STRATEGIES, REGIONS, AGRICULTURE, KEY TASKS, GOVERNMENT MEASURES, INDICATORS OF RESULTS
Abstract: The article assesses the current practice of strategizing the processes of regional agricultural development. To obtain it, we used the method of content analysis of updated strategies for socio-economic development of regions, supplemented by a comparative analysis of the key tasks of agricultural development presented in them, the measures that public authorities intend to implement, and the results they expect. The object base of the analysis includes subjects of the Russian Federation that represent different Federal districts and have a pronounced agricultural orientation. Among them: Voronezh and Tambov regions, Krasnodar territory, the Republic of Altai, Bashkortostan, and TA-tarstan. The strengths of the practice include: setting the key tasks related to the digitalization of agricultural production, the development of intensive technologies based on the use of a new generation of agricultural machinery and technological equipment, the development of production of environmentally friendly products, export-oriented production, the development and commercialization of competitive innovative products and technologies, and reducing the impact of production on the environment; the establishment demanded in the task of measures the implementation of which involves about the regulation mechanism of state management of the economy (the use of project management co-building, breeding and genetic centers of crops, innovation clusters); the introduction of new performance indicators (volume of production of ecologically clean products, export of agricultural products, a number of innovative developments implemented in agriculture, etc.). The weak side of the practice is the limited invariant (common milking of different regions) composition of new tasks for the development of agriculture and the measures required in their implementation, which are associated with the introduction of new forms and tools of public administration.
Authors: Zakshevskii Georgii Vasilevich, Risin Igor Efimovich