ISSN 2077-3595

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АПК


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственное регулирование аграрного сектора экономики региона: тенденции и перспективы

ПИТЕРСКАЯ ЛЮДМИЛА, ГУРНОВИЧ ТАТЬЯНА

Работа посвящена проблеме развития государственного регулирования регионального АПК в современных условиях. В исследовании обоснованы основные направления совершенствования системы государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей, уточнена схема управления АПК, предусматривающая реализацию инновационной модели, проведена прогнозная оценка динамики объемов государственной поддержки инвестирования сельского хозяйства Краснодарского края. В работе также выделены приоритеты государственного финансирования агроэкономики на основе единой субсидии, что позволяет оптимизировать систему межбюджетных трансфертов, способствует эффективному перераспределению средств между уровнями бюджетной системы и повышению ответственности регионов за выбор направлений, объемов и пропорций государственной поддержки и их реализацию.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Направления и механизмы стратегии адаптации сельского хозяйства россии к климатическим изменениям

ОГНИВЦЕВ СЕРГЕЙ

В статье предложены и обоснованы основные направления и механизмы Стратегии адаптации сельского хозяйства и АПК России к климатическим изменениям. Важную роль в Стратегии играет расширение международной и межрегиональной торговли, а также развитие складской инфраструктуры для хранения сельскохозяйственного сырья и продуктов питания. Важными направлениями Стратегии являются освоение адаптивных почвенных, растениеводческих и животноводческих технологий, а также технологий, снижающих негативные и увеличивающих позитивные последствия изменений климата. Особая роль отводится информационному обеспечению Стратегии и системе моделей для оценки последствий климатических изменений на сельское хозяйство.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оптимизация кредитного субсидирования проектов программного развития регионального апк

СМИРНОВ ВИТАЛИЙ

В настоящее время прослеживается растущая потребность в дальнейшем совершенствовании положений методологии обоснования, практики методического обеспечения процесса кредитного регулирования инвестиционной деятельности с участием государства. Государство призвано активизировать региональные инвестиционные возможности посредством совершенствования кредитных инструментов, для обеспечения роста привлекательности инвестиционной деятельности. Практика внедрения данных авторских разработок будет способствовать экономическому росту региональной аграрной экономики, создаст новые рабочие места. Целью научного решения выступила востребованная практикой необходимость подготовки методики совершенствования показателей качества кредитного обеспечения, нацеленных на конечный результат. Основой методологии исследования послужили научные положения, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями. Информационную базу исследования составили справочники, нормативы, регламенты, публикации периодической печати, информация Интернета, логика, расчеты авторов. При исследовании применялись абстрактный, монографический, сравнительный, расчетный, экономический, графический методы, эконометрическое моделирование. Хозяйствующей аграрной практике необходим более высокий уровень государственной поддержки процесса инвестиционного обновления и развития субъектов агропромышленного производства, особенно в практике привлечения длинных кредитных ресурсов. В этих условиях поиск оптимального уровня государственного субсидирования ставки рефинансирования с целью получения максимальной отдачи от вложенных в поддержку аграрных производителей бюджетных средств является весьма актуальной задачей. Расчеты по рекомендуемой нами методике показали, что компенсация государством банковской кредитной ставки на уровне 8,2‰ (даже при сегодняшней ставке рефинансирования 7,0‰) при сложившейся конъюнктуре рынка является наиболее выгодным вариантом поддержки, так как обеспечивает оптимальное соотношение налоговых поступлений (налоговой нагрузки), высокой активности инвестирования и выгоды ведения аграрного бизнеса.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственное управление сельским хозяйством: основные проблемы и пути развития

АДУКОВ РУХМАН, АДУКОВА АЛЕВТИНА

В статье отмечается, что на развитие сельского хозяйства влияет множество факторов, большинство из которых имеет управленческую природу. В связи с этим сделан вывод о том, что главным условием повышения эффективности отрасли является совершенствование системы государственного управления. Предложены организационно-экономические меры, направленные на уточнение функций, структуры и методов функционирования данной системы, реализация которых будет способствовать гармоничному развитию отраслей сельского хозяйства, повышению его конкурентоспособности в целом.


Выпуск № 9, Сентябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Развитие экспортного потенциала россии в агропродовольственной сфере

МЕДВЕДЕВА НИНА

В статье дан анализ развития внешней торговли сельскохозяйственной продукцией за последние пять лет. Приведена структура экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, отмечено, что, несмотря на среднегодовые темпы роста экспорта около 10‰, отрицательное сальдо торгового баланса сохраняется. Отмечена также сырьевая направленность экспорта -80‰ экспорта составляет сырье и продукция низкой степени переработки. Рассмотрены вопросы развития экспортного потенциала в агропродовольственной сфере за счет использования возможностей по совершенствованию механизмов регулирования в сфере производства и сбыта продукции: применение принципа равнодоступности средств государственной поддержки для всех хозяйствующих субъектов; совершенствование регулирования в сфере производства и обращения зерна; усиление контроля за производством животноводческой продукции на экспортно-ориентированных предприятиях, в том числе с помощью принятия национальных программ по надзору за недопущением возникновения и распространения заразных болезней; стимулирование развития экспортной деятельности во всех регионах России, совершенствование регулирования в сфере производства и сбыта органической и экологически чистой продукции.


Выпуск № 8, Август 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Экономическая оценка государственной поддержки модернизации энергетических мощностей в сельском хозяйстве российской федерации

ПОЛУХИН АНДРЕЙ, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ГУМЕРОВ ВАДИМ

Рост эффективности использования энергетических ресурсов напрямую связан с модернизацией технической базы сельского хозяйства. Современные энергетические мощности позволяют использовать ресурсный потенциал с максимальным эффектом. Ключевым стимулирующим фактором, направленным на модернизацию энергетической базы является государственная поддержка, которая реализуется в рамках различных программ. В сельском хозяйстве значительная государственная поддержка технико-технологической модернизации осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. В статье проанализирована эффективность мер государственной поддержки, произведена оценка целей и задач госпрограммы, целевых индикаторов и показателей и их значений, структуры госпрограммы на предмет ее связи с проблемами в отрасли (сфере) реализации госпрограммы и потенциалом (резервами) развития отрасли (сферы), оценка уровня достижимости целей госпрограммы при реализации составляющих компонентов госпрограммы (проектов, подпрограмм, основных мероприятий) – структурная целостность госпрограммы, оценка причин отклонения фактически достигнутых значений индикаторов (показателей) госпрограммы от их целевых значений (как в отрицательную сторону, так и в положительную), Оценка рисков недостижения целевых значений индикаторов (показателей) госпрограммы в 2019-2020 гг., предложены возможные действия по снижению рисков недостижения целевых значений индикаторов (показателей) госпрограммы в 2019-2020 г. (кроме пересмотра целевых показателей), обоснованы предложения по сохранению или изменению целей, целевых индикаторов (показателей) госпрограммы, даны предложения по изменению финансирования (оптимизации) бюджетных ассигнований, основанные на экспертных оценках эффективности реализации госпрограммы, также разработаны предложения по включению в госпрограмму новых элементов (проектов, подпрограмм, основных мероприятий), в дополнение к имеющимся с целью повышения эффективности реализации госпрограммы.


Выпуск № 7, Июль 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Условия и факторы повышения конкурентоспособности апк промышленного региона (на материалах кемеровской области)

ШЕЛКОВНИКОВ СЕРГЕЙ, ЛУБКОВА ЭЛЬМИРА, ШИЛОВА АННА

В статье исследованы условия и факторы повышения конкурентоспособности АПК промышленных регионов. Установлены основные условия функционирования АПК промышленных регионов: природно-климатические условия, демографическая и экологическая ситуация, особенности конкуренции на продовольственном рынке, инфраструктура региона, состояние научно-образовательной базы. На примере Кемеровской области проведен анализ выделенных условий. Выявлено, какие из них оказывают благоприятное, а какие неблагоприятное влияние на развитие АПК. В Кемеровской области необходимо внедрение глубокой переработки сельскохозяйственной продукции на инновационной основе, производства функциональных продуктов за счет интеграции и кооперации. Реализация этих направлений позволит производить сельскохозяйственную продукцию и пищевые продукты с большей добавленной стоимостью, а, следовательно, повысить конкурентоспособность АПК региона.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Реализации агропромышленной стратегии импортозамещения в регионах с различной воспроизводственной структурой

ПОЛЯНИН АНДРЕЙ, ВЕРТАКОВА ЮЛИЯ, ДОЛГОВА СВЕТЛАНА

Импортозамещение в условиях обострения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки в России все чаще рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назрела давно, российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях. Концепция импортозамещения полностью укладывается в идею доктрины продовольственной безопасности России. Импортозамещение отрасли сельского хозяйства стало инструментом решения задач, поставленных в доктрине. Авто- рами б^гла рассмотрена реализация стратегии импортозамещения в АПК в двух смежных регионах с разной воспроизводственной структурой - в Курской и Орловской областях. В статье б^тли исследованы особенно- сти региональной структуры агропроизводства и потребления продуктов питания рассматриваемых регионов. Представлен прогноз производства продукции сельского хозяйства и возможности интеграции в процесс реализации стратегии импортозамещения. При разработке прогноза б^гли использованы общероссийские сценарные условия, такие как базовый, консервативный, целевой и индексы-дефляторы. Учитывая это, пред- стоит обстоятельная работа по совершенствованию механизмов государственной поддержки аграрного предпринимательства, способствующих выводу отечественного производителя на качественно новый уровень конкурентоспособности и импортозамещения.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы реформирования аграрного сектора россии: исторический аспект

ЧЕПИК АНАТОЛИЙ, ЧЕПИК ДЕНИС, АФОНИНА ВЕРА

Необходимость реформирования аграрного сектора экономики России является одной из главных проблем в достижении продовольственной безопасности и создании резервов продовольствия в стране. На основе динамики показателей экономического развития АПК дана оценка сложившимся условиям хозяйствования и обоснованы возможные перспективы экономического роста в агарном секторе. Выявлена необходимость развивать, одновременно с крупным производством, средний и малый бизнес, оказывать ему государственную и частную поддержку в возрастающем объеме.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оптимизация системы управления пространственным размещением и специализацией сельскохозяйственных производств на основе оценки государственных программ развития сельского хозяйства

АЛПАТОВ АНТОН

Работа посвящена проблеме построения оптимизированной системы управления пространст- венн^1м размещением и специализацией сельскохозяйственных производств. Дана оценка динамики производ- ства и потребления продукции сельского хозяйства и его переработки, указаны основные показатели государ- ственной поддержки АПК в России. Выявлены основные проблемы, стратегические и технологические подхо- ды в развитии сельскохозяйственного производства. Проведена оценка объемов государственного субсидиро- вания в разрезе мер поддержки агропромышленного производства с последующим анализом роли субсидирова- ния в результатах экономической деятельности организаций занятых в сельском хозяйстве, для целей состав- ления рейтинга субъектов России по уровню государственной поддержки. Разработана концептуальная мо- дель организационного механизма формирования и функционирования координационной транс- макрорегиональной системы управления размещением отраслей АПК.


Выпуск № 6, Июнь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Реализация государственной программы рф «развитие рыбохозяйственного комплекса»: тенденции и перспективы

КОЛОНЧИН КИРИЛЛ, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, СЕРЕГИН СЕРГЕЙ

Поставленная Президентом России задача прорыва научно-технологического и социально- экономического развития требует проведения комплексной макроэкономической политики нацеленной на стимулирование инвестиционной деятельности для повышения производительности экономики на принципах расширенного воспроизводства. Для высоких темпов роста нужны инвестиции в объеме не менее 25‰ ВВП, в настоящее время - 21‰, в промышленно развитых странах эта цифра составляет 30 и более процентов. При этом должны быть не только и не столько бюджетные деньги, но и финансовые средства бизнеса. Наряду с реализацией инфраструктурных проектов, значительным долгосрочным макроэкономическим эффектом, необходимым для роста экономики продовольственного комплекса, обладают проекты по развитию сфер образования, науки и здравоохранения. Факторы, вызывающие торможение развития, связаны с низким уровнем технико-технологического развития многих предприятий, занятых в пищевом подкомплексе страны, недостатком современных траулеров и орудий лова для ведения рыбного промысла в Конвекционных районах и акваториях Мирового океана, а также отсутствием современной инфраструктуры хранения и логистики. Нарастающее технологическое отставание, следствием чего является низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов неизбежно ведет к снижению конкурентоспособно- сти российского агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Императивом экономического роста в современных условиях выступает процесс расширения и доступности кредита в целях финансирования ин- вестиций для расширения промышленного производства. Применение имеющегося ресурсного и научно- технического потенциала позволит обеспечить достижение целевых установок по темпам роста экономики и решения задач по повышению благосостояния народа только при условии создания государством комплекс- ных стимулирующих мер по внедрению достижений научно-технического прогресса в развитие пищевого подкомплекса России.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственная поддержка обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мера повышения энергетической эффективности в процессах производства агропромышленной продукции

АЛЕКСЕЕВ КОНСТАНТИН, ОСИПОВ АНДРЕЙ, ХАШИР БЕЛЛА, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Исследование посвящено государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами как мере повышения энергетической эффективности в процессах производства агро-продовольственной продукции в России. Рассмотрены ранее действовавшие правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; льготное кредитование сельхозтоваропроизводителей по процентной ставке по краткосрочным кредитам и субсидии на приобретении энергоресурсов по ставке из расчета на 1 га посевных площадей с учетом почвенно -климатических и иных условий ведения растениеводства (несвязанная поддержка); региональный опыт государственной поддержке обеспечения сельхозтоваропроизводителей энергоресурсами; государственные меры по сдерживанию роста цен на ГСМ и электроэнергию. В работе приведены данные, содержащиеся в принятых официальных документах - Федеральном законе № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на период 2019 и 2020 годов», Федеральном законе № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», постановлениях Правительства Российской Федерации; данные Правительства Российской Федерации, Минсельхоза России, Росстата, Центрального банка Российской Федерации, АО «Россельхозбанк», ПАО «Сбербанк России», Информационно-правового портала и ЗАО Крестьянские ведомости, а также материалы Всероссийского совещания агроинженерных служб, прошедшего в 2018 г., Всероссийского агрономического и агроинженерного совещания и парламентских слушаний на тему «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты», прошедших в 2019 г.; XXIX съезда АККОР.


Выпуск № 5, Май 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Анализ влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов апк в госзакупках

ЕГОРОВ ВЛАДИМИР

В статье представлены результаты исследования возможностей взаимодействия - экономического партнерства сельских предпринимателей и организаций информационно-консультационной службы АПК в рамках удовлетворения муниципальных и государственных нужд. Цель исследования заключается в определении содержания влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов АПК в госзакупках. Результаты получены в ходе многолетнего эксперимента изучения экономических и правовых отношений в рамках федеральной контрактной системы России, при непосредственном участии автора. Также представлен анализ современного положения поставщиков сельскохозяйственного профиля в отраслевой структуре участников конкурсных процедур по удовлетворению нужд органов власти и местного самоуправления. Авторской разработкой является определение содержания влияния информационно-консультационной службы на эффективность участия хозяйствующих субъектов АПК в госзакупках. Видением автора механизма реализации рассмотренного партнерства ИКС и агробизнеса является создание агрополисов. В статье высказывается идея актуализации философии хозяйствования всех участников института государственных закупок, в целом, и федеральной контрактной системы, в частности. Результаты исследования, представленные в статье, интересны для изучения и применения специалистами информационно-консультационной службы АПК и субъектами хозяйствования АПК всех форм собственности.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Адаптация специальных налоговых режимов к условиям деятельности субъектов аграрного предпринимательства

РОДИОНОВА ОЛЬГА, КОПЫТИНА ОКСАНА, ЕВСЮКОВА ТАМАРА

За период действия специальных налоговых режимов произошла существенная трансформация налоговых льгот, условий и сферы их применения. Налоговые преференции при применении единого сельхозналога сравнялись с общим режимом, предусмотренным для сельхозтоваропроизводителей. Сельхозтоваропроизводители (СХТ) при выборе налогообложения должны сопоставлять фактические показатели с критериями, установленными для конкретного налогового режима и определять целесообразность его применения. Специальные налоговые режимы (СНР), за некоторым исключением, ориентированы для применения субъектами малого и среднего предпринимательства. В аграрной сфере, прежде всего в сельском хозяйстве, преимущественное развитие получили два режима: общий для СХТ и специальный - ЕСХН. В связи с расширением зоны действия ЕСХН и введением уплаты НДС усиливается влияние налогового фактора на финансовые результаты хозяйствующих субъектов.


Выпуск № 4, Апрель 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Проблемы управления размещением и специализацией сельскохозяйственного производства в аспекте реализации стратегии пространственного развития россии

АЛПАТОВ АНТОН

В работе уделено внимание проблемам размещения и специализации сельскохозяйственного производства в аспекте реализации Стратегии пространственного развития России. Проанализированы взаимодействия Стратегии с другими нормативно-правовыми документами регламентирующими пространственное развитие регионов и стратегическое планирование. Определено пространственное деление России на макрорегионы в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. На основе общих принципов пространственного развития Российской Федерации, указанными в Стратегии, были разработаны основные принципы размещения и специализации сельскохозяйственного производства. Произведена группировка регионов России по принципу отнесения отраслей сельскохозяйственного производства к перспективной эффективной экономической специализации и отраслям неэффективной специализации, но критически важным для экономики регионов. Определены основные приоритеты государственной поддержки и результаты развития эффективных отраслей сельскохозяйственного производства в аспектах экономической специализации субъектов Российской федерации.


Выпуск № 12 (45), Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Формат госпрограммы развития сельского хозяйства нуждается в корректировке

АДУКОВ РУХМАН, АДУКОВА АЛЕВТИНА, ЗАХАРОВ РУСЛАН

В статье обоснована целесообразность совершенствования формата государственной программы развития сельского хозяйства, а также методика ее подготовки и оценка выполнения. Необходимость этого вызвана многими факторами: в реализации госпрограммы участвуют органы власти и хозяйствующие субъекты, что требует четкого обозначения роли и ответственности сторон; решающая роль в выполнении плановых показателей принадлежит правилам игры, однако в госпрограмме не предусмотрена полноценная система мер по их оптимизации; плановые показатели госпрограммы должным образом не привязаны к потенциалу сельских территорий; методика оценки выполнения госпрограммы не предусматривает принятие мер наказания в отношении лиц, не обеспечивших достижение плановых показателей и т.д. Отмечено, что странам, занимающим лидирующие позиции в сфере сельской экономики и качества жизни сельского населения, удалось достичь высоких результатов лишь после замены отраслевой модели развития сельских территорий на территориальную, предполагающую рассмотрение и решение проблем села в едином комплексе. Исходя из этого, сделан вывод о том, что рост эффективности и конкурентоспособности сельского хозяйства в госпрограмме должен рассматриваться лишь как одно из условий социально-экономического развития села. Даны предложения, направленные на совершенствование формата, методики разработки и оценки выполнения государственных программ развития сельского хозяйства.


Выпуск № 12 (45), Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оценка конкурентоспособности регионов с сельскохозяйственной специализацией (на примере южного федерального округа)

РЫЖАКОВА АЛЛА, ГАГАРИНА ГАЛИНА, ЧАЙНИКОВА ЛИЛИЯ, СОРОКИНА НАТАЛЬЯ

В статье обосновано, что принятие решений об оказании регионам государственной поддержки следует осуществлять на основе анализа динамики конкурентоспособности территорий. Предложена методика расчета интегрального показателя конкурентоспособности регионов, в том числе обоснован выбор и определен вес потенциалов, характеризующих сельскохозяйственную специализацию. Дана оценка динамики конкурентоспособности регионов Южного федерального округа в 2008-2016 гг., показавшая, что перспективы их устойчивого развития в значительной степени обусловлены потенциалом реализации внутренних источников экономического роста, в качестве которых выступает сельскохозяйственный комплекс регионов. На основе проведенных расчетов составлен рейтинг регионов Южного федерального округа по интегральному показателю конкурентоспособности. Выделены три группы регионов по специфике реализации потенциала регионального сельскохозяйственного комплекса: центры экспорта продовольствия; центры роста сельскохозяйственного производства; центры обеспечения внутреннего спроса. Для каждой группы территорий разработаны приоритетные направления дифференцированной региональной политики, обеспечивающей превращение регионов с сельскохозяйственной специализацией в центры экономического роста,осуществляющие значительный вклад в социально-экономическое развитие Южного федерального округа и Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегий пространственного развития России и ее субъектов, а также государственных программ, направленных на обеспечение и повышение конкурентоспособности регионов с сельскохозяйственной специализацией.


Выпуск № 12 (45), Декабрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оценка развития сельских муниципальных образований в орловской области

ФЕДОТЕНКОВА ОЛЬГА, АЛПАТОВ АНТОН, ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР, ШЕСТАКОВ РОМАН

В данном исследовании предпринята попытка типологизации муниципальных районов Орловской области для целей поиска вектора их развития и совершенствования систем управления функционирования территорий. Выявлены административно-территориальные аспекты в развитии муниципальных районов Орловской области. Представлены основные социально-экономические показатели развития муниципальных образований в Орловской области с одновременной оценкой динамики численности работников, занятых в аграрной сфере. Определены направления индикативной оценки развития муниципальных образований, а также система показателей оценки устойчивого развития и уровня жизни населения в сельских территориях. На базе построенной матрицы индикаторов развития сельских территорий произведен расчет их интегрального агрегированного показателя, на основе которого произведено ранжирование муниципальных районов Орловской области по типу развития сельских территорий и уровню жизни населения для поиска на-правлений усиления работы управления муниципальными образованиями, обеспечивающих равномерное региональное развитие.


Выпуск № 10 (43), Октябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Развитие систем государственной поддержки эффективного и устойчивого функционирования селекционно-семеноводческого сектора масложировой индустрии россии

ЛУКОМЕЦ ВЯЧЕСЛАВ, КРИВОШЛЫКОВ КОНСТАНТИН

В статье рассматриваются проблемы, с которыми может столкнуться масложировая отрасль при отсутствии эффективного государственного контроля на рынке семян. Сформулированы ключевые риски локализации транснациональных компаний в России и их последствия для реализации концепции продовольственной безопасности страны. Обоснована необходимость разработки и внедрения организационно-экономического механизма регулирования и нормативно-правовой поддержки рынка отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур.


Выпуск № 10 (43), Октябрь 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Анализ производственной функции регионального сельского хозяйства в рамках реализации государственной программы развития

ШЕСТАКОВ РОМАН, АЛПАТОВ АНТОН, ЛОВЧИКОВА ЕЛЕНА, ХАШИР БЕЛЛА

В статье исследуется возможное влияние мер поддержки сельского хозяйства в рамках действия Государственной программы с позиций сдвига параметров аграрной производственной функции. За основу принималась двухфакторная модель производства сельскохозяйственной продукции, потребляющая на входе капитальные и трудовые ресурсы. Проанализированы коэффициенты эластичности по капиталу и труду в целом за период с 2005 по 2017 годы, а также по крайним отрезкам исследуемого ряда. Определена норма технологического замещения. Сделаны выводы по изменениям в производственной функции в период действия государственной программы развития, даны рекомендации по совершенствованию процесса подготовки и реализации подобных стратегий развития.