Яндекс.Метрика

О ЦЕНАХ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ


МАСЛОВА ВЛАДА, АВДЕЕВ МИХАИЛ

DOI 10.33938/252-27

УДК 338.43

Выпуск № 2, Февраль 2025 г., статья № 3, стр. 27-37

Рубрика: Инвестиции и инновации в АПК

Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ, МОНИТОРИНГ ЦЕН, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, СТРУКТУРА РОЗНИЧНЫХ ЦЕН, ЦЕНЫ, ЦЕНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ


Аннотация: Статья посвящена исследованию динамики и структуры потребительских цен на продовольственную продукцию. Отмечается, что в России сформирован целый комплекс инструментов наблюдения за динамикой цен потребительского рынка, используются отдельные меры, направленные на сдерживание их роста (возможность ограничения цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости, заключение соглашений с хозяйствующими субъектами о неповышении цен). В последние годы отмечается увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения, существенный рост оборота розничной торговли, в том числе пищевыми продуктами. Однако, несмотря на это по-прежнему фиксируется крайне высокая доля расходов на покупку продуктов питания в потребительских расходах домашних хозяйств. Одной из причин происходящих процессов является значительный рост потребительских цен – за период 2017-2024 гг. он составил около 62 процентов. Проведенный авторами анализ структуры потребительских цен на отдельные виды продовольственной продукции позволил выявить основные драйверы роста цен (масло сливочное, говядина, сыры, куры, яйца, молоко, хлебобулочные изделия, мука и макаронные изделия). Отмечается, что по ряду продуктов значительная доля в структуре розничной цены приходится на торговую надбавку, а по отдельным продуктам она находится на сопоставимом уровне с долей сельскохозяйственных товаропроизводителей. Подчеркивается необходимость совершенствования системы мониторинга цен, охватывающей всех участников производственно-сбытовой цепочки и позволяющей осуществлять контроль за структурой оптово-розничных цен на широкий круг продовольственных товаров.

Авторы:
Маслова Влада Вячеславовна, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Авдеев Михаил Викторович, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ


Библиографическая запись:

На бумажную версию:

Маслова, В. В. О ЦЕНАХ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ / В. В. Маслова, М. В. Авдеев. – DOI 10.33938/252-27. – Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2025. – № 2. – (Инвестиции и инновации в АПК). – С. 27-37.


ABOUT FOOD PRICES IN THE CONSUMER MARKET

DOI 10.33938/252-27

Issue № 2, 2025, article № 3, pages 27-37

Section: Investment and innovation in agriculture

Keywords: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM, PRICE MONITORING, CONSUMER MARKET, AGRICULTURE, RETAIL PRICE STRUCTURE, PRICES, PRICE RELATIONS

Abstract: The article is devoted to the study of the dynamics and structure of consumer prices for food products. The authors note that Russia has developed the whole range of tools for monitoring the dynamics of consumer market prices, and the government uses certain measures aimed at stabilizing them (limiting prices for socially important food products, concluding agreements with businesses not to raise prices). In recent years, there has been an increase in the real disposable income of the population, the significant increase in the turnover of retail trade, including food products. Despite these positive trends, there is still the high proportion of spending on food purchases in household consumer spending. One of the reasons for the ongoing processes is the significant increase in consumer prices. Over the period 2017-2024, consumer prices increased by about 62%. The analysis of the structure of consumer prices for certain types of food products revealed the main drivers of price growth (butter, beef, cheeses, chickens, eggs, milk, bakery products, flour and pasta). The authors note that for a number of products, a significant share in the retail price structure is trade turnover, and for individual products it is at the comparable level with the share of agricultural producers. The authors emphasize the need to improve the price monitoring system, which covers all participants in the production and distribution chain and allows monitoring the structure of wholesale and retail prices for the wide range of food products.

Authors: Maslova Vlada Viacheslavovna, Avdeev Mikhail Viktorovich