ISSN 2077-3595

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Основные направления экологизации секторов российской экономики на пути достижения целей устойчивого развития

ИЗМАЙЛОВА МАРИНА, ХАШИР АСЛАН, ПОРФИРОВ ПАВЕЛ

Сегодня мировое сообщество или глобальная экономика испытывает колоссальные проблемы загрязнения окружающей среды, создающие угрозу всей мировой стабильности. Россия не является исключением в отношении существования и эскалации экологических проблем. В этих условиях крайне важным является поиск модели развития, которая без ущерба для экологии и экономического роста могла бы вывести нашу страну на путь устойчивого развития. В этом отношении весьма перспективной выступает модель зеленой экономики, имеющая в своем арсенале зеленые технологии как главные инструменты блокирования или минимизации токсичного воздействия антропогенной деятельности на состояние окружающей среды. Целью статьи является проведение анализа влияния основных секторов российской экономики на состояние экосистемы и предложения путей их экологизации на основе использования зеленых технологий. На основе структурно-функционального анализа выявлено негативное воздействие на состояние природной среды системообразующих секторов национальной экономики – каждого в отдельности и в их совокупном влиянии. Представленная статистика состояния экосистемы, как следствия антропогенной деятельности, доказывает необходимость безотлагательных мер по улучшению экологической ситуации. Минимизация или полное блокирование негативного эффекта производственных процессов становится возможным посредством экологизации секторов национальной экономики в модели зеленой экономики, обеспечивающей переход на путь устойчивого развития экономики и общества в целом. При этом требуется применение системного подхода к экологизации секторов экономики по причине их тесной взаимосвязанности между собой вследствие интеграции в единую систему экономических отношений.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

От импорта к экспорту продовольствия: итоги и перспективы

АХМЕТШИНА ЛИЛИЯ

В статье рассмотрены итоги реализуемой политики импортозамещения продовольствия, проанализированы динамика объемов производства и импорта импортозамещающей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также изменение цен на них и потребления на душу населения в соответствии с рекомендуемыми нормами. Исследованы целесообразность, возможности и ограничения для импортозамещения и расширения российского продовольственного экспорта с учетом влияния ценового фактора. Сделаны выводы, что полное импортозамещение не целесообразно, а для наращивания экспортного потенциала необходимы активизация инвестиционно-инновационной деятельности и всесторонняя государственная поддержка.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Социально-экономическая эффективность системы государственной поддержки рыбохозяйственного комплекса россии

СТАВЦЕВ АЛЕКСАНДР, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ

Данное исследование посвящено вопросам развития рыбохозяйственного комплекса России. Особое внимание уделено сравнительной оценке плановых и фактических значений критериев государственной программы. В частности, проанализированы динамика добычи (вылова) ВБР, темпы прироста объема производства продукции аквакультуры, удельный вес отечественной продукции в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка рыбной продукции. Оценена динамика инвестиций в основной капитал в контексте создания высокопроизводительных рабочих мест по виду деятельности «Рыболовство и рыбоводство». Оценена социально-экономическая эффективность мер государственной поддержки в контексте доступности рыбной продукции для населения и обеспечения условий доктрины продовольственной безопасности.


Выпуск № 5, Май 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная поддержка развития элементов инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса на региональном уровне

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, ХАШИР БЭЛЛА, ЛАНКИН АРТЕМ

Исследование посвящено государственной поддержке развития элементов инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса России на региональном уровне. Рассмотрены виды государственной поддержки: сельхозтоваропроизводителей, занимающихся рыбоводством; организаций, занимающихся рыболовством; перерабатывающих предприятий; проведения научно-исследовательских работ и подготовки кадров для работы в сфере рыбохозяйственного комплекса, любительского и спортивного рыболовства. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах – Доктрине продовольственной безопасности России, Федеральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральном законе от 25.12.2018 № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; данные Минсельхоза России, Федерального агентства по рыболовству, Росстата, Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Научно-практической конференции «Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Антикризисные меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики

СУШЕНЦОВА СВЕТЛАНА

В последние годы условия для развития малого и среднего аграрного предпринимательства (МСП) стали меняться в лучшую сторону, но в целом они продолжают оставаться тяжелыми и неадекватными требованиям времени. В результате применяемых мер по снижению распространения в России коронавирусной инфекции у представителей МСП возникли дополнительные и обострились прежние проблемы в реализации их деятельности. Поэтому усилилось требование к системной, целенаправленной институциональной аграрной политике. Целью представленного исследования являлась разработка таких антикризисных направлений государственной поддержки МСП, которые будут способствовать повышению или сохранению уровня их эффективности в современных условиях с учетом уже применяемых Правительством РФ мер по стабилизации экономики страны. В работе дана характеристика основных субъектов МСП, осуществлен анализ государственной поддержки фермеров, коротко рассмотрена сущность основных проблем, направлений и мероприятий государственного регулирования их дальнейшего развития. Сектор МСП представлен большим разнообразием форм с различной степенью развитости и распространенности. Численность малых организаций в сельском хозяйстве в 2015 г. составила 58,3 тысячи. Фермерский сектор представлен 205 тысячами хозяйств. В 2018 г. в виде несвязанной погектарной поддержки фермеры получили 4,69 млрд руб. из федерального и региональных бюджетов (в 2 раза меньше, чем в 2013 г.). Удельный вес всех государственных бюджетных средств в стоимости фермерской продукции составляет не более 5-6‰. В статье представлены мероприятия по решению приоритетных вопросов, реализация которых обеспечит представителям МСП минимизацию, возникающих трудностей со снижением потребительского спроса, оплатой наемного труда, вероятного удорожания оборотных средств и обязательных услуг.


Выпуск № 4, Апрель 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Принципы развития апк и функции сельского хозяйства промышленного региона

ЛУБКОВА ЭЛЬМИРА

В новой Доктрине продовольственной безопасности, принятой в 2020 году, в качестве приоритетов выступают не только повышение качества жизни населения страны и обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией, но и создание в сельском хозяйстве высокопроизводительного сектора, основывающегося на современных технологиях, что ставит задачу исследования теоретических основ развития АПК и функций сельского хозяйства. Для промышленных регионов это особенно актуально, поскольку точками роста АПК здесь является технический и кадровый потенциал промышленных предприятий. Принципы развития АПК промышленных регионов базируются на сложившихся условиях и факторах их функционирования. Функции сельского хозяйства в промышленных регионах трансформируются с учетом того, что сельскохозяйственные производители ведут деятельность в особых климатических и экологических условиях. Проведенный контент-анализ показал, что принятие нормативно-правовых документов на региональном уровне базируется на основе сложившихся условий функционирования АПК, что находит отражение в частоте упоминаний слов-маркеров, которые относятся к той или иной функции сельского хозяйства. В целях углубленного изучения функций сельского хозяйства могут быть приняты систематизированные автором показатели, на основе которых в дальнейшем может быть усовершенствован механизм развития АПК промышленных регионов.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Продовольственная безопасность – составная часть национальной безопасности государства

КОСОЛАПОВА МАРИНА

В статье рассматриваются сущность и состояние продовольственной безопасности России, риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности, основные направления экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проектирование стратегии устойчивого развития сельских территорий республики башкортостан на основе использования кластерных технологий

ГУСМАНОВ РАСУЛ, СТОВБА ЕВГЕНИЙ, ГУМЕРОВ ВАДИМ

В статье актуализируется необходимость разработки стратегии устойчивого развития сельских территорий на уровне субъектов Российской Федерации. Научная новизна исследования определяется формированием комплекса методических рекомендаций по использованию кластерных технологий в сельских территориях на зональном уровне. Аргументируется, что применение кластерных технологий придает высокую значимость инновационной составляющей в концепции устойчивого развития. Использование системного подхода в сочетании с кластерными технологиями позволяет разрабатывать стратегические планы развития сельских территорий с позиций перспективного улучшения их экономической и социальной составляющей. Обосновывается, что для России кластернориентированная политика представляет одно из перспективных направлений повышения конкурентоспособности и реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий. Представлены основные этапы алгоритма кластеризации сельских муниципальных образований по показателям социального и экономического развития. Уточнены методические аспекты проведения кластерного исследования развития сельских территорий на зональном уровне. Показана необходимость формирования кластерного портрета сельских муниципальных образований, который должен включать «ядра» (интеграторы), кластерообразующий блок, «сателлиты» и «точки роста». Приведены результаты кластеризации сельских муниципальных образований Нечерноземной зоны Республики Башкортостан по ключевым показателям социально-экономического развития. Эффективным инструментом устойчивого развития могут стать сгруппированные «точки роста», которые должны рассматриваться как важнейшие элементы формирования «каркаса» аграрной сферы сельских муниципальных образований. Использование кластерных технологий помогает осуществить переход от фактически существующей монофункциональной модели к полифункциональной модели устойчивого развития сельских территорий. Резюмируется, что формирование кластерных систем для сельских территорий будет стимулировать создание новых рабочих мест в сельской местности и способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства.


Выпуск № 3, Март 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Направления финансирования развития апк в промышленных регионах (на материалах кемеровской области)

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ЛУБКОВА ЭЛЬМИРА, ШИЛОВА АННА

Актуальность темы исследования заключается в том, что в современных условиях именно расширение мер государственной поддержки развития отраслей и подкомплексов АПК способно обеспечить продовольственную безопасность страны. Однако меры государственной поддержки по приоритетным программам имеют ограниченный характер в связи с недостаточностью средств в бюджетах разных уровней. Авторами проведен анализ государственной поддержки АПК Кемеровской области за 2014-2019 годы по основным направлениям, проведен сравнительный анализ соотношения объемов государственной поддержки АПК и производства сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе. Данное исследование позволило сделать вывод, что в промышленном регионе, где доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте незначительна и, соответственно, невысок уровень государственной поддержки, она должна быть направлена на развитие производства экологически чистой продукции за счет финансовой поддержки производств в районах, отдаленных от промышленных центров. Кроме того, недостаточный на сегодняшний день объем государственной поддержки АПК может быть компенсирован за счет внебюджетных средств – инвестиций промышленных предприятий на основе софинансирования перспективных направлений развития АПК.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная поддержка малых производителей сельскохозяйственной продукции как фактор развития сельских территорий в рамках еаэс

БУБЕН СТАНИСЛАВ, ДРОБЫШЕВСКИЙ АНДРЕЙ

Рассмотрены национальные программы субсидирования малых форм хозяйствования в государствах-членах ЕАЭС и третьих странах, проведен анализ развития малых производителей в государствах-членах ЕАЭС по сравнению с развитыми странами.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Основы ведомственного и нормативно-правового регулирования рыбохозяйственного комплекса россии

АЛПАТОВ АНТОН, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ХАШИР БЭЛЛА

В работе уделено внимание ведомственному регулированию и нормативно-правовым основам функционированию рыбохозяйственного комплекса России. Определены место и роль, а также основные функциональные задачи Федерального агентства по рыболовству и его территориальных управлений. Выявлено правовое поле функционирования рыбохозяйственного комплекса с федеральными и ведомственными нормативно-правовыми сферами и документами, регулирующими развитие рыбного хозяйства в России. Дана оценка обеспеченности научно-исследовательскими и образовательными организациями отрасли рыбоводства и рыболовства, а также определены зарубежный аппарат и страны-партнеры в области рыболовства и аквакультуры.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Приоритеты и перспективные направления развития российского агропродовольственного экспорта

РОМАШКИН РОМАН, ЧЕРКАСОВА ОЛЬГА, АВДЕЕВ МИХАИЛ

В статье рассматриваются особенности и основные направления развития российского агропродовольственного экспорта. Проведен комплексный анализ национальной политики стимулирования поставок продукции на зарубежные рынки. Обозначены риски недостижения целевых показателей по объемам экспорта. Дана оценка влияния роста экспорта на предложение отечественной продукции на внутреннем рынке. Разработаны рекомендации по совершенствованию политики развития экспорта.


Выпуск № 1, Январь 2020 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы реализации государственных программ в развитии садоводства: региональный аспект

ВЕЛИБЕКОВА ЛУИЗА

Рассматриваются проблемы реализации Государственной программы Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» в отрасли садоводства Дагестана. Проанализирована динамика показателей развития садоводства. Отмечается, что, несмотря на оказываемую поддержку установленные программой индикаторы не будут выполнены. Приведены причины, объясняющие сложившуюся ситуацию, в числе которых выделены отсутствие постоянного мониторинга и соответствующей корректировки программных мероприятий. Предложена схема разработки и реализации республиканской программы, а также пути достижения запланированных задач.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная политика в области занятости населения в краснодарском крае

НАУМЕНКО АЛЕНА, ЗАЙЦЕВА МАРИЯ, БЕЛКИНА ЕЛЕНА

В статье дана характеристика занятости населения в Краснодарском крае, выявлена причинно-следственная связь между социально-экономическим развитием региона и состоянием рынка труда. Проведен анализ деятельности Центров занятости населения муниципальных образований Краснодарского края и выявлены проблемы современного рынка труда. Сделан вывод о развитии новых форм занятости населения, связанных с цифровизацией. Развитие сферы дистанционной занятости требует активизации государственной поддержки. Обосновано, что регулирование «дистанционных отношений» между работодателем и сотрудниками целесообразно возложить на центры занятости населения муниципальных образований.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

О переводе госпрограмм по сельскому хозяйству на проектные механизмы

ОГАРКОВА НАДЕЖДА

Низкая эффективность расходов средств федерального и региональных бюджетов на реализацию мероприятий государственных программ диктует необходимость поиска дополнительных путей выхода из сложившейся ситуации. Проектные методы представляют собой развитие методов программно-целевого планирования и управления. В статье приведен анализ основных нормативно-правовых актов, обеспечивающих переход Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [5] на проектное управление. Проектное управление рассматривается как комплекс взаимосвязанных работ, направленных на достижение запланированной цели и имеющих однократный, неповторяющийся характер. Это планирование, организация и контроль временных, трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, направленных на достижение цели проекта. Проектный формат управления поможет мобилизовать и структурировать ресурсы, направленные на достижение целей проектов. Применение принципов проектного управления наряду с традиционным управлением на практике позволяет наиболее эффективно организовать взаимодействие органов власти и хозяйствующих субъектов.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Совершенствование аграрной политики россии в условиях углубления интеграции в еаэс

ЧЕПИК ДЕНИС, ЧЕКАЛИН ВЯЧЕСЛАВ

Необходимость совершенствования аграрной политики России является одной из важнейших задач в целях достижения продовольственной безопасности страны, создании резервов продовольствия и перехода к экспортно-ориентированному аграрному сектору. Изучение происходящих процессов реформирования АПК с помощью монографического, расчетно-конструктивного, экономико-статистических методов, метода сравнения и экспертных оценок позволило авторам выявить тенденции и перспективы аграрных преобразований, обосновать пути преодоления кризисных явлений в отрасли на основе уточнения научно обоснованных принципов совершенствования аграрной политики. Установлено, что при благоприятных экономических условиях (достаточных инвестиционных возможностях, осуществлении эффективных мер государственной поддержки и пр.) среднегодовой темп прироста производства сельскохозяйственной продукции может составить за 2017-2020 гг. 1,7‰, а за период 2021-2030 гг. – около 3‰.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Стратегические инструменты научно-технологического обеспечения социального развития сельских территорий и агросферы россии

НОВИКОВ ВЛАДИМИР

В настоящей статье автором рассмотрены стратегические документы Российской Федерации, непосредственно касающиеся проблематики научно-технологического обеспечения современного российского агродела и социальных аспектов сельского развития. В этой связи еще раз подчеркивается авторская позиция в отношении научной интерпретации таких базовых и до сих пор, не нашедших однозначного дефинирования категорий как «агросфера» и «сельские территории». Фрагментарно в статье анализируется современное состоянию социального потенциала агросферы, что позволило автору выявить факторы, тормозящие сельское социальное развитие. Наибольшее внимание уделено анализу важнейшего, по мнению автора, стратегического документа - Государственной программы комплексного развития сельских территорий. На основании анализа программных положений, личных рассуждений и мнений, высказанных представителями субъектов Российской Федерации, автор обоснует ряд концептуальных предложений, относительно совершенствования духа, содержания и текста как Госпрограммы в целом, так и отдельных ее программных мероприятий.


Выпуск № 12, Декабрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Социальное и трудоресурсное обеспечение развития агропромышленного комплекса россии

БОНДАРЕНКО ЛЮДМИЛА

Представлен анализ и прогноз демографической и трудоресурсной базы развития агропромышленного комплекса. Дана характеристика типологии сельских территорий по уровню и динамике социально-экономического развития. Анализируется практика применения в России программно-целевого подхода к социальному развитию сельских территорий и региональному регулированию этого процесса, в том числе в рамках Государственной программы комплексного развития сельских территорий на 2020-2025 годы.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Совершенствование инвестиционной политики в апк как условие обеспечения экономической безопасности государства

ТЮПАКОВ КОНСТАНТИН, БЕЛОВА ЛЮБОВЬ, ВЕРТИЙ МАРГАРИТА, КУРНОСОВ ВЛАДИМИР

Работа посвящена вопросам совершенствования инвестиционной политики в сельском хозяйстве в контексте обеспечения экономической безопасности. В исследовании обоснованы основные направления совершенствования государственной инвестиционной политики в АПК на основе повышения роли инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций и выявления приоритетов их инвестирования, уточнена методика комплексной оценки эффективности инвестиционной деятельности в аграрной сфере экономики и сформирована соответствующая концептуальная модель.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Логистика российского экспорта продукции апк: состояние и перспективы

РАХМАНОВ АНДРЕЙ

Значение логистики для развития сельскохозяйственного производства и экспорта аграрной продукции трудно переоценить. Показательно в этой связи, что федеральные проекты «Экспорт продукции АПК» и «Логистика международной торговли» являются составными частями Национального проекта/программы «Международная кооперация и экспорт». В свете задач по кардинальному наращиванию сельскохозяйственного экспорта к 2024 г., поставленных российским руководством, в статье анализируются состояние и перспективы развития транспортно–логистического сектора России. На основе нормативно-правовой базы отмечены сдерживающие факторы и ограничители в сегментах логистики – автомобильном, железнодорожном и морском транспорте, перевалке, складских и экспедиционных услугах. Рассматриваются тенденции инновационного развития логистики экспорта.


Выпуск № 11, Ноябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Приоритетные направления повышения эффективности сельского хозяйства

ЯКУБОВИЧ ЕКАТЕРИНА, КЕЛЕМЕТОВ ЭЛЬДАР

В статье представлены результаты авторских исследований проблем агропромышленного комплекса. Выявлены и отражены направления повышения эффективности сельского хозяйства, осуществлено их ранжирование по уровню приоритетности. Дана подробная характеристика современного состояния таких важных факторов эффективного сельскохозяйственного производства, как специализация, концентрация, размещение, рациональное использование земельных угодий, развитие селекции, семеноводства, племенного дела, модернизация основных средств производства, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия, интенсивность и инновационность применяемых технологий и другие. Предложены мероприятия государственного регулирования АПК, в том числе особенности инвестиционной политики.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственное регулирование аграрного сектора экономики региона: тенденции и перспективы

ПИТЕРСКАЯ ЛЮДМИЛА, ГУРНОВИЧ ТАТЬЯНА

Работа посвящена проблеме развития государственного регулирования регионального АПК в современных условиях. В исследовании обоснованы основные направления совершенствования системы государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей, уточнена схема управления АПК, предусматривающая реализацию инновационной модели, проведена прогнозная оценка динамики объемов государственной поддержки инвестирования сельского хозяйства Краснодарского края. В работе также выделены приоритеты государственного финансирования агроэкономики на основе единой субсидии, что позволяет оптимизировать систему межбюджетных трансфертов, способствует эффективному перераспределению средств между уровнями бюджетной системы и повышению ответственности регионов за выбор направлений, объемов и пропорций государственной поддержки и их реализацию.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Направления и механизмы стратегии адаптации сельского хозяйства россии к климатическим изменениям

ОГНИВЦЕВ СЕРГЕЙ

В статье предложены и обоснованы основные направления и механизмы Стратегии адаптации сельского хозяйства и АПК России к климатическим изменениям. Важную роль в Стратегии играет расширение международной и межрегиональной торговли, а также развитие складской инфраструктуры для хранения сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Важными направлениями Стратегии являются освоение адаптивных почвенных, растениеводческих и животноводческих технологий, а также технологий, снижающих негативные и увеличивающих позитивные последствия изменений климата. Особая роль отводится информационному обеспечению Стратегии и системе моделей для оценки последствий климатических изменений на сельское хозяйство.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оптимизация кредитного субсидирования проектов программного развития регионального апк

СМИРНОВ ВИТАЛИЙ

В настоящее время прослеживается растущая потребность в дальнейшем совершенствовании положений методологии обоснования, практики методического обеспечения процесса кредитного регулирования инвестиционной деятельности с участием государства. Государство призвано активизировать региональные инвестиционные возможности посредством совершенствования кредитных инструментов, для обеспечения роста привлекательности инвестиционной деятельности. Практика внедрения данных авторских разработок будет способствовать экономическому росту региональной аграрной экономики, создаст новые рабочие места. Целью научного решения выступила востребованная практикой необходимость подготовки методики совершенствования показателей качества кредитного обеспечения, нацеленных на конечный результат. Основой методологии исследования послужили научные положения, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями. Информационную базу исследования составили справочники, нормативы, регламенты, публикации периодической печати, информация Интернета, логика, расчеты авторов. При исследовании применялись абстрактный, монографический, сравнительный, расчетный, экономический, графический методы, эконометрическое моделирование. Хозяйствующей аграрной практике необходим более высокий уровень государственной поддержки процесса инвестиционного обновления и развития субъектов агропромышленного производства, особенно в практике привлечения длинных кредитных ресурсов. В этих условиях поиск оптимального уровня государственного субсидирования ставки рефинансирования с целью получения максимальной отдачи от вложенных в поддержку аграрных производителей бюджетных средств является весьма актуальной задачей. Расчеты по рекомендуемой нами методике показали, что компенсация государством банковской кредитной ставки на уровне 8,2‰ (даже при сегодняшней ставке рефинансирования 7,0‰) при сложившейся конъюнктуре рынка является наиболее выгодным вариантом поддержки, так как обеспечивает оптимальное соотношение налоговых поступлений (налоговой нагрузки), высокой активности инвестирования и выгоды ведения аграрного бизнеса.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственное управление сельским хозяйством: основные проблемы и пути развития

АДУКОВ РУХМАН, АДУКОВА АЛЕВТИНА

В статье отмечается, что на развитие сельского хозяйства влияет множество факторов, большинство из которых имеет управленческую природу. В связи с этим сделан вывод о том, что главным условием повышения эффективности отрасли является совершенствование системы государственного управления. Предложены организационно-экономические меры, направленные на уточнение функций, структуры и методов функционирования данной системы, реализация которых будет способствовать гармоничному развитию отраслей сельского хозяйства, повышению его конкурентоспособности в целом.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Развитие экспортного потенциала россии в агропродовольственной сфере

МЕДВЕДЕВА НИНА

В статье дан анализ развития внешней торговли сельскохозяйственной продукцией за последние пять лет. Приведена структура экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, отмечено, что, несмотря на среднегодовые темпы роста экспорта около 10‰, отрицательное сальдо торгового баланса сохраняется. Отмечена также сырьевая направленность экспорта -80‰ экспорта составляет сырье и продукция низкой степени переработки. Рассмотрены вопросы развития экспортного потенциала в агропродовольственной сфере за счет использования возможностей по совершенствованию механизмов регулирования в сфере производства и сбыта продукции: применение принципа равнодоступности средств государственной поддержки для всех хозяйствующих субъектов; совершенствование регулирования в сфере производства и обращения зерна; усиление контроля за производством животноводческой продукции на экспортно-ориентированных предприятиях, в том числе с помощью принятия национальных программ по надзору за недопущением возникновения и распространения заразных болезней; стимулирование развития экспортной деятельности во всех регионах России, совершенствование регулирования в сфере производства и сбыта органической и экологически чистой продукции.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Экономическая оценка государственной поддержки модернизации энергетических мощностей в сельском хозяйстве российской федерации

ПОЛУХИН АНДРЕЙ, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ГУМЕРОВ ВАДИМ

Рост эффективности использования энергетических ресурсов напрямую связан с модернизацией технической базы сельского хозяйства. Современные энергетические мощности позволяют использовать ресурсный потенциал с максимальным эффектом. Ключевым стимулирующим фактором, направленным на модернизацию энергетической базы является государственная поддержка, которая реализуется в рамках различных программ. В сельском хозяйстве значительная государственная поддержка технико-технологической модернизации осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В статье проанализирована эффективность мер государственной поддержки, произведена оценка целей и задач госпрограммы, целевых индикаторов и показателей и их значений, структуры госпрограммы на предмет ее связи с проблемами в отрасли (сфере) реализации госпрограммы и потенциалом (резервами) развития отрасли (сферы), оценка уровня достижимости целей госпрограммы при реализации составляющих компонентов госпрограммы (проектов, подпрограмм, основных мероприятий) – структурная целостность госпрограммы, оценка причин отклонения фактически достигнутых значений индикаторов (показателей) госпрограммы от их целевых значений (как в отрицательную сторону, так и в положительную), Оценка рисков недостижения целевых значений индикаторов (показателей) госпрограммы в 2019-2020 гг., предложены возможные действия по снижению рисков недостижения целевых значений индикаторов (показателей) госпрограммы в 2019-2020 г. (кроме пересмотра целевых показателей), обоснованы предложения по сохранению или изменению целей, целевых индикаторов (показателей) госпрограммы, даны предложения по изменению финансирования (оптимизации) бюджетных ассигнований, основанные на экспертных оценках эффективности реализации госпрограммы, также разработаны предложения по включению в госпрограмму новых элементов (проектов, подпрограмм, основных мероприятий), в дополнение к имеющимся с целью повышения эффективности реализации госпрограммы.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Условия и факторы повышения конкурентоспособности апк промышленного региона (на материалах кемеровской области)

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ЛУБКОВА ЭЛЬМИРА, ШИЛОВА АННА

В статье исследованы условия и факторы повышения конкурентоспособности АПК промышленных регионов. Установлены основные условия функционирования АПК промышленных регионов: природно-климатические условия, демографическая и экологическая ситуация, особенности конкуренции на продовольственном рынке, инфраструктура региона, состояние научно-образовательной базы. На примере Кемеровской области проведен анализ выделенных условий. Выявлено, какие из них оказывают благоприятное, а какие неблагоприятное влияние на развитие АПК. В Кемеровской области необходимо внедрение глубокой переработки сельскохозяйственной продукции на инновационной основе, производства функциональных продуктов за счет интеграции и кооперации. Реализация этих направлений позволит производить сельскохозяйственную продукцию и пищевые продукты с большей добавленной стоимостью, а, следовательно, повысить конкурентоспособность АПК региона.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Реализации агропромышленной стратегии импортозамещения в регионах с различной воспроизводственной структурой

ПОЛЯНИН АНДРЕЙ, ВЕРТАКОВА ЮЛИЯ, ДОЛГОВА СВЕТЛАНА

Импортозамещение в условиях обострения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки в России все чаще рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назрела давно, российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях. Концепция импортозамещения полностью укладывается в идею доктрины продовольственной безопасности России. Импортозамещение отрасли сельского хозяйства стало инструментом решения задач, поставленных в доктрине. Авто- рами б^гла рассмотрена реализация стратегии импортозамещения в АПК в двух смежных регионах с разной воспроизводственной структурой - в Курской и Орловской областях. В статье б^тли исследованы особенно- сти региональной структуры агропроизводства и потребления продуктов питания рассматриваемых регионов. Представлен прогноз производства продукции сельского хозяйства и возможности интеграции в процесс реализации стратегии импортозамещения. При разработке прогноза б^гли использованы общероссийские сценарные условия, такие как базовый, консервативный, целевой и индексы-дефляторы. Учитывая это, пред- стоит обстоятельная работа по совершенствованию механизмов государственной поддержки аграрного предпринимательства, способствующих выводу отечественного производителя на качественно новый уровень конкурентоспособности и импортозамещения.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы реформирования аграрного сектора россии: исторический аспект

ЧЕПИК АНАТОЛИЙ, ЧЕПИК ДЕНИС, АФОНИНА ВЕРА

Необходимость реформирования аграрного сектора экономики России является одной из главных проблем в достижении продовольственной безопасности и создании резервов продовольствия в стране. На основе динамики показателей экономического развития АПК дана оценка сложившимся условиям хозяйствования и обоснованы возможные перспективы экономического роста в агарном секторе. Выявлена необходимость развивать, одновременно с крупным производством, средний и малый бизнес, оказывать ему государственную и частную поддержку в возрастающем объеме.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оптимизация системы управления пространственным размещением и специализацией сельскохозяйственных производств на основе оценки государственных программ развития сельского хозяйства

АЛПАТОВ АНТОН

Работа посвящена проблеме построения оптимизированной системы управления пространст- венн^1м размещением и специализацией сельскохозяйственных производств. Дана оценка динамики производ- ства и потребления продукции сельского хозяйства и его переработки, указаны основные показатели государ- ственной поддержки АПК в России. Выявлены основные проблемы, стратегические и технологические подхо- ды в развитии сельскохозяйственного производства. Проведена оценка объемов государственного субсидиро- вания в разрезе мер поддержки агропромышленного производства с последующим анализом роли субсидирова- ния в результатах экономической деятельности организаций занятых в сельском хозяйстве, для целей состав- ления рейтинга субъектов России по уровню государственной поддержки. Разработана концептуальная мо- дель организационного механизма формирования и функционирования координационной транс- макрорегиональной системы управления размещением отраслей АПК.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Реализация государственной программы рф «развитие рыбохозяйственного комплекса»: тенденции и перспективы

КОЛОНЧИН КИРИЛЛ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, СЕРЕГИН СЕРГЕЙ

Поставленная Президентом России задача прорыва научно-технологического и социально- экономического развития требует проведения комплексной макроэкономической политики нацеленной на стимулирование инвестиционной деятельности для повышения производительности экономики на принципах расширенного воспроизводства. Для высоких темпов роста нужны инвестиции в объеме не менее 25‰ ВВП, в настоящее время - 21‰, в промышленно развитых странах эта цифра составляет 30 и более процентов. При этом должны быть не только и не столько бюджетные деньги, но и финансовые средства бизнеса. Наряду с реализацией инфраструктурных проектов, значительным долгосрочным макроэкономическим эффектом, необходимым для роста экономики продовольственного комплекса, обладают проекты по развитию сфер образования, науки и здравоохранения. Факторы, вызывающие торможение развития, связаны с низким уровнем технико-технологического развития многих предприятий, занятых в пищевом подкомплексе страны, недостатком современных траулеров и орудий лова для ведения рыбного промысла в Конвекционных районах и акваториях Мирового океана, а также отсутствием современной инфраструктуры хранения и логистики. Нарастающее технологическое отставание, следствием чего является низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов неизбежно ведет к снижению конкурентоспособно- сти российского агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Императивом экономического роста в современных условиях выступает процесс расширения и доступности кредита в целях финансирования ин- вестиций для расширения промышленного производства. Применение имеющегося ресурсного и научно- технического потенциала позволит обеспечить достижение целевых установок по темпам роста экономики и решения задач по повышению благосостояния народа только при условии создания государством комплекс- ных стимулирующих мер по внедрению достижений научно-технического прогресса в развитие пищевого подкомплекса России.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ХАШИР БЕЛЛА, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Исследование посвящено государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мере повышения энергетической эффективности в процессах производства агро-продовольственной продукции в России. Рассмотрены ранее действовавшие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам и субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно -климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональный опыт государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещания и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.; XXIX съезда АККОР.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Анализ влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов апк в госзакупках

ЕГОРОВ ВЛАДИМИР

В статье представлены результаты исследования возможностей взаимодействия - экономического партнерства сельских предпринимателей и организаций информационно-консультационной службы АПК в рамках удовлетворения муниципальных и государственных нужд. Цель исследования заключается в определении содержания влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов АПК в госзакупках. Результаты получены в ходе многолетнего эксперимента изучения экономических и правовых отношений в рамках федеральной контрактной системы России, при непосредственном участии автора. Также представлен анализ современного положения поставщиков сельскохозяйственного профиля в отраслевой структуре участников конкурсных процедур по удовлетворению нужд органов власти и местного самоуправления. Авторской разработкой является определение содержания влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов АПК в госзакупках. Видением автора механизма реализации рассмотренного партнерства ИКС и агробизнеса является создание агрополисов. В статье высказывается идея актуализации философии хозяйствования всех участников института государственных закупок, в целом, и федеральной контрактной системы, в частности. Результаты исследования, представленные в статье, интересны для изучения и применения специалистами информационно-консультационной службы АПК и субъектами хозяйствования АПК всех форм собственности.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Адаптация специальных налоговых режимов к условиям деятельности субъектов аграрного предпринимательства

РОДИОНОВА ОЛЬГА, КОПЫТИНА ОКСАНА, ЕВСЮКОВА ТАМАРА

За период действия специальных налоговых режимов произошла существенная трансформация налоговых льгот, условий и сферы их применения. Налоговые преференции при применении единого сельхозналога сравнялись с общим режимом, предусмотренным для сельхозтоваропроизводителей. Сельхозтоваропроизводители (СХТ) при выборе налогообложения должны сопоставлять фактические показатели с критериями, установленными для конкретного налогового режима и определять целесообразность его применения. Специальные налоговые режимы (СНР), за некоторым исключением, ориентированы для применения субъектами малого и среднего предпринимательства. В аграрной сфере, прежде всего в сельском хозяйстве, преимущественное развитие получили два режима: общий для СХТ и специальный - ЕСХН. В связи с расширением зоны действия ЕСХН и введением уплаты НДС усиливается влияние налогового фактора на финансовые результаты хозяйствующих субъектов.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы управления размещением и специализацией сельскохозяйственного производства в аспекте реализации стратегии пространственного развития россии

АЛПАТОВ АНТОН

В работе уделено внимание проблемам размещения и специализации сельскохозяйственного производства в аспекте реализации Стратегии пространственного развития России. Проанализированы взаимодействия Стратегии с другими нормативно-правовыми документами регламентирующими пространственное развитие регионов и стратегическое планирование. Определено пространственное деление России на макрорегионы в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. На основе общих принципов пространственного развития Российской Федерации, указанными в Стратегии, были разработаны основные принципы размещения и специализации сельскохозяйственного производства. Произведена группировка регионов России по принципу отнесения отраслей сельскохозяйственного производства к перспективной эффективной экономической специализации и отраслям неэффективной специализации, но критически важным для экономики регионов. Определены основные приоритеты государственной поддержки и результаты развития эффективных отраслей сельскохозяйственного производства в аспектах экономической специализации субъектов Российской федерации.


Выпуск № 12 (45), Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Формат госпрограммы развития сельского хозяйства нуждается в корректировке

АДУКОВ РУХМАН, АДУКОВА АЛЕВТИНА, ЗАХАРОВ РУСЛАН

В статье обоснована целесообразность совершенствования формата государственной программы развития сельского хозяйства, а также методика ее подготовки и оценка выполнения. Необходимость этого вызвана многими факторами: в реализации госпрограммы участвуют органы власти и хозяйствующие субъекты, что требует четкого обозначения роли и ответственности сторон; решающая роль в выполнении плановых показателей принадлежит правилам игры, однако в госпрограмме не предусмотрена полноценная система мер по их оптимизации; плановые показатели госпрограммы должным образом не привязаны к потенциалу сельских территорий; методика оценки выполнения госпрограммы не предусматривает принятие мер наказания в отношении лиц, не обеспечивших достижение плановых показателей и т.д. Отмечено, что странам, занимающим лидирующие позиции в сфере сельской экономики и качества жизни сельского населения, удалось достичь высоких результатов лишь после замены отраслевой модели развития сельских территорий на территориальную, предполагающую рассмотрение и решение проблем села в едином комплексе. Исходя из этого, сделан вывод о том, что рост эффективности и конкурентоспособности сельского хозяйства в госпрограмме должен рассматриваться лишь как одно из условий социально-экономического развития села. Даны предложения, направленные на совершенствование формата, методики разработки и оценки выполнения государственных программ развития сельского хозяйства.


Выпуск № 12 (45), Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оценка конкурентоспособности регионов с сельскохозяйственной специализацией (на примере южного федерального округа)

РЫЖАКОВА АЛЛА, ГАГАРИНА ГАЛИНА, ЧАЙНИКОВА ЛИЛИЯ, СОРОКИНА НАТАЛЬЯ

В статье обосновано, что принятие решений об оказании регионам государственной поддержки следует осуществлять на основе анализа динамики конкурентоспособности территорий. Предложена методика расчета интегрального показателя конкурентоспособности регионов, в том числе обоснован выбор и определен вес потенциалов, характеризующих сельскохозяйственную специализацию. Дана оценка динамики конкурентоспособности регионов Южного федерального округа в 2008-2016 гг., показавшая, что перспективы их устойчивого развития в значительной степени обусловлены потенциалом реализации внутренних источников экономического роста, в качестве которых выступает сельскохозяйственный комплекс регионов. На основе проведенных расчетов составлен рейтинг регионов Южного федерального округа по интегральному показателю конкурентоспособности. Выделены три группы регионов по специфике реализации потенциала регионального сельскохозяйственного комплекса: центры экспорта продовольствия; центры роста сельскохозяйственного производства; центры обеспечения внутреннего спроса. Для каждой группы территорий разработаны приоритетные направления дифференцированной региональной политики, обеспечивающей превращение регионов с сельскохозяйственной специализацией в центры экономического роста,осуществляющие значительный вклад в социально-экономическое развитие Южного федерального округа и Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий пространственного развития России и ее субъектов, а также государственных программ, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности регионов с сельскохозяйственной специализацией.


Выпуск № 12 (45), Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оценка развития сельских муниципальных образований в орловской области

ФЕДОТЕНКОВА ОЛЬГА, АЛПАТОВ АНТОН, ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР, ШЕСТАКОВ РОМАН

В данном исследовании предпринята попытка типологизации муниципальных районов Орловской области для целей поиска вектора их развития и совершенствования систем управления функционирования территорий. Выявлены административно-территориальные аспекты в развитии муниципальных районов Орловской области. Представлены основные социально-экономические показатели развития муниципальных образований в Орловской области с одновременной оценкой динамики численности работников, занятых в аграрной сфере. Определены направления индикативной оценки развития муниципальных образований, а также система показателей оценки устойчивого развития и уровня жизни населения в сельских территориях. На базе построенной матрицы индикаторов развития сельских территорий произведен расчет их интегрального агрегированного показателя, на основе которого произведено ранжирование муниципальных районов Орловской области по типу развития сельских территорий и уровню жизни населения для поиска на-правлений усиления работы управления муниципальными образованиями, обеспечивающих равномерное региональное развитие.


Выпуск № 10 (43), Октябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Развитие систем государственной поддержки эффективного и устойчивого функционирования селекционно-семеноводческого сектора масложировой индустрии россии

ЛУКОМЕЦ ВЯЧЕСЛАВ, КРИВОШЛЫКОВ КОНСТАНТИН

В статье рассматриваются проблемы, с которыми может столкнуться масложировая отрасль при отсутствии эффективного государственного контроля на рынке семян. Сформулированы ключевые риски локализации транснациональных компаний в России и их последствия для реализации концепции продовольственной безопасности страны. Обоснована необходимость разработки и внедрения организационно-экономического механизма регулирования и нормативно-правовой поддержки рынка отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.


Выпуск № 10 (43), Октябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Анализ производственной функции регионального сельского хозяйства в рамках реализации государственной программы развития

ШЕСТАКОВ РОМАН, АЛПАТОВ АНТОН, ЛОВЧИКОВА ЕЛЕНА, ХАШИР БЕЛЛА

В статье исследуется возможное влияние мер поддержки сельского хозяйства в рамках действия Государственной программы с позиций сдвига параметров аграрной производственной функции. За основу принималась двухфакторная модель производства сельскохозяйственной продукции, потребляющая на входе капитальные и трудовые ресурсы. Проанализированы коэффициенты эластичности по капиталу и труду в целом за период с 2005 по 2017 годы, а также по крайним отрезкам исследуемого ряда. Определена норма технологического замещения. Сделаны выводы по изменениям в производственной функции в период действия государственной программы развития, даны рекомендации по совершенствованию процесса подготовки и реализации подобных стратегий развития.