ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ГЛАВНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
АДУКОВ РУХМАН, АДУКОВА АЛЕВТИНА
УДК 321.015:631.152
Выпуск № 11, Ноябрь 2024 г., статья № 12, стр. 108-117
Рубрика: Управление и кооперация в АПК
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, СЕЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ, ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Аннотация: В статье отмечено, что вопреки многочисленным административным реформам, осуществленным в России с 90-х гг. прошлого столетия, а также реализации целого ряда госпрограмм, преодолеть кризисные явления на сельских территориях не удалось. С учетом передового мирового опыта, сделан вывод, что сложившаяся ситуация является следствием чрезмерной централизации системы государственного управления территориями. Показано, что совершенствование данной системы должно быть нацелено на создание полноценного института местного самоуправления, обладающего большой организационной и финансовой самостоятельностью. Чтобы оценить насколько эффективно решается эта проблема, выявлены этапы реформирования местного самоуправления, охватывающие досоветский, советский и постсоветский периоды, разделив последний на три этапа. В связи с принятием Государственной Думой в первом чтении нового закона о местном самоуправлении, в дополнение к ним выделен четвертый этап – «ожидаемый на перспективу». Проанализировав данные этапы установлено, что каждый последующий из них, вместо укрепления местного самоуправления, приводил к сужению полномочий и снижению ресурсной обеспеченности его низовых (поселенческих) органов. В результате не удалось создать эффективные механизмы развития и полноценного использования экономического и социального потенциала сельского населения, без чего обеспечить социально-экономическое развитие сельских территорий невозможно.
Авторы:
Адуков Рухман Хасаинович, ВНИОПТУСХ - филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Адукова Алевтина Николаевна, ВНИОПТУСХ – филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Адуков, Р. Х. ЭТАПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ГЛАВНОГО ИНСТИТУТА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / Р. Х. Адуков, А. Н. Адукова. – DOI 10.33938/2411-108. – Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2024. – № 11. – (Управление и кооперация в АПК). – С. 108-117.
IMPROVEMENT OF PUBLIC ADMINISTRATION AS A BASIC CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL PRODUCT SUBCOMPLEXES
Issue № 11, 2024, article № 12, pages 108-117
Keywords: PUBLIC ADMINISTRATION, LOCAL GOVERNMENT, INTERBUDGETARY RELATIONS, SOCIO-ECONOMIC RELATIONS, RURAL AREA, STAGES OF REFORM
Abstract: The article notes that despite numerous administrative reforms carried out in Russia since the 90s of the last century, as well as the implementation of a number of state programs, it was not possible to overcome the crisis in rural areas. Taking into account the best world experience, it was concluded that the current situation is a consequence of excessive centralization of the territorial public administration system. It is shown that the improvement of this system should be aimed at creating a full-fledged institution of local self-government with great organizational and financial independence. In order to assess how effectively this problem is being solved, the stages of local self-government reform were identified, covering the pre-Soviet, Soviet and post-Soviet periods, dividing the latter into three stages. In connection with the adoption by the State Duma in the first reading of the new law on local self-government, in addition to them, the fourth stage was identified – "expected for the future". Having analyzed these stages, it was found that each subsequent one, instead of strengthening local self-government, led to a narrowing of powers and a decrease in the resource provision of its grassroots (settlement) bodies. As a result, it was not possible to create effective mechanisms for the development and full use of the economic and social potential of the rural population, without which it is impossible to ensure the socio-economic development of rural areas.
Authors: Adukov Rukhman KHasainovich, Adukova Alevtina Nikolaevna