СИСТЕМА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АГРАРНЫМИ ВУЗАМИ
ДВОРЯДКИНА ЕЛЕНА, ГУСЕЙНЛИ КАМАЛ
УДК 378
Выпуск № 12, Декабрь 2024 г., статья № 13, стр. 138-147
Рубрика: Управление и кооперация в АПК
Ключевые слова: АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, СИСТЕМА ОЦЕНКИ, АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Аннотация: Сложившаяся экономическая и геополитическая ситуация привела к изменениям в формировании и реализации образовательной политики и актуализировала проблемы функционирования организаций высшего образования разной отраслевой принадлежности, в результате чего происходит изменение их конкурентных позиций. Особую значимость данный процесс имеет для аграрных университетов, готовящих кадры для агропромышленного комплекса в контексте необходимости укрепления продовольственной безопасности. Цель статьи – разработать и апробировать методику оценки конкурентоспособности аграрных университетов. Авторами на основе исследования сущности конкурентоспособности организации высшего образования предложен подход к определению, где ключевыми компонентами являются осуществление деятельности по образовательным программам высшего образования и научная деятельность. Обобщены научно-методологические и нормативно-правовые методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций высшего образования. Благодаря данному обобщению было определено 6 блоков показателей оценки конкурентоспособности, предложена концептуальная схема авторского подхода к оценке конкурентоспособности. По мнению авторов, анализ сущности конкурентоспособности аграрного университета и формирование всесторонней системы ее оценки способствует развитию территории, в рамках которой функционирует вуз, агропромышленного комплекса и экономики всей страны в целом, предлагая качественные образовательные услуги, осуществляя подготовку высококвалифицированных специалистов и научные результаты, способствующие дальнейшему развитию агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности. Апробация авторской методики оценки осуществлена на примере полигона исследования, включающего аграрные университеты, расположенные в Уральском федеральном округе: Уральский государственный аграрный университет (УрГАУ); Южно-Уральский государственный аграрный университет (ЮУрГАУ); Государственный аграрный университет Северного Зауралья; Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Курганский государственный университет». Анализ данных образовательных учреждений проводился на основе показателей по 6 блокам: образовательный, научный, кадровый, международный, финансово-экономический, инфраструктурный, в результате оценки которых сформирован интегральный индекс конкурентоспособности и представлено ранжирование аграрных университетов по данному критерию.
Авторы:
Дворядкина Елена Борисовна, УрГЭУ, г. Екатеринбург, Россия
Гусейнли Камал Мубариз, УрГЭУ, г. Екатеринбург, Россия
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Дворядкина, Е. Б. СИСТЕМА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АГРАРНЫМИ ВУЗАМИ / Е. Б. Дворядкина, К. М. Гусейнли. – DOI 10.33938/2412-138. – Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2024. – № 12. – (Управление и кооперация в АПК). – С. 138-147.
SYSTEM FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF UNIVERSITIES: POSSIBILITIES OF APPLICATION BY AGRICULTURAL UNIVERSITIES
Issue № 12, 2024, article № 13, pages 138-147
Keywords: AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX, EDUCATIONAL ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION, COMPETITIVENESS, EVALUATION SYSTEM, AGRARIAN UNIVERSITY
Abstract: The current economic and geopolitical situation has led to changes in the formation and implementation of educational policy and actualized the problems of functioning of higher education organizations of different industries, resulting in changes in their competitive positions. This process is especially important for agrarian universities that train personnel for the agro-industrial complex in the context of the need to strengthen food security. The aim of the article is to develop and test the methodology for assessing the competitiveness of agrarian universities. The authors based on the study of the essence of competitiveness of higher education organization proposed an approach to the definition, where the key components are the implementation of activities on educational programs of higher education and research activities. Scientific-methodological and normative-legal methodological approaches to the assessment of competitiveness of higher education organizations are generalized. Thanks to this generalization, 6 blocks of indicators of competitiveness assessment were defined, the conceptual scheme of the author's approach to competitiveness assessment was proposed. According to the authors, the analysis of the essence of competitiveness of an agrarian university and the formation of a comprehensive system of its assessment contributes to the development of the territory within which the university operates, the agro-industrial complex and the economy of the country as a whole, offering quality educational services, training highly qualified specialists and scientific results that contribute to the further development of the agro-industrial complex and food security. The author's evaluation methodology was tested on the example of the research polygon, including agrarian universities located in the Ural Federal District: Ural State Agrarian University (UrSAU); South Ural State Agrarian University (SUSU); State Agrarian University of the Northern Trans-Urals; Kurgan State Agricultural Academy named after T.S. Maltsev - a branch of the federal state budgetary educational institution of higher education “Kurgan State University of Agrarian Sciences”. These educational institutions were analyzed on the basis of indicators in 6 blocks: educational, scientific, personnel, international, financial and economic, infrastructural, as a result of which the integral index of competitiveness was formed and the ranking of agrarian universities by this criterion was presented.
Authors: Dvoryadkina Elena Borisovna, Huseynli Kamal Mubariz