ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ
УДК 33.43:338.57(470)
Выпуск № 11, Ноябрь 2023 г., статья № 12, стр. 106-114
Рубрика: Региональная экономика
Ключевые слова: ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ЦЕНЫ НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
Аннотация: В статье проводится анализ потребительского потенциала регионов России в контексте исследования инвестиционной привлекательности сельского хозяйства. Отмечается, что в последние годы в России наблюдается ряд негативных тенденций в динамике потребительского потенциала: индекс физического объема оборота розничной торговли в 2022 г. сократился на 6,5% по сравнению с предыдущим годом, а пищевыми продуктами – на 1,7%; снижение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2022 г. составило 1%, а нарастающим итогом за период 2014-2022 гг. – на 6,4%; рост потребительских цен на продовольственные товары в 2022 г. составил 15,8 процента. В целях проведения анализа потребительского потенциала регионов России был отобран ряд показателей, характеризующих его экономическую и социальную составляющую: среднедушевые денежные доходы населения, индекс реальных денежных доходов населения, численность населения на 1000 га сельскохозяйственных угодий, динамика потребительских цен на продукты питания и их соотношение с ценами производителей сельскохозяйственной продукции. Проведена группировка субъектов страны в зависимости от складывающихся значений выбранных показателей, а также рассчитан итоговый интегральный показатель, учитывающий влияние каждого из факторов на потребительский потенциал регионов страны. Для дальнейшего обеспечения роста потребительской активности потребуется принятие стимулирующих мер на федеральном и региональном уровне, включая программы продовольственной помощи малоимущим слоям населения, рост реальных денежных доходов населения, рост уровня оплаты труда в сельском хозяйстве при сохранении целевых значений инфляции, а также совершенствование системы мониторинга цен на продовольственном рынке.
Авторы:
Авдеев Михаил Викторович, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ
Библиографическая запись:
На бумажную версию:
Авдеев, М. В. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНОВ РОССИИ / М. В. Авдеев. – DOI 10.33938/2311-106. – Текст : непосредственный // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2023. – № 11. – (Региональная экономика). – С. 106-114.
CONSUMER POTENTIAL IN THE CONTEXT OF THE STUDY OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF AGRICULTURE IN THE REGIONS OF RUSSIA
Issue № 11, 2023, article № 12, pages 106-114
Section: Regional economy
Keywords: HOUSEHOLD INCOME, INVESTMENT ATTRACTIVENESS, CONSUMER POTENTIAL, CONSUMER MARKET, AGRICULTURE, FOOD PRICES
Abstract: The article analyzes the consumer potential of the regions of the Russian Federation in the context of the study of the investment attractiveness of agriculture. The author notes that in recent years there have been some negative trends in the dynamics of consumer potential in Russia: the index of physical volume of retail trade turnover in 2022 decreased by 6,5% compared to the previous year, and food products – by 1,7%; the decrease in real disposable income of the population in 2022 amounted to 1%, and the cumulative total for the period 2014-2022 – by 6,4%; the growth of consumer prices for food products in 2022 amounted to 15,8%. In order to analyze the consumer potential of the regions of the Russian Federation, the author selected indicators characterizing its economic and social component: the average per capita monetary income of the population, the index of real monetary income of the population, the population per 1000 hectares of farmland, the dynamics of consumer prices for food and their ratio to the prices of agricultural producers. The article groups the subjects of the country depending on the values of the selected indicators, and also calculates an integral indicator that takes into account the influence of each of the factors on the consumer potential of the regions. To further ensure the growth of consumer activity, it will be necessary to take additional stimulating measures at the federal and regional levels, including food assistance programs for the poor, the growth of real monetary incomes of the population, an increase in the level of wages in agriculture while maintaining inflation targets, as well as to improve the price monitoring system in the food market.
Authors: Avdeev Mikhail Viktorovich