ISSN 2077-3595

STATE REGULATION


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

О повышении эффективности аграрного сектора якутии

РОДНИНА НАТАЛЬЯ

В статье исследуются проблемы АПК Республики Саха (Якутия). К основным причинам задержки развития сельского хозяйства республики за последние годы отнесено отсутствие тесного взаимодействия между ветвями власти и несовершенство применяемых финансово-экономических механизмов. Кроме того, имеется такой фактор, как нехватка в отрасли молодых квалифицированных кадров, и старение сельского населения. Слабая развитость рынка труда и агротехнологий, запущенность производственной и социальной инфраструктуры на селе ежегодно усиливает отток населения из сельской местности. Целью исследования является выработка предложений для изменения ситуации, в том числе обязательное закрепление формирования региональной системы ведения сельского хозяйства на основе совокупности систем муниципальных образований и усовершенствование системы подготовки кадров для АПК.


Выпуск № 2, Февраль 2020 г., рубрика "Экономика отраслей апк"

Проблемы развития скотоводства: региональный аспект

ЧЕПИК АНАТОЛИЙ, ЧЕПИК ДЕНИС, КРИВЦОВ КОНСТАНТИН

На современном этапе развития аграрного сектора страны остаётся нерешённой проблема обеспечения населения качественной продукцией скотоводства – молоком и мясом крупного рогатого скота. В процессе исследования было установлено, что для эффективного развития данной подотрасли животноводства необходимо в большей степени использовать природный потенциал естественных сенокосов и пастбищ, площадь которых в России составляет свыше 70 млн. га. В настоящее время на одну голову крупного рогатого скота приходится 3,5-4,5 га природных кормовых угодий и, по нашему мнению, возможно их комплексное использование, как в промышленном скотоводстве густонаселенных территорий, так и на животноводческих фермах среднего размера (200-600 голов), в хозяйствах населения (от 1-2 до 40 голов) и КФХ (60-120 и более голов).


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Государственное регулирование аграрного сектора экономики региона: тенденции и перспективы

ПИТЕРСКАЯ ЛЮДМИЛА, ГУРНОВИЧ ТАТЬЯНА

Работа посвящена проблеме развития государственного регулирования регионального АПК в современных условиях. В исследовании обоснованы основные направления совершенствования системы государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей, уточнена схема управления АПК, предусматривающая реализацию инновационной модели, проведена прогнозная оценка динамики объемов государственной поддержки инвестирования сельского хозяйства Краснодарского края. В работе также выделены приоритеты государственного финансирования агроэкономики на основе единой субсидии, что позволяет оптимизировать систему межбюджетных трансфертов, способствует эффективному перераспределению средств между уровнями бюджетной системы и повышению ответственности регионов за выбор направлений, объемов и пропорций государственной поддержки и их реализацию.


Выпуск № 10, Октябрь 2019 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование апк"

Оптимизация кредитного субсидирования проектов программного развития регионального апк

СМИРНОВ ВИТАЛИЙ

В настоящее время прослеживается растущая потребность в дальнейшем совершенствовании положений методологии обоснования, практики методического обеспечения процесса кредитного регулирования инвестиционной деятельности с участием государства. Государство призвано активизировать региональные инвестиционные возможности посредством совершенствования кредитных инструментов, для обеспечения роста привлекательности инвестиционной деятельности. Практика внедрения данных авторских разработок будет способствовать экономическому росту региональной аграрной экономики, создаст новые рабочие места. Целью научного решения выступила востребованная практикой необходимость подготовки методики совершенствования показателей качества кредитного обеспечения, нацеленных на конечный результат. Основой методологии исследования послужили научные положения, сформулированные отечественными и зарубежными исследователями. Информационную базу исследования составили справочники, нормативы, регламенты, публикации периодической печати, информация Интернета, логика, расчеты авторов. При исследовании применялись абстрактный, монографический, сравнительный, расчетный, экономический, графический методы, эконометрическое моделирование. Хозяйствующей аграрной практике необходим более высокий уровень государственной поддержки процесса инвестиционного обновления и развития субъектов агропромышленного производства, особенно в практике привлечения длинных кредитных ресурсов. В этих условиях поиск оптимального уровня государственного субсидирования ставки рефинансирования с целью получения максимальной отдачи от вложенных в поддержку аграрных производителей бюджетных средств является весьма актуальной задачей. Расчеты по рекомендуемой нами методике показали, что компенсация государством банковской кредитной ставки на уровне 8,2‰ (даже при сегодняшней ставке рефинансирования 7,0‰) при сложившейся конъюнктуре рынка является наиболее выгодным вариантом поддержки, так как обеспечивает оптимальное соотношение налоговых поступлений (налоговой нагрузки), высокой активности инвестирования и выгоды ведения аграрного бизнеса.


Выпуск № 9 (42), Сентябрь 2018 г., рубрика "Кооперация и интеграция в апк"

Состояние и институциональные аспекты развития кластеров в апк

ПРОНЯЕВА ЛЮДМИЛА, ПАВЛОВА АННА, РАГИМОВ ФАРХАД

Процессы кластеризации экономики в современных условиях являются новым форматом структуризации ее реального сектора. Кластеры создаются в последние годы в различных сферах экономики, в том числе и в агропромышленном комплексе страны. Аграрные кластеры являются крупными производителями продовольствия. Так, объем отгруженной продукции участниками Пищевого кластера Республики Татарстан составил 31,7 млрд руб., Агропромышленного кластера Кемеровской области - 11,1 млрд руб., Агро-биотехнологического кластера Омской области - 8,3 млрд руб. Поддержка аграрных кластеров государством осуществляется в рамках программ Минэкономразвития России. Развитие кластеров необходимо рассматривать как важнейший элемент государственной политики. В настоящее время одной из важнейшей проблем в процессах кластеризации экономики является несовершенство нормативно-правой базы, являющейся барьером для создания и функционирования кластеров. В рамках решения данной проблемы для совершенствования государственного управления кластерной деятельности предложено структурировать нормативно-правые акты, с выделением уровней регулирования и типов нормативно-правовых актов. Авторами акцентируется внимание на важности принятия федерального закона, регулирующего процессы создания и функционирования кластеров в стране, предложены его структурные элементы, определяющие содержание закона. Стратегическое управление в кластерах должно основываться на разработанном методическом сопровождении развития данных интегрированных структур. Авторами предложен алгоритм разработки и реализации программы кластерного развития, включающий блоки: методическое сопровождение и обоснование программ развития, содержательная и организационная работа. На основе исследования практики формирования нормативно-методических документов, авторами предложены содержание и структурные элементы Стратегии развития кластера и Программы кластерного развития, которые могут быть использованы для формируемых и действующих аграрных кластеров.


Выпуск № 8 (41), Август 2018 г., рубрика "Аграрная политика и государственное регулирование в апк"

Влияние государственного регулирования сельскохозяйственного производства на обеспечение продовольственной безопасности россии

ГАЙДУК ВЛАДИМИР, КАЛИТКО СВЕТЛАНА, НИКИФОРОВА ЮЛИЯ, ПАРЕМУЗОВА МАЙЯ

В статье проанализировано, как используемые механизмы государственного регулирования отражаются на продовольственной безопасности РФ. Проведен краткий исторический обзор государственного регулирования сельскохозяйственного производства в России. Проанализированы правовые основы и основные инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в РФ на современном этапе, а также структура расходов средств Федерального бюджета на подпрограммы государственной поддержки сельского хозяйства.


Выпуск № 2 (35), Февраль 2018 г., рубрика "Международные отношения и мировой опыт ведения сельского хозяйства"

Развитие органического сельского хозяйства в дании

РЫЖКОВА СВЕТЛАНА, КРУЧИНИНА ВАЛЕНТИНА, ГАСАНОВА ХАТИМАТ, ЗАХАРЧЕНКО ЕЛЕНА

Мировое органическое сельское хозяйство быстро развивается. В России этот сектор только формируется, но Россия уже является частью мирового рынка органической продукции. Однако местный рынок стал развиваться, по сравнению с ведущими в этой области зарубежными странами, значительно позже, а имеющийся агроклиматический, земельный и интеллектуальный потенциал используется весьма ограничено. Опыт Дании показывает, что, начавшись как движение производства качественных продуктов, органическое сельское хозяйство превратилось в крупный сектор экономики страны. В статье дана периодичность развития датского органического производства, рассмотрены программы поддержки, действующее законодательство, роль кооперации в товаропроводящей цепи органических продуктов питания. Об эффективности выбранной политики говорят следующие факты: в мировом рейтинге Дания занимает второе место по потреблению органических продуктов питания на душу населения и первое - по доле рынка органических продуктов питания в розничной торговле. Опыт Дании будет полезен для России, так как показывает, что взаимодействие неправительственных организаций, государственных органов, заинтересованных производителей и потребителей может вызвать развитие рынка органических продуктов. Поэтому опыт Дании интересен для России, а результаты исследования будут способствовать формированию и развитию конкурентного отечественного рынка органической продукции.