ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017-2030 ГОДЫАГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
DOI 10.33938/214-7
УДК 338.436.33
Выпуск № 1, Январь 2024 г., статья № 1, стр. 7-24
Рубрика: Аграрная политика и продовольственная безопасность
Ключевые слова: АГРАРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ВОСПРОИЗВОДСТВО, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА, ИНВЕСТИЦИИ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, МЕХАНИЗМЫ, ОТРАСЛЬ, ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, РАЗВИТИЕ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, СОСТОЯНИЕ, СФЕРА
Аннотация: Хотя агропромышленный комплекс в современных условиях окончательно организационно не сформировался, но он по-прежнему является одним из самых крупных многоотраслевых и ключевых секторов экономики страны. Однако его формирование и развитие – это явление во многом объективное, так как основу агропромышленного комплекса составляет межотраслевая интеграция. В последнее время при поддержке государства в разных ее формах агропромышленный комплекс стал одним из основных трендов развития экономики даже в крайне неблагоприятных макроэкономических условиях. Его положительные результаты деятельности не в полной мере соответствуют наличию огромного аграрного потенциала страны вследствие недостаточной государственной поддержки для активного привлечения инвестиций в основной капитал прежде всего в сельское хозяйство, как базовой отрасли агропромышленного комплекса. Кроме того, значительным макроэкономическим фактором, осложняющим развитие АПК и особенно сельского хозяйства, остаются нестабильность и сохраняющийся сравнительно низкий уровень платежеспособного спроса населения. При этом уровень государственной поддержки сельского хозяйства хотя и обеспечивает относительные успехи в его развитии, но не позволяет более активно решать системные проблемы развития самой отрасли и особенно сельских территорий, применять не отдельные меры, а комплексный подход, опираясь прежде всего на эффективное использование внутренних производственных ресурсов, активное привлечение объема инвестиций. Для этого необходимо осуществить реализацию системы наиболее эффективных первоочередных организационно-экономических мер по совершенствованию инновационно-инвестиционной деятельности в АПК и особенно в сельском хозяйстве, как первоосновы обеспечения продовольственной безопасности страны. При этом государство должно обеспечить приоритет сельскому хозяйству, чтобы он стал общей стратегией его развития преимущественно опережающего, а не догоняющего типа, вне зависимости от наличия разного рода многих внутренних и внешних рисков, угроз и вызовов, а также форс-мажорных обстоятельств.
Авторы:
Алтухов Анатолий Иванович, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Алтухов, А. И. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2017-2030 ГОДЫАГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СТРАНЫ: СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ / А. И. Алтухов. – DOI 10.33938/214-7. – Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2024. – № 1. – (Аграрная политика и продовольственная безопасность). – С. 7-24.
AGRICULTURAL COMPLEX OF THE COUNTRY: STATE AND DEVELOPMENT OPPORTUNITIES
DOI 10.33938/214-7
Issue № 1, 2024, article № 1, pages 7-24
Keywords: AGRICULTURE, AGRICULTURAL POTENTIAL, AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE COUNTRY, BRANCH, CONDITION, DEVELOPMENT, INVESTMENTS, INVESTMENT ACTIVITY, INVESTMENT DEVELOPMENT, INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITY, FOOD SECURITY, GOVERNMENT SUPPORT, MACROECONOMIC CONDITIONS, MECHANISMS, OPPORTUNITY, REPRODUCTION, SPHERE
Abstract: Although the agro-industrial complex in modern conditions has not been fully formed organizationally, it is still one of the largest diversified and key sectors of the country’s economy. However, its formation and development is a largely objective phenomenon, since the basis of the agro-industrial complex is intersectoral integration. Recently, with the support of the state in its various forms, the agro-industrial complex has become one of the main trends in economic development, even in extremely unfavorable macroeconomic conditions. Its positive performance results do not fully correspond to the presence of the country’s huge agrarian potential due to insufficient government support for actively attracting investments in fixed capital, primarily in agriculture, as the basic sector of the agro-industrial complex. In addition, instability and the continuing relatively low level of effective demand of the population remain a significant macroeconomic factor complicating the development of the agro-industrial complex and especially agriculture. At the same time, the level of state support for agriculture although it ensures relative success in its development, does not allow us to more actively solve systemic problems of development of the industry itself and especially rural territories, to apply not individual measures, but an integrated approach, relying primarily on the effective use of internal production resources, active attraction of investment volumes. To do this, it is necessary to implement a system of the most effective priority organizational and economic measures to improve innovation and investment activities in the agro-industrial complex and especially in agriculture, as the fundamental basis for ensuring the country's food security. At the same time, the state must provide priority to agriculture so that it becomes a general strategy for its development of a predominantly advancing rather than catching-up type, regardless of the presence of various types of internal and external risks, threats and challenges, as well as force majeure circumstances.
Authors: Altukhov Anatolii Ivanovich